Вопрос 34

Факт как основа журналистского произведения

Люди и окружающая среда постоянно передают нам информационные сигналы. Это могут быть события, явления, процессы, назревающие проблемы. Со знаком «плюс» или со знаком «минус». Они то и составляют кирпичики для строительства журналистского произведения. Можно сказать, что это первичные элементы в структуре любого материала СМИ. Они несут информацию об обыденной жизни и о серьезных, в первую очередь, научных знаниях. С их помощью обобщаются явления, цементируются интересные мысли. Факт - самое популярное слово в журналистском лексиконе. Есть факты. Нет фактов. Мало фактов. Много фактов. Факты доказательны. Факты ни о чем не говорят. Можно до бесконечности варьировать это понятие. Попробуем выяснить его суть.

Событие, ситуация, процесс, личность это объекты журналистики. В основе их лежат факты. По фактам делаются первые выводы о предмете. С помощью описания фактов происходит более сложное познание действительности. Можно пойти простым путем - констатировать наличие события, явления, ситуации, проявлений личности. Можно все это описать, выявляя свойства, приводя качественные и количественные характеристики.

Факт   и  его   описание  - разные  вещи. Описание   зависит   от   многих   составляющих,   особенно   от профессионализма журналиста. В каждом средстве массовой информации и под разным пером один и тот же факт при описании становится то ярче, то тускнее, то значительнее, то бессмысленнее. По этой причине описание можно считать лишь моделью оригинала.

3.1. Природа факта и его назначение

Несколько странно читать в романе Чарльза Диккенса «Тяжелые времена» такие строки, которые может в гневе произнести любой современный редактор: «Итак, я требую фактов». В жизни требуются одни факты. Не насаждайте ничего иного и все иное вырывайте с корнем. Ум мыслящего животного можно образовать только при помощи фактов, ничего иное не принесет ему пользы. Держитесь фактов, сэр!

Школьный учитель, которому принадлежат эти слова, просто зачарован фактами, умением их наблюдать, наслаждаться и воспроизводить по возможности разнообразно. Он пошел еще дальше: «Мы надеемся в недалеком будущем учредить министерство фактов, где фактами будут ведать чиновники, и тогда мы заставим народ быть народом фактов».

Можно завершить вечный человеческий интерес к фактам еще одним литературным изречением. Оно принадлежит поэту Евгению Евтушенко: «людей неинтересных в мире нет», а только люди подбрасывают нам факты. Факты постоянно функционируют как в литературе, так и в журналистике. Можно утверждать, что для понимания факта, много сделали не журналисты, а писатели. В частности, М. Горький. Что же такое факт?

Словари объясняют это понятие, как «действительное событие, явление». Факт - то, что есть на самом деле, то, что произошло, то, что существует. Факт - это определенное эмпирическое значение действительности. Для журналиста факты - это объективные сведения, документы, отражающие реально происходившее, это данные о человеке и его делах, это различные цифровые показатели и т. д. Однако не совсем точно определять факт как событие, как явление. Это скорее всего стадии, ступеньки развития факта по его значимости.

Факт как таковой чаще всего - это нечто обычное, повседневное.

Событие - это уже более значительный, весомый факт общественной или личной жизни, это - общественно значимый социально важный факт.

Явление - это то, в чем обнаруживается сущность факта.

Сущность - это то основное, наиболее существенное, что характеризует предметы, явления, раскрывает их основу, внутренний смысл.

Явление рассматривается как внешняя форма выражения сущности.

Смысл научного познания заключается в том, чтобы за внешними формами проявления вещей, явлений, событий вскрыть их сущность.

Сообщение фактов - это не только их констатация и подбор.

Это всегда и определенная их оценка (пусть не явная, замаскированная). Сам отбор фактов, представляет своеобразную предварительную их оценку. Он говорит о важности, предпочтительности именно данного факта.

Поэтому правильно будет сказать, что факт нужно рассматривать в общем потоке сообщений, а не только как единичное явление.

Если художественная литература, стремясь возбудить определенные эмоции, вызвать ответные душевные импульсы у читателя, прежде всего воздействует на воображение, на сердце, то журналистика для воздействия на читателя пользуется доку ментально-логическими средствами, главным образом фактами. Журналист сравнивает и сопоставляет факты,  используя метод аналогии  или метод контраста. Он приглашает читателя вместе с автором задуматься над приводимыми фактами, сделать свои выводы. Журналистика, приближаясь к научному отражению жизни, строится на анализе и обобщении фактов текущей действительности. Идеи вытекают из фактов, обосновываются на фактах. Любая теория - это «вытяжка из фактов». Она основывается на фактах, на практике, имеет глубокие корни в жизни. «...Идеи, - подчеркивал М. Горький, - не добываются из воздуха, как, например, азот, идеи создаются на земле, почва их - трудовая жизнь, материалом для них служат наблюдение, соавнение. изучение - в конце концов: факты, факты!» (М. Горький. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 25. М., ГИХЛ, 1953. С. 325).

Факт всегда существует в развитии он - «вытяжка из прошлого» и «посылка в будущее». Факт сам по себе не самоцель. Важно понять, проанализировать факт, определить, какие мысли он вызывает у читателя, к чему зовет. Для публициста, пишущего историю современности на основе фактов текущей действительности, характерны аналитическая и синтезирующая работа мысли, диалектическое движение от частного к общему.

Начинающему журналисту важно выработать в себе привычку тщательно изучать и сопоставлять факты с помощью их анализа и обобщения. Случается так, что наличие фактов само по себе ни о чем не говорит. В журналистском лексиконе бытует выражение «голый факт», что означает ничем не подкрепленный. Таким   образом,   можно   для   журналистики   уточнить   словарное   определение:    факт    (сделанное,совершившееся) - в обычном смысле синоним понятий истина, событие, результат. Важно, что достоверность сделанного и совершенного доказана.

Факт необходимо рассматривать в ряду других, видеть его прошлое и будущее, брать во всех связях и взаимоотношениях не следует спешить с выводами, если до конца не разобрался и не сопоставил факты, которые имеются у противоположных сторон. Одни обвиняют, другие защищаются, но они могут и поменяться местами.

Вот пример. В редакцию газеты пришел инженер крупной столичной стройки и попросил «приструнить» бетонный, завод, который постоянно опаздывает с подвозом бетона. В результате строители простаивают. Жалуются, на маленькие заработки. Объект строится медленно. Стройка терпит убытки. Журналист  отправился  на  объект для  проверки  фактов.  Была  середина  рабочего  дня  и  строителя действительно  сидели  без  дела.  Пока  журналист выяснял  подробности,  появился  первый  «МАЗ»  с раствором. Было около четырех часов, практически конец рабочего дня. Факты стройно выстроились в цепочку  и  подтвердились.   Можно  отправляться  в  редакцию  и  писать  критическую  статью.  Но  по элементарному закону справедливости необходимо выслушать и «виноватую сторону». Когда журналист добрался до бетонного завода и сообщил о конфликте со стройкой, то выяснил, что виноваты прорабы стройки, которые неправильно рассчитывали и заказывали объемы растворов, непланомерно вывозили на объект. Факты повернулись другой стороной. Стали видны причины и следствия. Таким образом, определилось важнейшее правило работы с фактами - необходимость тщательной проверки и сопоставления. Кроме проверки по существу необходима проверка в деталях. Она включает выяснение фамилий, цифр, названий и т.д. Еще пример. Произошла автокатастрофа. Журналист выясняет место происшествия, время суток, число погибших, причины аварии. Ответы могут быть разноречивыми. Они нуждаются в сопоставлении. Путь факта от его обнаружения журналистом до газетной страницы или телевизионного сюжета проходит следующие этапы:

  1. установление факта (его проверка),
  2. отбор фактов для выступления,
  3. извлечение смысла,
  4. описание или комментирование.

В более концентрированном виде это можно изобразить цепочкой: факт - ситуация - процесс.

Расшифруем это так. Факт - отправная точка. Ситуация - совокупность фактов. Процесс - система развития ситуации. Факты - те атомы, из которых складываются ситуации, события и возникают процессы.

Констатация    фактов    выделяет   группу    информационных   жанров.    Для   жанров    аналитических   и художественно-публицистических необходима другая степень описания фактов и вовлечение читателя в размышление над фактами. Напомним, что факт в журналистике это достоверное отражение частицы  реальности, единица достоверного знания. С помощью фактов создается модель многообразной действительности. Для полного и адекватного отражения событий, явлений, процессов, личностей используются факты:

  1. социальные,
  2. исторические,
  3. литературные,
  4. юридические,
  5. культурологические.

Все они являются формой достоверного человеческого знания и вызывают у читателей доверие. В качестве фактов могут использоваться социологические исследования, экспертные выводы, статистические выкладки, результаты экспериментов. Языком цифр можно обрисовать явление, вскрыть сущность проблемы, показать динамику развития событий и сделать соответствующие выводы.

Американские исследователи журналистики утверждают, что фактов не существует, а существуют люди, наблюдающие за ними, и потому все очень субъективно. Собственное мнение, оценка трактовка, интерпретация мешают объективному освещению событий. Для уверенности, в том, что факт отличается от игры мнений, необходимо знать:

-  из каких источников получены факты,

  1. какие цели преследовали их поставщики,
  2. нет ли смешения фактов науки и обыденных фактов. Исследователь Г. Лазутина предлагает отталкиваться от трех типов фактов:
  3. факт как элемент действительности,
  4. факт как элемент сознания,
  5. факт как элемент текста.

Каждый,   тип   имеет   разный   объем   содержания   и   дополнительные   функции   из-за   использования журналистами образного ряда. Наличие образа меняет окраску факта. Факты науки дают отмычку ко многим дверям. Факты истории, как законсервированная информация, убеждают в том, что все повторяется. Таким образом, можно считать, что факты являются основой информационного сообщения и выступают аргументами при доказательствах.

3.2. Описание факта, оценка, объяснение

Как было сказано выше, описание предмета исследования - это создание его наглядной модели. Здесь нет раскрытия сущности факта. Зафиксированная образность, возможность своими глазами «взглянуть» пробивают самую короткую дорогу к массовой аудитории.

На основании фактов формируется цепь оценок, интерпретаций, практических советов. Таким образом создается авторское мнение. Соединение описания и авторского мнения - индивидуальный творческий акт. Разделяют разные виды описания:

  1. полное и неполное,
  2. количественное и качественное,
  3. структурное и генетическое,

В описании фигурирует объяснение. Если констатация факта позволяет ответить на вопросы «кто», «что», «где», «когда», то далее идет более сложная задача объяснения «почему», «зачем», «что из этого следует». Оценка - это сознательная деятельность исследователя, которая сопровождается положительным или отрицательным отношением к факту. Оценка зависит от убедительности журналистского выступления и предполагает активное отношение журналиста к предмету исследованиями должен помочь читателю верно разобраться в явлении. Здесь вступает в силу момент ответственности журналиста за написанное или сказанное, потому что не исключается возможность жонглирования фактами. В одних случаях используются одни факты, и остаются без внимания другие. В других - меняется местами главное и второстепенное. В-третьих - дается оценка в словах «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо», что само по себе очень условно, а иногда и не точно.

Однако все эти добрые и выверенные теорией побуждения и действия могут не привести к ожидаемому результату. Новая ситуация в обществе, где средства массовой информации не навязываются, а выбираются добровольно, привела к плюрализму мнений, взглядов. Журналистское произведение оказалось в новом положении. Журналисты отказываются от роли мессии, жестко направленного воздействия на массовое сознание. Они стараются избегать прямых и резких оценок, чаще давать мягкие объяснения. Представления, потребности, интересы, критерии людей сильно изменились, а значит меняются и методы, воздействия. Итак, описание предмета журналистского интереса заключается в выявлении особенных качеств, главных, а не случайных. Иногда их определяют как нормативы, или смысловые единицы, в которых запечатлен социальный опыт.

3.3. Факт в информационных жанрах

Тексты, которые относятся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют основной массив СМИ. Это оперативная информации или как ее еще называют новостная. Ее характеризует

  1. небольшой объем,
  2. краткое упоминание источника информации,
  3. отсутствие авторских эмоций.

Если, изучив какое-то важное явление, событие, факт, журналист преследует главную цель - сообщить о них, проинформировать общественность, то он выбирает один из информационных жанров - заметку, репортаж и т. д. В заметке, например, журналист более или менее подробно излагает сам факт и наиболее важные его составляющие (место действия, участвующие лица и т. д.). В   репортаже   главенствует   уже    наглядно-чувственное   изображение   фактов.    Автор   субъективно, эмоционально воспринимает определенные факты и рассказывает о них как очевидец читателю.

Как правило, используются один или два опорных факта и множество цифрового материала. Исследователи отмечают два варианта информирования или способа подачи фактов: жесткое и мягкое. Жесткое информирование - краткий, точный, сжатый вариант с сутью события. Например, «1000 человек, 400  снегоуборочных  машин,   100  единиц  другой  техники  и  весь  дворницкий  состав  города  были задействованы в уборке снега, выпавшего в последние три дня зимы. При горисполкоме был образован специальный штаб, который мобилизовал также всех ответственных за уборку территорий, прилегающих к учреждениям и предприятиям.  Стихия не причинила городу большого ущерба».  Здесь использованы итоговые данные. Мягкое информирование несколько ослабляет оперативность, вводит элементы интриги, использует детали. Может делаться акцент на подробностях. Например, «первый чемпионат мира по танцам на инвалидных колясках с участием белорусов прошел в Японии.  Партнерами были профессиональные танцоры,  апартнерши танцевали «сидя». Наша семейная пара Михаила и Елены Вальковичей добралась с финансовой помощью БЕЛАВИА, которая, кстати, купила для партнерши новую инвалидную коляску. Девятое место Вальковичей - неплохой результат».

В репортажах при подборе фактов важно учесть их наглядность. Можно привести статистику использования подобных фактов раньше. Это поможет образно реконструировать события, добавить авторское сопереживание. Автор выстраивает факты с помощью монтажа так, чтобы показать динамику события. При подготовке интервью кроме известных журналисту фактов выясняются подробности из жизни героя. Факты подразделяются на повествование, описание и рассуждение и иногда подвергаются отрицанию, уточнению или анализу со стороны собеседника журналиста.

Вернемся к факту непредвиденно обильного снегопада в Беларуси начала марта 2005 года. Все газеты откликнулись на это событие. «Комсомольская правда» (11 марта 2005 г.) отвела полосу прямой линии с заместителем начальника Белгидрометеоцентра и главным синоптиком республики.  Они отвечали на телефонные звонки читателей и комментировали ситуацию в стране. «Аргументы и факты» как еженедельной издание отделалось скупой заметкой:

ОБИЛЬНЫЕ снегопады стали причиной обрушения кровель на сельскохозяйственных объектах в Гомельской области. По данным БЕЛТА, случаи обрушения кровли зарегистрированы в Мозырском, Чечерском и Лельчицком районах.

В деревне Белое Мозырского района произошло обрушение крыши телятника. ЧП произошло в хозяйстве деревни Чемерное Лельчицкого района. Под тяжестью снега на коровник, где находилось 200 животных, рухнула кровля площадью 300 квадратных метров. Аналогичное происшествие зарегистрировано в деревне Крутое Чечерского района. Здесь без крыши остался свинарник. Все здания строились более 30 лет назад. В настоящее время всем субъектам хозяйствования рекомендовано проводить очистку кровель от снега. При этом в каждом случае должен применяться такой вид расчистки, который не (нарушит кровельное полотно и не ускорит его разрушение.

3.4. Место факта в аналитических жанрах

К данной группе относятся статья, корреспонденция, обзор, отчет, рецензия, журналистское расследование, аналитическое интервью. Эти жанры нацелены не просто на сообщение новостей, а на их анализ, где будут истолкованы события и даже спрогнозированы возможные процессы.

В аналитических жанрах берется широкое полотно фактов. Факты трактуются, обобщаются и служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. Корреспонденция, к примеру, рассматривает сумму однотипных фактов в сравнительно узких, «местных»

масштабах. И на их основе делает выводы, формулирует предложения. Статья берет факты в глобальных масштабах, анализирует их, подымается до научно-обоснованных выводов. Журналист переходит от внешних явлений к раскрытию сущности их, берет жизнь в движении, в развитии. Надо уметь отсеивать существенное от несущественного, главное от второстепенного, необходимое от случайного.

Без  раскрытия  смысла,   сущности  происходящего  деятельность  настоящего  аналитика  бессмысленна. Аналитик, базируясь на фактах жизни, верно отражая их, углубляется в анализ фактов; она интерпретирует и обобщает факты, предлагает свои выводы, определяет направление дальнейшей деятельности человека,

общества.

Обычно в своей творческой деятельности журналист идет от единичного факта к сумме фактов, от суммы фактов к системе фактов, от них к явлению, событию, а затем и к раскрытию сущности их. Он ищет пути улучшения дела, пути разрешения конфликта.

Вытекает вывод, что только сумма, совокупность многих однородных фактов позволяют делать научно верный анализ фактов в публицистике. Факты, взятые в совокупности, во всех связях и опосредствованиях, могут дать адекватно верное представление о жизненных явлениях, о действительности и ее сущности, а также определить магистральное направление их развития. Таким образом, можно сказать, что в прессе выводы всегда должны базироваться на строгих фактах действительности, на всей сумме однородных, однотипных фактов. Проблема факта в журналистике - одна из важнейших теоретико-творческих проблем. Не случайно к ней так или иначе обращаются многие теоретики и практики: Д. Прилюк, В. Смирнов, В. М. Горохов, Е. П. Прохоров, Г. Лазутина, М. Ким и др.

3.5. Проверка фактов

Очень важный момент работы с фактами - их проверка. В крупных СМИ всегда существовали соответствующие службы, но с переходом на новые рыночные отношения они были сокращены из штатов редакций. Считается, что нынешние журналисты вполне способны на самопроверку. Приводим размышления бывшего сотрудника «Литературной газеты Елены Галеновой. Опубликовано в журнале «Журналист».

Записки об ужении ошибок Достоевский? Евреи? Разбираться автору

Прежде чем я взялась проверять первую в моей жизни - газетную полосу, Е. Федоров, тогдашний зав. библиографическим отделом «ЛГ», долге и нудно рассказывал о том, чем мне предстоит заниматься. Из его речи я запомнила только одно: «бюро проверки - орган контролирующий, а не проверяющий, проверка идет в отделах». Увы это оказалось абсолютной неправдой. Никто ничего не проверял. Мы работали, как в чистом поле, которое не трогал плуг пахаря. И если проходила ошибка, то попадало в первую очередь отделу проверки.

Само название «отдел проверки» нередко пугает тех, кто никогда не писал для крупных изданий. Видимо, потому, что слово «проверка» ассоциируется с понятием политической цензуры, «проверки на идеологическую чистоту». Между тем речь идет лишь о проверке фактов, имен, названий, цитат, то есть о том, чем мало кто любит, а не исключено, и не умеет заниматься. Сотруднику службы проверки, бывает, не нравится статья, он может удивляться ее появлению, по-свойски посоветовать редактору отдела пойти к начальству и потребовать снять этот материал. Способен оценить и несомненные достоинства авторов, и их ловкость: одним набором цитат доказывают; что Достоевский любил евреев, другим набором - и столь же убедительно,- чт© не любил... Задача проверялыцика - сличить эти цитаты с текстом писателя. И все.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы