Вопрос 18

«Функция» происходит от латинского «functio» и переводится как «исполнение», что означает совокупность задач, круг обязанностей, которые необходимо выполнять; одним словом - назначение (предназначение). Это понятие в журналистике существует объективно, так как основывается на внутренних законах, которыми она располагает и руководствуется, на большой цели - предвидимом и желаемом результате, к которому она стремится вместе с аудиторией и соответствующими социальными институтами и которого можно достигнуть лишь с помощью специфических, только ей присущих методов и способов действия.

Десятки лет мы считали, что у журналистики - 3 функции: пропагандистская, агитационная и организаторская (нетрудно догадаться, что при этом исходили из классической ленинской формулы: «Газета - не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор», датированной 1901 годом).

В 60-е годы некоторые социологи стали поговаривать уже о 5 функциях: информационной, просветительной, воспитательной, регулятивной и гедонистической (греч. hedone - «наслаждение»).

Примерно через 20 лет Е. П. Прохоров («Введение в теорию журналистики», 1980 год издания, и «Введение в журналистику», 1988 год) снова выделил 3: «идеологические», «непосредственно-организаторские» и «культурно-рекреативные» (все - во множественном числе). А в новое время (те же источники, пересмотренные и переизданные в 1995, 1998, 2000 и 2003 гг.) он смело пошел дальше, и функций стало уже 6: «коммуникативная (-ые)», «идеологические», «культурно-образовательные» («культуроформирующие»),  «рекламно-справочные», «рекреативные» и «непосредственно-организаторские» (даны то в единственном, то во множественном числе; отнесены то к журналистике, то к... журналисту).

Что можно сказать по этому поводу? Конечно, профессор в праве по-своему классифицировать понятия. Но почему среди остальных на равных фигурируют «коммуникативная» и «рекламно-справочная» функции? Ведь коммуникация - это больше, чем функция, это дело, которое журналистика делает вместе со многими другими (и лингвистическими, и техническими, и прочими) средствами налаживания контактов, это одна из задач (проблем), над которой «трудятся» абсолютно все ее функции. Отсюда нельзя выводить, будто журналистика и есть коммуникация, будто это - совместимые категории. А реклама, как и справка, - это вообще не журналистский материал, и если ее помещают массовые газеты и еженедельники, то не от доброй жизни, напротив - чтобы не умереть от финансовых осложнений, притом здесь она подается безо всякой обработки и даже проверки, о чем обычно указывается в сноске на последней странице, а развёрстывается, по обыкновению, ниже подписи редактора, отчего она часто бывает недобросовестной, ложной и скрытой.

Да, журналистика призвана заниматься идеологией - формировать массовое сознание во всех его аспектах и формах (мировоззрение, миросозерцание, историческое сознание и особенно общественное мнение), с тем, чтобы читатели, зрители и слушатели умели из множества конкретных ситуаций и суждений о них «создавать» адекватную картину окружающего мира, своеобразную панораму современности, правильно познавали, понимали и оценивали действительность, относились к ее явлениям осмысленно, шли на все сознательно, опираясь на систему взглядов.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы