Вопрос 10

В новом «Стилистическом энциклопедическом словаре русского языка» определение публицистического стиля дается следующим образом: «Публицистический стиль (газетно-публицистический, газетный, политический, газетно-журнальный) - один из функциональных стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. Публицистический стиль используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ) - газеты, журналы, радио, телевидение, документальное кино. («Стилистический энциклопедический словарь русского языка». -М.: Издательство «Флинта», Издательство «Наука», - 2003: с. 312).

Как видим, в самом определении этого стиля в качестве синонимов приводится несколько наименований: наиболее распространенное газетно-публицистический характеризует наличие в публицистическом стиле двух подстилей - газетно-информационного и собственно публицистического; газетный и газетно-журнальный выделяют главную сферу применения публицистического стиля - периодическую печать в указанной сфере общения; политический подчеркивает важную роль политического аспекта в подходе к действительности.

Таким образом, тематический диапазон публицистического стиля довольно широк: политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события, которые рассматриваются сквозь призму определенных политических и идеологических установок, и др.

Главными задачами публицистического стиля являются сообщения новостей и их комментирование, оценка фактов и событий или, другими словами, в рамках этого стиля сочетаются две функции языка - функция информативная (сообщения) и экспрессивная (воздействия). Взаимодействие этих функций и составляет языковую специфику публицистического стиля. Этот стиль используют тогда, когда необходимо не только передать какую-то информацию, но и произвести на адресата определенное воздействие, выразить свое отношение к изложенным в сообщении фактам. Публицистический стиль в целом подчиняется одному конструктивному принципу - чередованию «экспрессии и стандартов» (В. Костомаров).

В зависимости от жанра публицистического произведения на первое место выступает или экспрессия, или стандарт. В жанрах, передовой газетной статьи^ хроникальной заметки, стремящихся к максимуму информативности, преобладают стандарты^ Стандарты могут превращаться в речевые штампы. Это, как правило, связано с потерей стандартными формулами ясной и точной семантики, экспрессивно-оценочных качеств, с перемещением в необычные для них зоны коммуникации. Например: горячая издержка, живой отклик, резкая критика прозвучала в адрес..., в целях распространения; коренные преобразования, коренная перестройка, коренные проблемы; радикальное мнение, радикальные реформы, радикальные изменения, подушка безопасности и др.

Информативная функция ведет к формированию нейтрального слоя словаря, речевых стандартов, строевой лексики, необходимой для словесного оформления сообщений. Взаимодействующая же функция обусловливает наличие и формирование оценочной лексики - прежде всего концептуальной (концептуальные слова, как правило, оценочны). Это наиболее важный разряд лексики публицистического стиля, ключевые слова. Характеризующие социально-политическую направленность газетно-публицистического текста: с одной стороны, например: марионетка, клан, происки, обуздание, посягательства, подоплека, откровения, визитер, верхушка, возня, притязания, экстремисты, махинации, пагубный, провокации и под., а с другой - форум, мощь, братский, заветы, созидание, инициатива, посланец, девиз, содружество, гарант, импульс, героический, эстафета, рубежи и под.

Именно воздействующая функция формирует большой разряд оценочной (неконцептуальной) лексики.

Для публицистического стиля характерны и примеры особой фразеологии, позволяющей быстро и точно давать информацию: мирное наступление, сокращение вооружений, локальные споры, сила диктата, президентская компания, механизм(-ы) торможения, позитивные (негативные) перемены, межгосударственные соглашения, пакет предложений, политический авангард, продвижение на Восток (на Запад) и т.д.

В рамках этого стиля много таких слсшлошрвосочетанид^сот^шдечвыст-упают как публицистически окрашенные^олько-влерено&ном-значении.

При этом материалом для формирования газетно-публицистической лексики и фразеологии выступает вся общелитературная—лекенка. Механизм в этом случае срабатывает следующим образом: в результате газетно-публицистической специализации разнородная по составу, тематике, языковым качествам литературная лексика трансформируется в единые, однородные функционально и стилистические разряды публицистической (газетной) лексики. Например, основной путь формирования публицистической лексики из специальной - переносное ее использование, сопровождаемое развитием в ней социально-оценочной окраски (сцена, арена, агония, артерия, раковая опухоль и под). Приведем еще примеры: слова шаги, сигнал, стряпня, школа, пакет, в прямом значении (тихие шаги, сигнал тревоги, домашняя стряпня, значок школы, пакет молока) не имеют публицистической окраски; в переносном же (практические шаги, сигнал с предприятия, националистическая стряпня, школа выживания, пакет мирных предложений) приобретаю ее.

В переносном значении в публицистике широко используются термины в области я^ки^__атмосфера (атмосфера давления), уровень (переговоры на уровне послов), позитивный (позитивные результаты); искусства: дуэт (дуэт либералов и консерваторов), спектакль (политический спектакль), закулисный (закулисные переговоры), спорта: раунд (последний раунд встречи), тур (очередной тур переговоров) и т.д.

Как известно, главные языковые процессы, происходящие в недрах публицистического стиля, определяет так называемая социальная оценочность, которая признается одной из основных особенностей языка газеты (публицистики). Последний нуждается не только в номинации явлений, фактов, событий, но и в социальной оценке, интерпретации. Интересно, что для периода 70-80-х гг. XX века было характерно обусловленное идеологическими причинами резкое разграничение языковых средств на позитивно- и негативно-оценочные (например, с одной стороны, века, форум, свершении, правофланговый, почин, новатор и с другой — злодеяние, клика, клеймить, хунта, посягательства, подоплека). В 90-е и последующие годы действие социальной оценочности газетной лексики сохраняется, но она принимает более тонкие формы: исчезает резкое разделение языковых средств на положительные и отрицательные, многие слова (и это, по нашему мнению, особенно интересно) меняют знак оценки на противоположный (например, бизнес, бизнесмен, ВПК) или нейтрализуются (элита, олигарх). К этому следует добавить, что в публицистике последних лет широкое распространение получает ирония как средство непрямой оценки, позволяющая в условиях отсутствия в обществе четких идеологических ориентиров избегать выражения собственных позиций.

На морфологическом уровне публицистически окрашенных средств немного. Среди них можно отметить стилистически значимые морфологические формы различных частей речи. Для публицистического стиля характерно употребление единственного числа существительного в значении множественного: русский человек всегда отличается своей понятливостью и выносливостью, это оказалось разорительным для британского налогоплательщика и под.

Особенностью публицистического стиля является употребление несчитаемых существительных в форме множественного числа: разговоры, поиски свободы, настроения и   др.   Например,   существительное   власти употребляется   в   значении

«совокупность лиц, облеченных высшими полномочиями» (республиканские, городские власти); свободы - со значением конкретизации (политические свободы) и под.

Особенностью публицистического стиля является также и частое употребление императивных форм глагола. Например: «Люди планеты, вставайте, смело идите вперед!», «Утверждайте социальную справедливость!», «Направляйте в редакцию» и др.

Повелительное наклонение глагола используется как средство активизации внимания собеседника: посмотрите, давайте подумаем, не прозевайте и др.

В публицистическом стиле встречаются и риторически-возвышенные формы существительных 3-го склонения единственного числа в творительном падеже: властию, жизнию, кровию и др. (ср: властью, жизнью, кровью). Публицистически окрашенными считаются и причастные образования на - омый (ведомый, влекомый, несомый и под.). К числу особенностей публицистического стиля можно отнести частое употребление родительного падежа (плюрализм мнений, реформа цен, выход из кризиса).

Для публицистического стиля характерно употребление глаголов в форме как настоящего, так и прошедшего времени. Причем по употреблению форм настоящего времени этот стиль занимает среднее положение между научным и официально-деловым, а форма прошедшего времени здесь чаще используется, чем в официально-деловой речи, но реже, чем в стиле художественной литературы.

В публицистическом стиле часто употребляются отрицательные частицы НЕ и НИ, причем их функционирование заслуживает особого внимания. Например, при частице НЕ нередко выступает НИ, употребляющаяся в усилительном значении, обнаруживая при этом разные оттенки усилений: усиление отрицания, усиление действия, усиления признака: (не оставляет без внимания ни одного случая, не должны участвовать ни в одном военном блоке); частыми являются случаи употребления «двойного отрицания», не имеющие отрицательного смысла (нельзя не видеть, не может не носить, нельзя не вспомнить и т.п.). Частица НИ употребляется в специфических публицистических окрашенных конструкциях (в какой бы то ни было форме, к каким бы то ни было проявлениям и т.п.).

Микроконтексты с использованием этих частиц выглядят следующим образом: ... «Рокфеллер лично знакомился со всеми результатами новейших медицинских разработок, обещающих вечную молодость. Поскольку поставил задачу прожить не менее 100 лет в здравом уме и памяти.

Ученые не зря ели хлеб щедрого спонсора: Рокфеллер до последней минуты не оставлял бразды правления. И до векового юбилея не дотянул всего два года» (Светлана Кузина. «Эликсир гениальности для советских вождей. - «Комсомольская правда в Белоруссии», 15 - 21.01.2009); «Сегодня, чтобы обнаружить «стигмы», не надо вынимать мозг. Увидеть их позволяют томографы. Но не более. Полученные знания невозможно пока применить на практике. Не ясно, что с ним делать (там же). Высокую частотность в публицистическом стиле показывают и усилительные частицы: ЖЕ (Другие, не ограничиваясь этим, сами же занимаются внедрением опыта на предприятиях -«Минский курьер», 14.02.2009); ДАЖЕ (...даже в периоды самых тяжелых испытаний, -там же); И (Это и значит, что писатель вырабатывает, создает свой стиль» -«Комсомольская правда» в Белоруссии 15-21.01.2009), ЛИШЬ (Развертывание научно-технической революции не сводится к одному лишь совершенствованию техники и технологии. - «Рэспублжа», 25.12.2008,) и т.д.

Так как в публицистическом стиле много отвлеченных понятий, в нем нередко встречаются и производные предлоги, которые выступают в роли однозначных показателей тех или иных отношений: в силу (... в силу эксплуататорской природы...); вследствие (...вследствие разнузданной пропаганды); на базе (на базе роста производительности труда); на основе (на основе решений съезда); в области (в области общественных наук, в области теоретического изучения экономического и социально-

политического развития общества...); в деле (...в деле контроля и использования национальных ресурсов); в свете (в свете задач, выдвинутых временем); в духе (в духе ответственности перед государством); в интересах (в интересах неуклонного совершенствования и развития); во имя (во имя торжества дела мира на всей планете) и т.д. и т.п.

Публицистический стиль имеет и ряд синтаксических особенностей, которые отличают его от официально-деловой и научной речи. Среди них - множество экспрессивных конструкций. Это и риторические вопросы, и вопросно-ответная форма изложения, и повторы, и восклицательные предложения. Для публицистической речи характерны различного рода расчленения текста. В этом стиле часто используется инверсионный порядок слов. Здесь активно применяется актуализация логически значимых членов предложения: «Новые формы хозяйствования предложили архангельские предприниматели совместно с руководством управления исправительно-трудовых учреждений. Исключения составляли предприятия добывающей промышленности»; Прибывшие накануне посевной несколько вагонов с удобрениями белорусских химиков сельчане вынуждены были в спешном порядке отправить назад - в Солигорск; После прекращения военных действий в Иракской столице обстановка постепенно нормализуется; Воюет армия с природой (из газет) и под. Именно явления этого языкового уровня рассматриваются нами ниже в диссертационном исследовании.

Специфика публицистической речи определяется во многом характером публицистического субъекта - автора. В отличие от художественной литературы автор публицистического текста - конкретная личность, подлинный, реальный человек. Отсюда документальность, эмоциональность, субъективность публицистической речи. Другая сторона личности автора публицистического текста - человек социальный, что обусловливает социально-политический, социально-оценочный подход к явлениям действительности, т.е. широкое привлечение приемов риторики, теории аргументации, полемике, методов социального, политического анализа и т.д. Это взаимодействие двух сторон категории автора публицистического произведения (человек честный, с одной стороны, и человек социальный, с другой) и определяет общую тональность публицистических произведений: от сдержанной, аналитической до эмоциональной, личностной, пристрастной. Необходимо отметить, что последнее особенно характерно для современной газеты, в то время, как автор советской газеты до середины 80-х годов выступая как обобщенное лицо, как рупор партии и издающего органа.

В этом отношении меняется сейчас ситуация и в публицистике Социалистической Республики Вьетнам. В последнее время у нас все больше появляется журналистов, мыслящих нестандартно, пишущих страстно и эмоционально, показывающих свое видение проблемы, затрагиваемой в той или иной публикации, свободно использующих все экспрессивные возможности вьетнамского языка. Авторское «Я» в современной вьетнамской публицистике (вслед за российской и белорусской) приобретает черты человечности, раскованности. Автор - журналист не расставляет безапелляционные оценки, а все больше размышляет, наблюдает, выражает свои мысли и чувства. Авторское «Я» у нас тоже становится богаче, разнообразнее, конкретнее, постепенно сменяя (медленнее, чем хотелось бы) безликое, обобщенное и унифицированное «мы». У нас во Вьетнаме тоже трансформируются отношения автора и читателей: речь преимущественно из однонаправленной становится более диалогичной. Отсюда значительно увеличивается доля интервью в ваших газетах.

Принято считать, что с точки зрения структуры подачи материала публицистическая речь однослойна, в отличие от художественной: она представлена авторским монологом, оживляемым диалогом и редкими вкраплениями несобственно-прямой речи (например, в очерке, фельетоне, репортаже). Наши наблюдения показывают, что и в этом вопросе произошли (и происходят) серьезные изменения: структура газетно-журнальных материалов претерпевает значительные изменения. Все реже сегодня мы

видим очерки и фельетоны на газетной полосе, и все чаще журналистский материал подается в виде интервью (со всеми вытекающими из этого последствиями — композиционными, языковыми и др.). Диалог становится излюбленной формой газетных публикаций. Именно в нем во многом заключается специфика публицистической речи, ее выразительность, обеспечивается объективность обсуждаемых проблем. Примером, подтверждающим сказанное, может служить, на наш взгляд, материал Ольги Шестаковой «У нас ничего нет, поэтому кризис много не отнимет» («Комсомольская правда в Белоруссии», 15-21.01.2009), в котором журналистка в интервью с бизнесменом и аналитиком Петром Марцевым обсуждает волнующие всех вопросы глобального экономического кризиса и его последствия для белорусов. Журналистка подает свой материал в форме диалога с бизнесменом-аналитиком: «Сейчас самые модные слова -«девальвация», т.е. понижение курса рубля, и «деноминация» - когда убирают нули. Будет у нас и то и другое?

  1. Рубль еще будет девальвироваться, конечно, но резкого падения не позволят. Про деноминацию сложно сказать однозначно. С одной стороны, деноминация - это чистой воды психология, другой цели у нее нет! Да, она позволяет достать деньги из чулка, но их у белорусов уже нет, они деньги в доллары перевели или телевизоры купили... А так убирается куча нулей - и все. Да, рост происходит, но небольшой, за счет округления. Но проводить деноминацию нужно тогда, когда ты уверен, что дальнейшего обвала национальной валюты не будет. А теперь представь, что доллар стоит 4 тысячи, ну, или 8 тысяч...
  2. Ужас!
  3. А если 80 рублей? А через три месяца - 120 рублей?
  4. Не знаю, непривычно...

-  Вот тебе и психология. Я не вижу экономических причин для деноминации. Другой вопрос - политика. Смотри, уже сейчас отними два нуля - и у нас почти

российский курс. Отнимаем, и дальше девальвируем рубли параллельно. Потом второй этап - предприятия, работающие с Россией, переходят в расчетах на российский рубль. Под это дело, заметь, мы получаем немалый кредит от России. Третий этап - полностью переход на российскую валюту... Но вот это уже большой вопрос!»

Как видим, в такой публицистической речи и заключается ее специфика, ее выразительность: она позволяет прямо, открыто, эмоционально выразить чувства и мысли автора.

Важность тем, освещаемых средствами массовой информации требует основательных размышлений и соответствующих средств логического изложения мысли, а выражение авторского отношения к событиям невозможно без использования эмоциональных средств языка.

И еще несколько замечаний.

Именно структура авторского «я» формирует систему жанров, в которой реализуется публицистический стиль. Обычно выделяют информационные жанры (хроника, информационная заметка, интервью, репортаж), аналитические жанры (статья, корреспонденция), художественно-публицистические жанры (очерк, фельетон, памфлет, эссе, рецензия). Применительно к каждому жанру это авторское «я», образ автора, имеет различную форму, носит различный характер. Например, в передовой статье журналист выступает как представитель коллектива, организации, союза и т.д. Здесь создается своеобразный коллектив образ автора. Более индивидуализирован, конкретен образ автора в очерке; весьма специфичен образ автора в фельетоне.

Естественная форма реализации публицистического стиля - письменная. Но он функционирует и в устной форме: доклады, речи, выступления на собраниях, митингах, в государственных и общественных организациях и т.д. Именно поэтому в рамках данного стиля создается конгломерат письменных (книжных) и разговорных элементов.

Таким образом, публицистический стиль занимает ведущие место в стилистической структуре русского литературного языка. По силе и масштабу влияния на развитие литературного языка, формирования языковых вкусов, речевых норм он, по мнению многих исследователей, превосходит сегодня даже художественную речь. Многие новые средства литературного выражения рождаются и проходят апробацию сначала в публицистическом стиле.

Однако всегда необходимо помнить о том, что СМИ могут и отрицательно влиять на литературный язык (здесь нередко происходит злоупотребление заимствованиями, жаргонизмами, вульгаризмами, отсюда выходят в массы и различные нарушения языковых норм и т.д.) Но все это лишний раз заставляет нас пристально следить за функционированием публицистического стиля вообще и языка газеты (как его составного элемента) в частности.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы