РОЛЬ И ВИДЫ ГАЗЕТНЫХ ЗАГОЛОВКОВ

В настоящее время при подготовке высококачественного информационного продукта наблюдается усиление эмоциональных приемов воздействия. Яркость, образность, новизна публикации, оригинальный дизайн газеты или журнала, а также хорошие заголовки повышают конкурентоспособность периодического издания.

Заголовоки представляет собой первый элемент текстовой публикации, с которой они органично связаны.

Заголовки выполняют несколько важных функций. Прежде всего они подводят читателя непосредственно к тексту статьи и сообщают суть материала.

Например, под рубрикой «Расследование «СБ» «Советская Белоруссия» опубликовала статью «Свет и тени энергосбережения».

Заголовки публикаций являются неотъемлемым элементом дизайна газеты. От их оформления во многом зависит имидж периодического издания. Они разбивают серую массу текста, помогают читателю быстрее ознакомиться с содержанием номера, выделить то, что представляет для него особый интерес. Удачный заголовок часто определяет решение прочитать весь материал или пропустить его.

Заголовки также дифференцируют материалы по степени важности. Своими размерами и расположением они дают читателю понять, насколько значительными или интересными эти материалы считает сама редакция.

В настоящее время почти все тексты и многие газетные иллюстрации публикуются с заголовками. Исключения составляют небольшие информационные сообщения и заметки, сгруппированные в подборку. Тогда над ней ставят общий заголовок - рубрику, обозначающую тему этих публикаций или другой общий для них признак.

Например, в российской газете «Ведомости» в подборку «Слова» включают цитаты из выступлений политических деятелей, которые на прошедшей неделе привлекли наибольшее внимание общественности.

Как правило, заголовки в газетах и журналах строятся по традиционным моделям: повествовательный, заголовок-сообщение, заголовок-резюме, заголовок-цитата, обращение, призыв, игровой заголовок и другие.

В процессе редакционной практики возникли своеобразные стереотипы использования заголовков различных жанровых публикаций. Так, для новостных заметок характерно вынесение в заголовок опорных фактов и цифровых данных. Заголовки интервью часто представляют собой цитату из ответа респондента. Для репортажей и очерков характерны образные заголовки. Например, в журнале GEO была опубликована статья под названием «ICEландия - Северный эдем?»

Стиль заголовков - одно из специфических отличий периодического издания. Его не следует менять в течение длительного времени. По стилю заголовков постоянный читатель узнает газету, даже не  видя ее названия.

В 1990-е годы "Комсомольская правда" отдавала предпочтение игровым заголовкам, которые придумывали особые сотрудники. В настоящее время от этой практики почти отказались. Сегодня в этом издании преобладают повествовательные заголовки-сообщения. Это делается для того, чтобы упростить процесс восприятия текста.

Тем не менее заголовки, представляющие собой слегка измененное устойчивое словосочетание, остаются очень популярными. Например, в газете «Известия» любителей футбола привлек заголовок «Хоть гол на голове теши». В журнале «Коммерсантъ Деньги»  рубрику «Как заработать» открывала статья «О ферме и содержании».

Известно, что человек мгновенно и без напряжения воспринимает слова, в которых содержится не более шести букв. Именно из них опытные журналисты составляют газетные заголовки. Обычно их пишут в настоящем времени. Это вызывает ощущение сиюминутности. Правда, данное правило, не касается материалов, посвященных историческим событиям.

Неудачный выбор заголовка или плохое оформление резко снижают воздействие всей публикации. Содержательную статью с невыразительным заголовком часто вообще не замечают. Яркий заголовок побуждает прочитать следующий за ним текст или внимательно рассмотреть иллюстрацию.

Воздействие заголовка на читателя зависит от технического оформления - размещения на газетной полосе и постановки над текстом, сбоку от него или в центре. Играет роль и деление заголовка на строки, выбор гарнитуры шрифта и его кегля, насыщенность цвета и другие характеристики. Опытные дизайнеры применяют дополнительные цвета для выделения на полосе одной, иногда двух важнейших публикаций, концентрируя на них внимание читателей.

Нередко заголовок, дающий слабое представление о содержании публикации, конкретизирует и развивает подзаголовок.

Например, в российской газете «Ведомости» заголовок «Когда старость в радость» уточнял подзаголовок «Американские дизайнеры ввели моду на «состаренные» дома». В белорусской «Народной газете» заголовок «Золотая жила» дополнял уточняющий подзаголовок «На чем делают состояние богатейшие люди планеты».

Подзаголовок может также указывать характер газетного выступления или  источник получения информации.

Таким образом, система заголовков периодического издания позволяет читателю быстро познакомиться с содержанием всего номера и выделить то, что представляет особый интерес. Хороший заголовок привлекает внимание, выражает суть журналистского материала, передает его характер, соответствует стилю. Правильный выбор места, размера, цвета и гарнитуры шрифта заголовка улучшают дизайн периодического издания. Заголовок может иметь образную форму. Тогда он должен быть дополнен подзаголовком.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы