Главная Для студентов Роль и виды газетных заголовков Лид как часть заголовочного комекса печатных сми

ЛИД КАК ЧАСТЬ ЗАГОЛОВОЧНОГО КОМПЛЕКСА ПЕЧАТНЫХ СМИ

Заголовки применяют отдельно или в сочетании друг с другом. Нередко они образуют заголовочный комплекс, в который входят обыкновенный заголовок, подзаголовок, рубрика и лид. Обыкновенный заголовок дает представление о содержании публикации. Подзаголовок конкретизирует содержание заголовка. Рубрика определяет тематическое направление или характер текста. Нередко к ним присоединяют лид - первый вводный абзац публикации, содержащий опорный факт сообщения. Такой заголовочный комплекс дает читателю достаточное представление о теме и содержании текста.

В американской и европейской журналистике информационные материалы традиционно излагаются в соответствии с принципом перевернутой пирамиды. Самая свежая и важная информация располагается вверху, а затем следуют менее значительные и интересные факты. Такая структура наиболее удобна для читателя. Он может быстро уловить главное и прервать чтение в любом месте, не упустив ключевых пунктов.

На долю заголовка и лида должно приходиться примерно 70% общего смысла информации и только 30% на всю оставшуюся часть публикации вне зависимости от общего количества строк.

В ходе подготовительной работы над статьей или репортажем важно определить, каким будет лид.

В новостных материалах применяются следующие лиды:

- Резюме, где даются ответы на вопросы кто, что, где, когда. В следующих абзацах более подробно раскрываются эти пункты, а также рассказывается, почему и  как событие произошло.

Например, в газете «Ведомости» под рубрикой «Технологии / Телекоммуникации» была опубликована статья Фреда Дворака «Телевизионный прорыв Sony». К ней был дан подзаголовок «Японская корпорация продемонстрировала «цифровую реальность». Статья начиналась следующим вводным абзацем «В среду корпорация Sony анонсировала свою новую технологию DigitalRealityCreation, позволяющую телезрителям манипулировать изображением на экране, в частности панорамировать и увеличивать отдельные участки, а также повышать их четкость. Эти функции будут воплощены в новой линейке телевизоров, которую Sony планирует представить на следующей неделе» (13 августа 2004 г.).

- Единичный. Этот тип лида выделяет один важный аспект публикации.

- Сложный объединяет несколько новостных элементов;

- Лид с немедленной идентификацией отвечает на вопрос «кто?».

- В лиде с отсроченной идентификацией указывается не имя, а положение или роль человека. Кто он читатель поймет, прочитав следующие абзацы.

В тематических статьях ответы на вопросы « кто », «что », «где », «когда » и «почему» не являются самыми важными элементами. Поэтому ответы на них не включают в лид.

Для тематических статей и очерков подходят:

- анекдотический лид (остроумное описание события или человека);

- сценический лид (введение места действия или создание атмосферы для того, чтобы начать статью);

- вопросительный лид.

В лиде аналитической статьи надо обосновать значение темы и сформулировать главную идею.

Существует множество других типов лидов: сюрприз, контрастный, статистический, ретроспективный и др. Выбирая его тип, надо учитывать, насколько читатель уже осведомлен о событии, насколько событие важно для него, что является главным в материале: люди или события.

Таким образом, заголовочный комплекс надо выстраивать так, чтобы после его прочтения у читателя сложилась четкое представление, о чем пойдет речь в редакционном материале. Особую роль в нем играет вводный абзац, содержащий опорный пункт общения. Задача лида - привлечь внимание читателя к материалу, пригласить его к дальнейшему чтению.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы