Главная Для студентов Моделирование работы редакционного коллектива Моделирование работы редакционного коллектива

МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ РЕДАКЦИОННОГО КОЛЛЕКТИВА. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ, КОМПОЗИЦИОННАЯ И ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ИЗДАНИЯ

Руководство редакции газеты или журнала использует различные методы управления персоналом. Под методом понимается способ воздействия на коллектив для достижения поставленных задач. Как правило, применяются экономические, психологические  и административные методы управления.

Неотъемлемой частью современного управленческого процесса является моделирование. Под моделью понимается упрощенный аналог какого-либо предмета, явления или процесса.

В редакционной практике применяют несколько видов моделей. Во-первых, разрабатывается модель структуры организации. В мировой практике известны две основные модели редакционной структуры.

Пирамидальная структура (американская модель) обеспечивает единоначалие управления на всех уровнях, высокую персональную ответственность каждого сотрудника и полное разделение труда. Но у нее есть и недостатки. Она громоздка, замедляет прохождение информации от руководства к исполнителям и обратно. Кроме того, многоуровневая система управления приводит к частым искажениям текста в процессе его правки.

Плоская структура (немецкая модель) обладает рядом достоинств.   С уменьшением количества уровней облегчается руководство коллективом: сокращается путь прохождения управленческой информации, ускоряется процесс принятия решений. Однако она усложняет и расширяет круг обязанностей руководства. Главный редактор вынужден сам давать задания журналистам, контролировать их выполнение, формировать каждый номер и вести его выпуск. Это отвлекает его от решения стратегических задач.

Модель организационной структуры создают в виде схемы, где изображены все подразделения редакционного коллектива и связи между ними. С помощью этой модели можно предотвратить дублирование и параллелизм в процессе управления, установить между подразделениями наиболее прямые и короткие линии связи. Структурная модель удобна и тем, что допускает любую степень детализации, вплоть до обозначения на ней места и связей конкретных сотрудников - журналистов, технического и коммерческого персонала.

Модель редакционной структуры может также получить форму описания. Оптимальным вариантом является соединение схемы с приложенным к ней комментарием.

Моделирование работы коллектива позволяет конкретизировать задачи отделов или редакционных служб, их роль в подготовке каждого номера, облегчает осуществление текущего контроля. Одни редакции данную модель представляют в виде описания, в котором фиксируются этапы подготовки к изданию газетного или журнального номера, роль и обязанности каждого отдела.

Другие редакции создают график сдачи журналистских материалов. Это придает редакционной работе строгую ритмичность и позволяет повысить качество работы.

Как правило, в редакциях газет и других периодических изданий пользуются моделью процесса производства очередного номера в виде графика его выпуска.

Модель периодического издания формируется с учетом многих факторов, прежде всего - его целей и задач, типологической специфики, особенностей аудитории, характеристики редакционного коллектива. Она состоит из трех главных частей - содержательной, композиционной и графической.

Важнейшая из них - содержательная. В ней определяют цели и задачи издания, а также главные тематические направления его публикаций. Кроме того, модель устанавливает пропорции между материалами, предназначенными для всей аудитории или для каждой из ее основных групп. Еще одна сторона модели - определение характера материалов: новостных, аналитических, официальных, развлекательных и справочных,  а также соотношение между ними.

На основе содержательной модели периодического издания создается композиционная модель. В ней указаны основные тематические разделы и рубрики, их распределение по номерам, выходящим в разные дни недели (ежедневная газета) или в разные недели месяца (ежемесячный журнал), а также их размещение на каждой странице. Композиционная модель может представлять собой описание. Но чаще ее фиксируют в форме месячного сетевого графика. Он представляет собой сетку, вверху которой указываются даты, а сбоку - рубрики. В квадратах, образованных сеткой, обозначают отделы или указывают фамилии журналистов, ответственных за подготовку, объем материалов, их жанры. График позволяет четко соблюдать появление рубрик в определенные дни недели, контролирует работу отделов, ведущих ту или иную рубрику, а в небольших редакциях - работу каждого сотрудника. Подобные графики можно применять и в журналах, только вместо дней писать недели или месяцы в зависимости от периодичности издания. Выпуск газеты, в условиях, когда значительную часть ее площади занимает оперативная информация, предопределяет уровень «жесткости» графика. Оптимальный результат дает график, покрывающий 50-60% площади газетного номера. Остальная его часть используется для незапланированной оперативной информации и аналитико-проблемных публикаций.

Графическая модель газеты или журнала строится на основе композиционной модели. Она фиксирует все важнейшие характеристики дизайна, особенности верстки и иллюстрирования, основные текстовые и титульные шрифты. С помощью графического моделирования достигается постоянство художественного оформления. Обычно эта модель фиксируется  в виде макетов-стандартов каждой полосы, которые закладывают в память компьютера. Их применение упрощает управление процессом выпуска газеты.

Опыт моделирования, накопленный многими редакциями, показал, что ожидаемый управленческий эффект можно получить лишь при правильном его применении. Так, долговременная модель периодического издания должна ежегодно оптимизироваться. На основе годовых моделей следует создавать модель номера, в которую включается описание его содержания, структуры, композиции и внешней формы.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы