Вопрос 6

В последнее десятилетие активно развивается четвертый тип каналов информации -всемирная компьютерная сеть Интернет, в которой значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация.

К журналистским ресурсам Интернета можно отнести поисковые системы и каталоги, электронные базы данных и архивы СМИ, электронные библиотеки, списки рассылки, группы новостей, сайты информационных агентств, сайты органов государственной власти Беларуси, корпоративные сайты учреждений, предприятий, организаций, информационно-образовательные порталы, правовые ресурсы, сайты пресс-центров. Весьма полезными могут быть электронные версии традиционных СМИ и сайты сетевых изданий. Мнения людей по различным темам можно узнать на форумах.

Первой белорусской газетой, которая создала свою электронную версию в Интернет, был «Вечерний Минск» (июль 1996 г.). Количество белорусских периодических изданий, представленных в Интернете, не превышает 150-170, тогда как в Министерстве информации Беларуси зарегистрировано свыше 1200 печатных СМИ.

Во многом это объясняется недостаточным развитием Интернета в нашей стране. Правовой статус как электронных версий СМИ в Интернете, так и собственно сетевых СМИ в нашей стране не определен.

Все издания в Интернете четко можно разделить на две категории. Во-первых, это онлайновые версии традиционных СМИ (печатных изданий, радиостанций, телеканалов, информационных агентств). Во-вторых, это собственно сетевые СМИ, не имеющие печатной версии и выходящие только в сети. На конференции "Деловой Интернет", проходившей 5-6 октября 2006 г. под Минском, было заявлено, что в Интернете представлено сегодня 239 белорусских печатных СМИ. Однако число реально работающих и регулярно обновляемых сайтов гораздо меньше.

В Беларуси динамично развивается сектор собственно сетевой прессы. К основным признакам сетевых изданий можно отнести оперативность, мультимедийность, гипертекстовость, интерактивность. В большинстве своем это частные онлайн-проекты. Государственные сетевые СМИ, разработанные специально для размещения в Интернете и ориентированные на Интернет-аудиторию, в нашей стране отсутствуют.

Практика показывает, что в дальнем зарубежье ставка делается не столько на сетевые СМИ, сколько на сетевые версии традиционных изданий, которые, однако, не повторяют содержание газет, а превращаются в самостоятельные онлайн-проекты. Ключевую роль в их информационном наполнении играет мультимедийность. На сайтах часто размещаются аудио- и видеофайлы. Таким образом, веб-ресуры начинают превращаться в самостоятельные мультимедийные СМИ, объединяющие в себе возможности традиционных видов масс-медиа.

В Беларуси созданы все необходимые предпосылки и условия для ускоренного становления информационного общества. Однако основным сдерживающим фактором более активного развития Интернета в нашей стране являются высокие цены на услуги. Для использования мультимедийных возможностей Интернет-СМИ необходима высокая скорость передачи данных. Пока что высокоскоростной Инетернет слишком дорог для рядового пользователя.

Проблема состоит и в том, что законодательство Республики Беларусь в сфере распространения массовой информации не соответствует динамике развития мультимедийных СМИ. Новая информационная ситуация уже не может контролироваться с помощью старых методов. Несовершенное нормативное правовое регулирование отношений в области массовой информации затрудняет формирование конкурентоспособных белорусских Интернет-СМИ (в первую очередь государственных). Не приходится говорить и о целенаправленной политике Министерства информации Республики Беларусь в отношении масс-медиа Интернета.

Печатные СМИ постепенно вытесняются с рынка новыми медиа. С каждым днем число посетителей новостных Интернет-сайтов растет. Примерно с той же скоростью

печатные СМИ теряют своих читателей и подписчиков. Пришло время определить роль государства в дальнейшем развитии Интернет-СМИ. Необходимо как можно быстрее сформировать такую экономическую, правовую, нормативную и научную базу, которая направит их в русло, благоприятное для развития общества и личности.

В настоящее время Интернет, давно переданный для научного и гражданского использования, быстро развивается и становится главным способом международного общения для коммерческих фирм, некоммерческих организаций, независимых печатных и вещательных средствах массовой информации и правительств. Никто не знает точно, но оценено, что на сегодняшний день от 15 до 30 миллионов людей во всем мире соединены с Интернетом. Они соединены телефонными линиями, оптоволоконными кабелями, или спутниковыми 1 передачами - или комбинацией всех трех.

Среди преимуществ программы TCP/IP-её крайне децентрализованная система. Ни правительство, ни корпорационные монополии не имеют контроль над её работой. Соединение с Интернетом также не требует официального разрешения. Наоборот, как дикая земляника, ветви Интернета разрастаются горизонтально, демократично, почти анархично, в то время как новые региональные компьютерные службы Интернета (Internet Service Providers - ISPs) во всем мире покупают мощные серверы, устанавливают программу TCP/IP, подсоединяются к другому TCP/IP компьютеру сети, и предоставляют доступ к Интернету отдельным лицам и местным организациям. Любая система компьютеров, желающая подсоединиться к Интернету (например, Красноярский Государственный Университет) способна это исполнить. Необходимо только найти и установит^ программу TCP/IP на сервере (или host computer), которая становится мостом к Интернету для всех компьютеров в системе Красноярского Государственного Университета.

Интернет развивается так быстро, что его рост измеряется в процентах в месяц. США, в то же время, является «лидером подсоединения », имея более половины компьютерных систем Интернета всего мира и более трех четвертей общего информационного потока. Эти статистические данные изменятся с увеличением числа людей и государств присоединяющихся к Интернету. Интернет быстро разрастается в России, и «Релком», «Совам Телепорт» и «Гласнет» являются самыми опытными компьютерными службами Интернета, к которым постепенно присоединяются другие сети. Согласно опросу, опубликованному британским журналом «Экономист» в июле 1995 года, число серверов Интернета на территории Восточной Европы и бывшего Советского Союза возросло на 132% за последний год. (Глава 10 предоставляет информацию о более 275 обеспечителей Интернета в СНГ.) До сих пор, «неконтролируемый» и крайне децентрализованный рост Интернета значительно способствовал развитию сетей и быстрому появлению новых рынков.

Миллионы людей каждый день используют Интернет для различных целей. Самый распространенный из них - электронная почта, которая стала особенно важной для Русских граждан, устанавливающих контакты с людьми за границей. К тому же, во времена кризиса, Интернет оказался постоянным источником новостей и информации-в основном из-за того, у~. что его нельзя полностью отключить.

Например, во время путча в августе 1991 года в Москве, когда реакционные политические и военные фигуры пытались восстановить старую систему Советского правления, все традиционные средства коммуникации были прерваны: телефон, телевидение, радио и печать. Но компьютерные сети, в то время уже возникшие в Советском Союзе, бьши нетронуты цензурой и смогли выпустить море информации о событиях в Москве. Согласно сведениям Алексея Солдатова, президента «Релкома» (на сегодняшний день самой крупной компьютерной сети в России), в те напряженные августовские дни «Релком» выпустил 46 тысяч единиц информации по всей России и за рубеж, когда все остальные каналы средств массовой информации бьши закрыты.

Нетрудоспособные и инвалиды теперь имеют «весь мир под рукой». Электронный доступ возможен к изумительным источникам информации: от библиотеки Конгресса США до Лондонского «Таймз», с новыми информационными ресурсами появляющимися каждый день.

И, конечно же, коммерческие способности Интернета необычайно велики. Например, на сегодняшний день технически возможна следующая ситуация: агент по недвижимому имуществу в Москве помещает рекламу о продаже Московской квартиры на World Wide Web, и у миллионов людей по всему миру есть доступ к этой информации. Те пользователи Интернета, которые столкнулись с этой рекламой, могут увидеть фотографии этой квартиры, карту с указанием её расположения и, с помощью «мультимидия»(тиШтесЦа) компьютера, они могут услышать музыку Чайковского.

Интернет - недорогой, мощный механизм, который может оказать значительную помощь в развитии независимого журнализма в России. Он может укрепить связь и согласованность между журналистами и их информационными издательствами в России. Он также обеспечивает быстрые и надежные связи между журналистами и их информационными источниками, даже если между ними лежит несколько тысяч километров. Он может соединить средства массовой информации в России с быстро развивающимися электронными сетями за границей (в основном в США и Европе). Как уже упоминалось, Интернет предоставляет альтернативные методы публицистики во времена кризиса, или в случае восстановления цензуры. И для нации, проходящей через тяжелые экономические изменения, Интернет предоставляет возможности нового финансирования, через электронное распространение новостей, публикаций и реклам.

Самый лучший способ для журналистов оценить возможность Интернета, это подсоединиться к сети, удовлетворить свое любопытство и исследовать различные узлы (месторасположения на Интернете). Этот способ является самым плодотворным методом изучения Интернета. Отсутсвие централизованной системы означает, что Интернет не имеет каталогов и указателей ко всем своим материалам. Часто, доступ к Интернету рассматривается как посещение огромной библиотеки, в которой все книги были сброшены с полок и перемешаны на полу. Но на самом деле, Интернет не настолько неорганизован как показывает этот пример. В последние годы специалисты разработали программу, которая организовывает информацию и даже создает так называемые «гиперлинки» (hyperlinks) между файлами, находящимися на разных компьютерах Интернета. Системные поисковые механизмы также были разработаны для нахождения файлов на конкретные темы среди всех компьютеров Интернета. Некоторые из этих механизмов будут описаны ниже.

Лучший способ изучения Интернета, в его использовании. Вместо того, чтобы представлять Интернет библиотекой с разбросанными на полу книгами, лучше будет сравнить его с огромным домом в тысячу комнат, с открытыми дверями и множеством корридоров между ними. Например, одна комната с информацией о нефтяной индустрии может быть соединена корридором с комнатой информации об Исламе, которая, в свою очередь, ведет к комнате с информацией об экономическом развитии Индонезии, и другим корридором соединяется с комнатой о новых законодательных предложениях Франции на тему иммиграции. Число различных соединений огромно, и, в большинстве своем, может быть обнаружено через «прогулки» по корридорам Интернета. Исследование Интернета является процессом объединяющим преднамеренный поиск и случайные находки.

Электронный мир Интернета полон информации и вознаградит любознательных журналистов материалами, помогающими укреплению журналистских предпринимательств в России. Для тех, кто уже знаком с Интернетом, мы надеемся , что этот справочник все-таки предложит новые пути для поиска. Если же вы еще не вышли на арену Интернета, то, может быть, эта книга вызовет ваш интерес и заставит подключиться к сети.

Чего только не прочитаешь в Интернете! Вавилонская библиотека и только! А если умеешь не только читать, но и писать - сам других можешь новостями порадовать. В газету-то не каждый пропихнется, а ньюсгруппы - вещь демократическая, цензуры никакой (до последнего времени не было): написал, что в голову пришло, отправил - вот тебя уж и весь мир читает! Воистину, в Интернете каждый сам себе журналист и никакого Х.Луйка сверху не стоит.

Настоящие журналисты (т.е. которые деньги за свои писания получают) обижаются время от времени. Дескать, уток всяких жареных накидают дилетанты эти интернетовские, и за настоящие новости выдают. А читатели и ловятся - ведь и дата стоит, и фамилия, и синтаксис вполне газетный. Для примера можно вспомнить, как какая-то женщина сумасшедшая наводнила ньюсгруппы рассказами о том, что известный актер Шварценеггер - гомик и притом содержанец, и фотки даже обещала прислать. Я даже заметочку на эту тему хотел наскрябать, но что-то удержало. Или вот недавний пример: человек один из Невады целую серию статей написал, о том, что Вине Фостер какой-то из Белого дома (в Америке, человек, должно быть, известный) вовсе не покончил с собой, как все думали, а что замочила его израильская разведка, когда он с блондиночкой из пресс-службы Белого дома сексуально развлекался. А сейчас оказывается, что он якобы выдумал все это! Нам это, конечно, все равно, а если что-нибудь такое про Сависаара напишут? Или другого какого уважаемого человека?

Вот и придумывают матерые журналисты всякие штуки, чтобы интернетовских добровольцев научить элементарной журналистской этике. Двадцатидвухлетний Владимир Эдельман, замредактора Magazine Online, открыл новый сайт под названием Interactive Media Writers Association (по-русски крайне неуклюже звучит: "Ассоциация пишущих в интерактивных средствах массовой информации"). Эдельман преследует не только просветительские цели. Одной из задач IMWA является привлечение журналистов к он-лайновой работе. Предполагаются даже призы и награды за лучшие интернетовские репортажи. Но не обольщайтесь! Во-первых, писать надо, понятное дело, по-английски, а во-вторых, членство в IMWA стоит $30 в год - не много, конечно, но зачем?

Другой молодой активист Интернетовской журналистики - Дж.Д. Фальк, сисадмин из Вирджинии, организовал в Интернете Гильдию прессы (Internet Press Guild). Как говорит он сам, основная задача IPG - научить журналистов добывать новости из Сети и о Сети. Задача благородная, хотя если человек с Сетью не работает, ему это до лампочки, а если работает - то уж наверняка и сам нужных ему новостей нарыть сможет.

Хотя это не так уж и просто, о чем прямо заявляет другая новосозданная организация - Internet Newsroom, фокусирующаяся на специфических проблемах, с которыми сталкиваются кибер-журналисты. "Интернет - замечательный источник информации для репортеров, редакторов, издателей, архивистов и прочих профессионалов в сфере информации, - говорится в обращении компании, - он просто набит информацией - и вся она бесплатна (ничего, погодите, Билл Гейтс скоро покажет вам бесплатную информацию! - М.Б.). Но для журналистов, у которых не так уж много свободного времени, Интернет - это нечто вроде громадной библиотеки без каталога. (Я же говорю - Вавилонская библиотека! - М.Б.). Информация есть, но найти ее трудно. Вот поэтому мы и создали Internet Newsroom". Гляньте, может, и действительно вещь полезная!

Reporter's Net подходит к проблеме с другой стороны. Репортеры здесь могут зарегистрироваться, перечислить что и где они отловили в последнее время, а заинтересованный журналист, которому требуются "факты с улицы" может, просмотрев список, нанять репортера для выполнения определенного задания (вот это я понимаю! Одно слово - Запад! - М.Б.). А репортеру, помимо прочего, дается постоянный электронный адрес, письма с которого автоматически переадресуются туда, где он в настоящий момент находится.

"Проект Хиллмана" так же нацелен на то, чтобы обеспечивать репортеров работой. Здесь предлагаются темы "журналистских расследований" и перечисляются он-лайновые ресурсы. Кроме того, проект позволяет "информаторам" найти подходящего репортера и наоборот. Здесь, правда, тоже возникают свои этические и даже юридические проблемы. Дело в том, что информаторы имеют склонность выбалтывать корпоративные и даже правительственные (!? -М.Б.) тайны, нарушая тем самым законы, ограничивающие свободу информации.

Обсуждению этих и смежных проблем отводится немало места на новооткрытом сайте Investigative Reporters and Editors Association . Раньше эта группа существовала только в виде "списка рассылки" и я, помню, с большим удовольствием читал тексты типа: "Будучи профессиональным репортером и врачом одновременно, я постоянно сталкиваюсь с моральной дилеммой. Например, когда я первый подъезжаю к месту происшествия на своем "Харлей-Дэвидсоне" - еще до прибытия полиции и скорой помощи - вместо того, чтобы оказать пострадавшему первую медицинскую помощь, я сначала фотографирую его во всех ракурсах. Как вы считаете, правильно ли это?"

Суммируем. Во-первых, в Интернете действительно тьма информации, полезной для журналиста. Из этого следует: а) что журналисты должны иметь доступ к Сети, б) уметь находить нужную информацию, при этом в) не нарушая чужих авторских прав и г) не ловясь на фальшивки. В Сети уже сейчас имеется масса мест, расчитанных на удовлетворение профессиональных нужд журналистов. К сожалению, всюду царит английский язык, и когда мы догоним и перегоним Америку в области интернетовской журналистики - одному Богу известно

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы