Главная Для студентов Экономика и менеджмент СМИ (ответы на вопросы по дисциплине) Понятие «менеджмент». Управленческая функция организации. Пирамидальная и плоская модели редакционной структуры.

10. Понятие "менеджмент". Управленческая функция организации. Пирамидальная и плоская модели редакционной структуры.

К менеджменту СМИ можно отнести совокупность принципов, методов, средств и форм подготовки и выпуска газетных номеров и телерадиопрограмм с целью удовлетворить потребности массовой аудитории и получить прибыль. Кроме того, это наука управления отношениями людей в процессе производственной деятельности коллектива СМИ, а также в ходе взаимосвязей с инфраструктурой журналистики и с потребителями информации.

Исследователи выделяют четыре функции менеджмента:

1) Финансовую – добиваться превышения доходов над расходами.

2) Содержательную, производственную – подготовить высококачественные журналистские материалы, воплощенные в интересных жанровых формах, чтобы специфический товар, информация обладал зримой потребительской стоимостью.

3) Маркетинговую – связана с умением продать этот товар на информационном рынке.

4) Кадровую – «паблик рилейшенз» редакции, поведение сотрудников в социальной и профессиональной среде.

Современные концепции менеджмента

В производстве специфического товара СМИ сочетаются факторы материальные и нематериальные - капитал, средства производства, а также труд и предметы интеллектуальной собственности.

К менеджменту СМИ можно отнести совокупность принципов методов средств и форм подготовки и выпуска газетных номеров и телерадиопрограмм с целью удовлетворить потребности массовой аудитории и получить прибыль. Кроме того, это наука управления отношениями людей в процессе производственной деятельности коллектива СМИ, а также в ходе взаимосвязей с инфраструктурой журналистики и с потребителями информации.

Существуют четыре функции менеджмента – 1) финансовая - добиваться превышения доходов над расходами; 2) содержательная, производственная - подготовить высококачественные журналистские материалы, в интересных жанровых формах, чтобы специфический товар, информация обладал зримой потребительской стоимостью; 3) маркетинговая: связана с умением продать этот товар на информационном рынке; 4) четвертая - человеческий фактор, кадровая - паблик рилейшенз редакции, поведение сотрудников в социальной и профессиональной среде.

Внешний круг - создание и поддержание имиджа в глазах общественности. Но и внутренний - установить гармонию внутри редакции, предотвращать трудовые конфликт, стабилизировать коллектив, управлять персоналом, дать ему мотивацию, развить инициативу и направить ее в нужном менеджеру направлении. Менеджер - человек, организующий конкретную работу с помощью современных методов управления. В американской управленческой традиции задача менеджера - организовать работу некой группы подчиненных сотрудников.

Есть высший менеджмент - топ-менеджеры (директора, их заместители, члены правления компании), средний менеджмент и низший менеджмент.

Менеджеры руководствуются экономическими соображениями, их работа скорее практика, ремесло, чем наука. Хороший менеджер и реагирует на рынок, и сам его меняет, создает. Главное - ставить цели, отвечающие интересам предприятия (менеджмент постановкой целей - наиболее популярный в традиционном управлении). Предприятие - прежде всего люди, группа компетентных людей. Платон говорил: хорошее общество - это больше, чем сумма его отдельных частей. Создать условия для успешной работы этих людей - основной принцип и ориентир для менеджера. Не столько максимальная прибыль, сколько успешное ограничение влияния факторов риска. Управление - всегда творческая деятельность, оно направлено на сотворение нового, а не просто на реагирование на внешнюю среду. Менеджмент предусматривает умение организовать аналитическую работу - выделить "команду", или же аналитикой будет вечно загружать себя руководитель.

Управленческая функция организации

Успех организации, ее выживание, эффективную работу  обеспечивает управление, толпа превращается в производительную группу сотрудников. Инструменты управления, воздействия на людей: иерархия, культура, рынок.

Иерархия - власть, подчинение, давление с помощью принуждения и распределения материальных благ. Культура - нормы и ценности группы и общества, установки, стереотипы ритуалы поведения. Рынок - комплекс взаимоотношений на купле-продаже, на отношениях собственности, интересах продавца и покупателя. Административная система - ставка на иерархию, подчинение вместо свободы и инициативы.

Крупное предприятие всегда таит в себе угрозы и опасности. Слишком большая администрация, от продавца на рынке до руководства много звеньев, информация фильтруется, искажается, запаздывает. Для крупных предприятий важна четкая командная система - она быстро окостеневает. Теряется гибкость раджи сохранения иерархии. Крупные предприятия всегда учитывают политические факторы. В США говорят - "быть небольшим прекрасно": малые фирмы более гибкие, в них есть больше взаимопонимания, упрощено управление, они быстрее реагируют на новое, меньше зависят от глобальных факторов, их структура проще. Крупные предприятия глухи к нуждам отдельных клиентов.

Успешно действующие руководители обычно предприимчивы, готовы идти на разумный просчитанный риск, имеют чутье к потребностям рынка, опираются на железную дисциплину и сами работают больше своих сотрудников, детально знают дело - технологию, маркетинг, финансы. Умеют привлечь хороших работников и дать им полномочия, мотивацию, которая ведет к хорошей зарплате, связанной с успехом фирмы. Проводят жесткий отбор и отсев кадров, ведут строгий финансовый контроль, всегда стремятся победить конкурентов.

Еще в начале XX века образцом структуры предприятия была иерархия абсолютного, авторитарного государства - командно-бюрократическая структура, команды и повинности исходящие от руководителя - абсолютного и непогрешимого "монарха". Развитие техники и разделение труда вели к новым экономическим отношениям, которым не отвечает тоталитарная система управления. Подчиненные превратились в сотрудников, понадобились специалисты, самостоятельно думающие, действующие, знающие себе цену. Новая система - руководство в сочетании с сотрудничеством: 1.Решения принимаются не единолично, а сотрудниками.2.Сотрудники имеют четко разработанные сферы действия полномочия и компетенцию. 3. Ответственность не сосредоточена наверху, а включена и распределена по полномочиям сотрудников. 4.Вышестоящие решают только то, что нижестоящие решить не вправе.

Всегда надо определить задачи, полномочия и поделить ответственность. Фактор успеха - гибкая, эластичная структура, быстрый и свободный поток информации внутри предприятия.

Ведущим принципом стало делегирование полномочий: 1 Сотруднику поручается определенная сфера деятельности, он обязан сам действовать, принимать решения. Начальник не вправе вмешиваться кроме экстренных случаев, а главным образом он контролирует работу. Разделяется ответственность за действия и ответственность за руководство. Сотрудник отвечает за то, что он делал, а начальник - за свои просчеты и обязанности: Кадровая ошибка, сотрудник не получил инструкции и информацию, начальник не проверял его, не поправлял его критикой.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

где заказать оформление работ в багет