Вопрос 44

Стилистическое расслоение русской лексики

Слова стилистически неравноценны. Одни воспринимаются как книжные {интеллект, ратификация, чрезмерный, инвестиции, конверсия, превалировать), другие - как разговорные {за­правский, сболтнуть, малость); одни придают речи торжественность {предначертать, волеизъявление), другие звучат непринужденно {работа, говорить, старый, холодно). При сти­листической характеристике слова учитывается, во-первых, его принадлежность к одному из функциональных стилей или отсутствие функционально-стилевой закрепленности, во-вторых, эмоциональная окраска слова, его экспрессивные возможности.

Функциональным стилем называется исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемых в той или иной сфере общения.

В современном русском языке выделяются книжные стили: научный, публицистический, официально-деловой. Им стилистически противопоставлена разговорная речь, выступающая обычно в характерной для нее устной форме.

Особое место, на наш взгляд, в системе стилей занимает язык художественной литературы. Художественная речь не представляет собой системы языковых явлений, напротив, она лишена какой бы то ни было стилистической замкнутости, её отличает разнообразие индивидуально-авторских средств.

Стилистическая характеристика слова определяется тем, как оно воспринимается говорящими: как закрепленное за определенным функциональным стилем или как уместное в любом стиле, общеупотребительное. Стилевой закрепленности слова способствует его тематическая отнесенность. Мы чувствуем связь слов-терминов с научным языком (квантовая теория, ассонанс, атрибутивный)', относим к публицистическому стилю слова, связанные с политической тематикой (всемирный, конгресс, саммит, международный, правопорядок, кадровая политика)', выделяем как официально-деловые слова, употребляем тле в делопроизводстве (нижеследующий, надлежащий, потерпевший, проживание, оповестить, предписать, препровождается).

Наиболее четко противопоставлены книжные и раз говорные слова (ср.: вторгаться - влезать, соваться; избавиться - отделаться, отвязаться; криминальный - бандитский).

В составе книжной лексики можно выделить слова, свойственные книжной речи в целом {последующий, конфиденциально, эквивалентный, престиж:, эрудиция, предпослать), и слова, закрепленные за конкретными функциональными стилями. Например, синтаксис, фонема, литота, эмиссия, деноминация тяготеют к научному стилю; предвыборная кампания, имидж:, популизм, инвестиции - к публицистическому; акция, потребитель, работодатель, предписывается, вышеуказанный, клиент, воспрещается - к ифициально-деловому.

Наряду с функциональными стилями выделяются и экспрессивные стили, для которых важнейшей является функция воздействия.

К экспрессивным стилям относятся торжественный (высокий, риторический), фамильярный (сниженный), а также интимно-ласковый, шутливый (иронический), насмешливый (сатирический). Этим стилям противопоставлен нейтральный, то есть лишенный экспрессии. Основным средством достижения желае, >й экенре сивноп окраски речи является оценочная лексика. В ее составе можно выделить три разновидности.

1.   Слова с ярким оценочным значением. К ним принадлежат слова-«характеристики» (предтеча, провозвестник, брюзга, пустомеля, разгильдяй и др.), а также слова, содержащие оценку факта, явления, признака, действия (предназначение, предначертание, делячество, (очковтирательство, судьбоносный, нерук творный. безответственный, допотопный; дерзать, вдохновить, опорочить, напакостить). 2.Многознач; и L-лова, обычно нейтральные в основном значении, но получающие яркую эмоциональную < kj иску npj лета<] >рическом употреблении. Так, о человеке говорят: шляпа, тряпка, дуб, слон, медвеиь, шея, oj/. ворона: в переносном значении используют глаголы: петь, шипеть, пилить, грызни,, копат >, зс вить, м >ргать т. п.

3.  Слова с суффиксами субьективн ,'; оценки, передающие различные оттенки чувства: положительные эмоции - сын, ч< :. солнышко, бабу:, аккуратненько, близехонько - и отрицательные - бородища, детина, казенщина ,. г. п. Русски!:  богат лексическим    синонимами, которые контрастируют по их экспрессивной окраске. Напои it

стилистически

нейтральные

сниженные

высокие

лицо

 

морда

лик

препятствие

 

помеха

преграда

плакать

 

реветь

рыдать

бояться

 

трусить

опасаться

прогнать

 

выставить

изгнать

Часто одно нейтральное слово имеет несколько экспрессивных синонимов, различающихся по степени эмоционального напряжения: несчастье, горе, бедствие, катастрофа; буйный, безудержный, неукротимый, неистовый, яростный. Нередко к одному и тому же нейтральному слову тяготеют синонимы с прямо противоположной окраской: просить - молить, клянчить; плакать - рыдать, реветь.

Экспрессивно окрашенные слова могут приобретать самые различные стилистические оттенки, на что указывают пометы в словарях: торжественное (незабвенный, свершения), высокое (предтеча), риторическое (священный, чаяния), поэтическое (лазурный, незримый). От всех этих слов резко от­личаются сниженные, которые выделены пометами: шутливое (благоверный, новоиспеченный), ироническое (соблаговолить, хваленый), фамильярное (недурственный, шушукаться), неодобрительное (педант), пренебрежительное (малевать), презрительное (подхалим), уничижительное (хлюпик), вуль­гарное (хапуга), бранное (дурак).

На эмоционально-экспрессивную окраску слова влияет его значение. Резко отрицательную оценку получили у нас такие слова, как фашизм, сепаратизм, коррупция, мафиозный. За словами прогрессивный, правопорядок, дерэ/савность, гласность и т. и. закрепляется положительная окраска. Даже различные значения одного и того же слова могут заметно расходиться в стилистической окраске: в одном случае употребление „.нова может быть торжественным (Постой, царевич. Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа (А. Пушкин), в другом - это же слово получает ироническую окраску (Г. Полевой доказал, что почтенный редактор пользуется славою ученого мужа, так сказать, на честное слово (К. Пушкин;.

Развитию эмоционально-экспрессивных оттенков в слове способствует его метафоризация. Так, стилистически нейтральные слова, употребленные как тропы, получают яркую экспрессию: гореть (на работе), падать (от усталости), задыхаться (в неблагоприятных условиях), пылающий (взор), голубая (мечта), летящая (походка) и т. д. Окончательно определяет экспрессивную окраску контекст: нейтральные слова могут восприниматься как высокие и торжественные, а высокая лексика в иных условиях приобретает насмешливо-пронн'гескую окраску; порой даже бранное слово может прозвучать ласково, а ласковое - презрительно.

Эмоционально-экспрессивная окраска наслаивается па функциональную, дополняя ее стилистическую характеристику. Нейтральные в олюшюналыю-экспрессивном отношении слова обычно относятся к общеупотребительной лексике. Эмоционально-экспрессивные слова распределяются между книжной, разговорной и просторечной лексикой.

Литературный редактор должен учитывать стилистическую окраску использованных автором слов и не допускать неон:, ашного смешения спален пли неуместного употребления лексических средств, закрепленных за определенным функциональным стилем; слов, имеющих ту или иную экс­прессивную окраску.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы