Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2009 Педагогика высшей школы (Секция 8) Портрет в рисунке начинающих художниов (Отрошко Виктор Михайлович)

Отрошко Виктор Михайлович

Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина

Портрет в рисунке начинающих художниов

Портрет – один из сложнейших, наиболее увлекательных и оригинальных жанров в изобразительном искусстве, предметом которого является изображение человека.

К жанру портрета относится: поясной портрет, бюст, портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет в пейзаже. В отличие от аллегорического изображения, портрет передает индивидуальное сходство. Посредством портрета можно дать яркое изображение характера человека и даже целых эпох и народов. По степени эстетического наслаждения, которое он способен доставить и художнику, и зрителю, портрет выступает в числе наиболее ярких художественных образов.

Портретное искусство не ставит целью достижения протокольной правды, как это происходит в фотографии. От художника требуется более глубокая психологическая передача увиденного, умение обратить внимание зрителя на самое главное, характерное в человеке. В тоже время искусство портрета не терпит приблизительности, недосказанности. Художник работающий в этом жанре раскрывает облик портретируемого, его мысли и чувства, выражает в портрете свое отношение, умение раскрыть внутренний мир человека. В портрете необходимо учитывать психологические и внешние свойства изображаемого человека, внимательно отбирая из них главные, имеющие решающие значения для осуществления вашего замысла. Самое существенное нужно подчеркнуть, выделить, подчинить ему все остальное и обязательно пожертвовать всем незначительным, случайным, что всегда можно в изобилии найти в натуре, но что может притупить выразительность портрета. Портрет является наиболее полным и очищенным от случайностей выражением образа человека.

В связи с этим среди основных задач портретного рисунка можно выделить следующие:

1. Достоверная и правдивая передача внешнего облика изображаемого человека.

2. Выражение черт характера человека и его душевного состояния в момент, определяемый замыслом художника.

3. Отражение общественного характера группы людей и той эпохи, к которой принадлежит портретируемый.

Изображение человека неизменно привлекает внимание начинающего художника, но уже первых попыток оказывается достаточно, чтобы убедить в трудности такого рода задачи: и рисунок не тот, и сходство очень относительно, а главное, при внешних даже, казалось бы, и похожих чертах, лицо выглядит застывшим, лишенным жизни.

Для достижения сходства достаточно раскрыть черты оригинала, но зато – существенные, главные, определяющие. Бывает даже, что портретист извлекает из оригинала только одну, доминирующую черту и добивается поразительного сходства.

Создание портрета для начинающего художника не упражнение по выработке нужных знаний. Здесь необходимо, чтобы портретируемый вышел за рамки своих физических проявлений. Важно найти такой поворот головы и позу, которые наилучшим образом раскрыли бы изображаемого человека. Поэтому мастера портретного искусства считали необходимым сначала знакомиться с тем, кого собирались рисовать. В процессе общения, совместных с ним переживаний старались проникнуть в его душевный склад, чтобы найти наиболее важное в выражении лица, в жестах рук. Только тогда образ портретируемого встанет перед мысленным взором художника. Путь к раскрытию души портретируемого в изобразительном искусстве лежит через глубокое постижение его внешнего облика. Из этого следует, что настоящий художник всегда видит во внешности портретируемого нечто такое, что недоступно глазу нехудожника, и все это выражает в портрете, сделав недоступное доступным.

Для сходства нет единой мерки. Портретист не в состоянии исчерпать свою модель до конца. Он передает лишь какие–то существенные ее грани, а поскольку граней таких в портретируемом много, то с одного и того же человека практически невозможно сделать два одинаковых портрета. Особенно такое решение заметно, когда человек выступает моделью у разных художников. Здесь выступает еще один фактор – своеобразие творческих индивидуальностей портретистов. Изображая портретируемого, каждый художник вкладывает при этом в произведение немалую долю самого себя.

Портретный рисунок может быть как краткосрочным, имеющим характер наброска, так и продолжительным по времени с полным выявлением всех тональных отношений. Однако в обоих случаях в рисунке нужно добиться индивидуального сходства портретируемого, передаче его возрастных особенностей, характерных черт, а также признаков, которые в какой–то мере говорят о его профессии. Но выявление лишь сходства здесь недостаточно. Работа над портретным рисунком требует отказа от многих мелких деталей и умелого выбора интерьера, если они включаются в изображение. Верно найденная деталь обстановки, увязанная с позой натуры, способна сыграть большую роль в углублении характеристики модели. Однако и студенту, работающему над портретным рисунком, полезно знать, что, прежде всего, нужно изучить характерные особенности натуры в движении, в разговоре. Без этого нельзя решать в портрете психологические задачи.

Выразительность композиции портрета во многом определяется пластическими и тональными особенностями всей постановки. Здесь важны такие компоненты композиции, как взаимодействие тональных пятен, характер светотени, силуэтность крупных масс. Организуя постановку для портретного рисунка, нужно стараться, чтобы она была лаконична и проста. Подобранные для постановки предметы должны обогащать замысел, но никак не отвлекать от основного, то есть позирующего человека.

Немаловажной деталью в творческом процессе является выбор костюма изображаемого человека. Удачно подобранный костюм не только способен расширить наше представление о социальной, профессиональной принадлежности портретируемого, но и о его характере. И в то же время просчет художника в этом деле снижает художественное качество портрета. Поза, одежда, предметы интерьера – все помогает созданию облика портретируемого. Таким образом, все элементы в композиции портрета должны служить раскрытию замысла средствами психологической характеристики изображаемого человека.

Для приобретения навыков необходимо практиковаться в портретных набросках. Даже скучный в средствах, исполненный лишь несколькими штрихами набросок может служить ценным материалом для длительной работы над композиционным портретом. Выполняя большое количество эскизных набросков, определяют композиционно–пластическое решение фигуры в выбранном формате, основы тонального решения будущего портрета, значение деталей в целом. Та часть портрета, которая является композиционным центром выделяется как размещением ее в наиболее выгодном месте, так и графическими средствами тонального рисунка, тем самым в первую очередь привлекая внимание зрителя. В то же время одинаковое выделение всех частей в портрете, их разобщенность можно объяснить лишь равнодушным отношением к модели, что характерно для натуралистического, ремесленного изображения.

После композиционного размещения основных масс (при передаче их индивидуальных особенностей нужно добиться взаимосвязи частей – головы, торса, рук) вся последующая работа над портретом будет направлена на выявление формы, раскрытие характерных черт модели.

Самый трудный и ответственный этап – проработка деталей, когда изображение строится на основе анализа форм и их взаимоотношений. Приступая к работе над деталями, прежде всего, нужно уточнить форму глаз, которые в портретном рисунке имеют очень большое значение. Точно передать их выражение, соответствующее определенному душевному состоянию и характеру изображаемого человека. После этого переходят к выявлению в тоне других частей лица.

Работая над рисунком головы, начинающий художник должен подмечать каким образом в форме лица могут отражаться сложные душевные переживания. То или иное душевное состояние человека вызывает определенное положение мышц. Благодаря мимике лица, мы наблюдаем выражение внимания, удивления, испуга, чувство нежности, любви, радости, сосредоточенности, печали, скорби, гнева. Подробно сведения, касающиеся мимики, изложены в книгах по пластической анатомии.

Кроме выявления формы головы, надо позаботиться о том, чтобы изображаемая натура была показана в пространстве. Необходимо внимательно проследить все тональные градации по краю рисунка головы портрета, способные передать связь с окружающей средой. Вероятно, некоторые участки изображения головы будут контрастно выявляться фоном, а другие легко будут списываться с ним. Не обязательно изображать в ракурсе весь фон полностью. Можно ограничиться лишь передачей участков фона, соприкасающихся с натурой.

Доминирование объектной фигуры, ее перевес по отношению к остальной плоскости придает изображаемой личности внутренний вес, который с помощью направленного использования положения рук еще усиливается. Их присутствие по соседству с лицом, их положение и жесты подчеркивают характерные особенности личности и ее внутреннее состояние. Едва заметная мимика лица и ее общность с рукой составляют важную часть экспрессии рисунка. Точная передача физических данных портретируемого еще не дает представления о его внутренней сущности. Переживания нигде не оставляют таких глубоких следов, как на лице. Индивидуальность концентрируется именно здесь, потому что здесь размещаются самые чувствительные органы, связывающие человека с окружающей средой.

При завершении работы рисующий должен посмотреть, решены ли те задачи, которые он ставил перед собой, приступая к портрету, и насколько полно сохранился в рисунке первоначальный образный замысел, цельность первого восприятия натуры. На заключительном этапе часто возникает необходимость какие–то участки изображения усилить в тоне, подчеркнуть характер формы или что–то смягчить, согласовать с целым, то есть довести композиционный портрет до того образного звучания, к которому стремился автор, приступая к работе.

Наряду с графитным карандашом в работе над портретом используют и другие материалы графики. Своеобразный материал для рисунка представляет древесный уголь, который отличается податливостью и красивой фактурой. Портретный рисунок часто выполняется также сангиной. Применять ее нужно, уже имея определенный опыт в рисовании головы. Иногда в портрете сангину используют вместе с углем. Теплого тона сангина с холодным по тону углем при сочетании линии с растушеванным штрихом придают рисунку живописность. Особенности выбранного материала нужно учитывать при работе над портретом.

Рисуя в различной технике, используя разнообразные графические приемы, необходимо помнить, что главная задача состоит не в виртуозности исполнения. Следует предостеречь студентов от погони за внешним эффектом. Лишь углубленное изучение натуры, выработка навыков в передаче живой формы, искренность художника, его творческая инициатива могут дать хорошие результаты в такой сложной области изобразительного искусства, каким является портрет.

Синтез полученных студентом учебных навыков и художественного производственного опыта обеспечил наступление момента, когда можно решительно вступать на самостоятельный путь. Учитель уже больше не может помочь, он должен ограничиться советами. Надо давать большой простор для проявления личностью пожеланий, интересов и склонностей. Этот большой простор и представляется работой над портретом. Руки должны быть свободны для творчества.

Преподаватель в вопросах руководства процессом художественного познания и при выработке личных взглядов и воззрений для многих студентов должен стремиться принять роль катализатора, ускорителя творческого процесса, окрылить его, поскольку он имеет столь большое значение для становления личности. Но не ставить студента в строгие рамки, навязывая ему свое мнение. Потребность многих студентов творчески выразить себя у каждого проявляется индивидуально. Различия во взгляде и в индивидуальном почерке должны выявиться именно в стремлении синтезировать при портретировании результаты приобретенных знаний. Ведь при синтезировании художник выявляет многие творческие способности, скрытые в его индивидуальности.

Мы открываем в портретировании свои особенности, склонности, сильные стороны, которые надо максимально развивать. Именно поэтому все то общее, что было дано во время приобретения знаний, следует постоянно перерабатывать в индивидуальное, приспосабливаться к своим возможностям и интересам. Именно поэтому учение переходит постепенно в стадию развития отдельной личности, в стадию индивидуальных дискуссий и обсуждений. При этом необходимо совершенствовать свой художественный уровень, индивидуальную манеру, добиваться уверенности в выборе метода технического исполнения.

Таким образом, приведенные примеры показывают, что после постепенного усвоения основ рисунка, можно успешно перейти к плодотворной творческой деятельности. Эти примеры придают нам мужества браться за отображение явлений внешнего и внутреннего мира портретируемых. Успешное выполнение которого принесет и нам, и другим людям радость.

Полякова Елена Степановна

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (г. Минск)

Актуальные проблемы музыкально–педагогического образования

Современная социокультурная ситуация в Беларуси характеризуется сложностью и противоречивостью. Государство и общество, с одной стороны, заинтересованы в создании такой доктрины образования, которая соответствовала бы требованиям времени, опиралась на идеологию государства, национальные традиции, приостановила и преодолела бы девальвацию духовно–нравственных ценностей. С другой стороны, процесс жесткой экспансии западной и отечественной псевдокультуры, тиражирование ее худших образцов средствами массовой информации, не могут не затронуть отечественную систему образования и воспитания подрастающих поколений. Трудности современного этапа развития образовательного процесса в стране обусловлены как противоречиями, органически присущими этой системе и доставшимися в наследство от советских времен, так и необходимостью возрождения морально–этических ценностей исконно присущих белорусскому народу. От педагогической общественности Беларуси, от образовательных институтов, причастных ныне к протекающим образовательным процессам в стране, требуется осмысление объективных и субъективных причин сложившегося положения и поиск путей выхода из нынешней ситуации. Безусловно, все вышеизложенное предполагает улучшение состояния и укрепление позиций отечественной системы образования. Особую роль в духовно–нравственном возрождении общества может и должен сыграть современный учитель.

Общепризнано: сложные процессы общественного развития на современном этапе во многом связаны с наметившимся глобальным переходом от техногенной к антропогенной цивилизации, признающей приоритетными: развитие творческого потенциала каждого отдельного человека, повышение качества образования в мире и разработку, выдвижение новых мировоззренческих позиций (М. И. Вишневский) [2]. Отсюда смещение акцентов на новую систему ценностей, возвышение духовности, культуры, укрепление профессионализма и ответственности, эффективную самореализацию каждого человека (В. С. Степин) [4]. Реализация этих процессов возможна при неконфронтационной адаптации индивидов и социальных групп к резко изменяющимся социально–экономическим, политическим и социокультурным условиям развития белорусского общества, при способности управленческих структур к разработке и осуществлению адаптационных стратегий поведения (Е. М. Бабосов) [1]. Выдвижение идеи образовательной и духовной синергии – взаимовлияние и взаимопроникновение линии самоорганизации и линии спонтанного и стихийного усвоения знаний, духовных ценностей превращает образование в неустойчивую (диссипативную по И. Пригожину) систему, факторами усиления позитивной динамики развития которой могут стать основанные на принципе дополнительности традиционные ценности и конструктивные новации [5].

Безусловно, все вышеизложенное предполагает улучшение состояния и укрепление позиций отечественной системы образования. Особую роль в духовно–нравственном возрождении общества может и должен сыграть современный учитель. Потеря нравственных ориентиров, определенное ослабление гражданственных позиций образования привели к тому, что в школу приходят специалисты, владеющие своей областью знания и способные транслировать это знание, но игнорирующие отношения ребенка к миру, самому себе, обществу и государству. Большинство белорусских ученых–педагогов отмечают недостаточность духовной и нравственной культуры, самореализации и самодеретминации будущих учителей, которые могут принести в школу свою неспособность осуществлять воспитание и создавать условия для самоактуализации личности в коллективных и индивидуально–личностных формах воспитательной работы. Экстраполируя эту посылку можно утверждать, что и будущий учитель музыки столкнется с теми же проблемами.

Профессиональная подготовка учителя музыки к музыкально–педагогической деятельности во всех звеньях системы общего и специального музыкального образования должна повернуться к личности, субъекту этого процесса. Ориентированность на рационально–искусствоведческий подход к преподаванию дисциплин как музыкально–теоретического, так и музыкально–исполнительского цикла вступает в противоречие с сущностью самой музыки, ее возможностями развивать творческий потенциал личности, стать фактором, условием полноценного самоосуществления человека и гражданина. Отсюда вытекает необходимость позитивных сопряженных изменений нормативов музыкально–педагогической и учебно–музыкальной деятельности субъектов и среды обучения как условий, приводящих к повышению эффективности музыкально–образовательного процесса и способствующих развитию и саморазвитию личности.

Необходимость изменения профессиональной подготовки специалистов данного профиля подтверждается и анализом экспериментальных данных по тестированию студентов музыкально–педагогического факультета. Проверке подвергался уровень самоактуализации студентов и его изменения с течением времени. Измерялись такие качества, как ориентация во времени, способность личности опираться на себя, самоуважение, спонтанность, креативность, ценности, позитивность взглядов на человеческую природу и т. д. Рост высоких показателей по шкалам контактности и гибкости в общении показал тенденцию роста способности к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими, аутентичном взаимодействии с ними и способности к самораскрытию. Эта тенденция может быть оценена положительно, т. к. в данном случае профессиональная подготовка способствует развитию профессионально важных качеств личности будущего учителя музыки: общих (любовь к детям, такт и т. д.) и специфических (музыкальность, туше и пр.) [3].

Тревогу вызывают изменения противоположного плана по шкалам ценности, креативности, спонтанности и самопонимания. Недаром музыкально–педагогическая общественность озабочена положением в системе профессиональной подготовки учителя музыки, не всегда и не во всем способствующей личностно–профессиональному росту и развитию будущего специалиста [3]. Мнение нашего общества и современной науки совпадают в понимании и осознании, каким должен быть учитель музыки наших детей. Но станет ли он таким, если кардинально не изменится концепция его профессиональной подготовки?

Все вышеизложенное позволило нам очертить круг общих проблем, стоящих перед музыкально–педагогическим образованием, обеспечивающим специалистами–профессионалами массовое школьное музыкальное воспитание и общее музыкальное образование:

– совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя музыки;

– необходимость инноваций в музыкально–педагогическом образовании, способных изменить качественный уровень профессиональной подготовки будущего учителя музыки и интенсифицировать ее;

– необходимость альтернативных подходов к музыкально–педагогическому процессу;

– необходимость прихода в школу ХХI века нового учителя музыки, способного «реформировать, а не деформировать» (выражение Ш. А. Амонашвили) музыкальное образование и реализовать воспитательные и развивающие возможности музыкального искусства;

– необходимость изменения системы вузовской подготовки будущих педагогов–музыкантов для успешного формирования их личностнопрофессиональных качеств, обеспечивающих высокий уровень профессиональной компетентности.

Аксиологическим основанием для исследования закономерностей становления и развития личностно–профессиональных качеств будущих учителей музыки является признание этих качеств ценностью для общества, позволяющей воздействовать на будущие поколения в процессе своей профессиональной деятельности и повышающей профессионализм специалиста. Ценность самобытности индивидуальных личностно–профессиональных качеств будущих учителей музыки позволит ярче проявиться индивидуальному стилю музыкально–педагогической деятельности учителя, повысит ее эффективность и качество. Самоактуализация (саморазвитие, самореализация), свобода самовыражения, основанные на высоком уровне развития личностно–профессиональных качеств, повысят профессионализм и компетентность педагога, в конечном итоге изменят состояние музыкально–эстетического образования в Республике Беларусь.

Насущной необходимостью для музыкально–педагогического образования становится осознание, анализ и решение следующих проблем и вытекающих из них противоречий:

1. Личностно–профессиональные качества учителя музыки препятствуют осуществлению качественной музыкально–педагогической деятельности, что понижает эффективность общего и специального музыкального образования, отражается на духовности личности и нации. Проявляются противоречия между социальным заказом общества и возможностью личности педагога–музыканта выполнить этот заказ.

2. Не выявлены педагогические закономерности, интенсифицирующие процесс становления и развития личностно–профессиональных качеств будущих учителей музыки. Противоречивыми являются требования ускоренного развития и формирования личности педагога и неразработанность теоретической базы, позволяющей интенсифицировать этот процесс.

3. Отсутствует полноценная теория, отражающая сущность музыкально–педагогического процесса (наследие сциентизма, опора только на интеллектуальное постижение музыкального искусства). Соотношение эмоций и разума только декларируется. Отсюда противоречия между теорией музыкально–педагогического процесса, его практикой и идеальной моделью.

4. Научные позиции, на которых строится современный музыкально–педагогический процесс (МПП) игнорируют: а) специфику предмета (а ведь развивающая функция музыкального искусства опирается на взаимодействие музыкальных эмоций и личности); б) появление неких иррациональных остатков, требующих уточнения теории; в) разрушение ценностей музыкально–педагогического образования (отсутствие личных ценностей, «размывание» ценностей общественных, декларирование ценностей государственных, забвение ценностей общечеловеческих). Прослеживается противоречие между потенциальными возможностями музыкально–педагогического процесса и практической реализацией этих возможностей.

На основе этих теоретических проблем и противоречий возникают проблемы музыкально–педагогической практики. Педагог–музыкант не формирует, не развивает в процессе своей профессиональной подготовки личностно–профессиональные качества. Увеличивается срок подготовки специалистов, не сформированные личностно–профессиональные качества делают частично неэффективной деятельность учителя музыки, заставляют его отказаться от этой профессии, т. к. не позволяют ему самореализоваться в профессиональной деятельности. Музыкальное образование не выполняет свои функции, а обучение и воспитание не превращают музыку в ценность, не способствуют самореализации личности в музыкальной деятельности.

Для успешного решения возникших в теории и практике музыкально–педагогического процесса проблем и противоречий НЕОБХОДИМО:

– уточнение теории МПП (поиски новых методологических оснований для создания на их основе уточненной или новой теории);

– определение характера и особенностей воздействия музыкально–образовательной среды и системы воспитательных воздействий как условий личностно–профессионального развития будущего учителя музыки;

– анализ содержания и закономерностей музыкально–педагогического процесса ;

– выявление закономерностей становления и развития личностно–профессиональных качеств педагога–музыканта;

– разработка технологии становления и развития личности профессионала в МПП;

– разработка методического обеспечения МПП;

– обеспечение поддержки саморазвития, самореализации будущего преподавателя музыки, усиления его эмоционально–волевой стабильности; интенсификация профессиональной подготовки.

Изучение теории и практики музыкально–педагогического образования позволило сформулировать частные предположения: становление и развитие личностно–профессиональных качеств (ЛПК) будущего учителя музыки проходит в бинарной детерминации (опирающейся на принцип дополнительности), в поликультурной среде (формирующей музыкальную культуру, психологическую, педагогическую, исполнительскую, эмоциональную, методическую, инновационную, методологическую, рефлективную и культуру мышления) при реализации полифункциональной музыкально–педагогической деятельности, основанной на аллотропизме (ином способе существования, опирающемся на эмоциональность предмета деятельности и эмоциональные компоненты самой деятельности) и творческом ее характере. Закономерностями этого процесса, его доминирующими тенденциями выступают: стадиальность (каждая стадия завершается моментом актуализации ЛПК определенного уровня); асинхронность становления и развития (специфические ЛПК возникают и формируются значительно раньше, в определенные сензитивные периоды, в чем проявляется сложность подготовки качественного специалиста в области музыкальной педагогики), темпоральная пластичность (временная свертываемость) при моделях музыкально–педагогического процесса, соответствующих синергетическому подходу и стохастическим технологиям, обеспечивающим детерминацию–самодетерминацию этого процесса и самореализацию–самоактуализацию будущего учителя музыки; двухвекторная направленность, проявляющаяся в ориентированности специфических личностно–профессиональных качеств педагога–музыканта не только на свою музыкальную деятельность, но и на организацию музыкальной деятельности другого субъекта (учащегося), то есть актуализацию этих качеств в собственной музыкально–педагогической деятельности.

Учителя музыки, а шире, учителя предметов художественно–эстетического цикла – являются той категорией работников образования, содержание деятельности которых – формирование и развитие музыкально–эстетической культуры нации, обеспечение подрастающего поколения возможностью реализовать себя в различных видах музыкальной деятельности и укрепить свои возможности в художественном освоении действительности.

Литература

1. Бабосов, Е. М. Социокультурные основания гуманитарного образования в обществе переходного типа / Е. М. Бабосов // Вышэйшая школа. – 1997. – Вып. 4. – С. 9–13.

2. Вишневский, М. И. Введение в философию образования / М. И. Вишневский. – Могилев, МГУ им. А. А. Кулешова. – 2002. – 160 с.

3. Полякова, Е. С. Учитель музыки для наших детей / Е. С. Полякова // Музычнае i тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2006. – № 3. – С. 11–17.

4. Степин, В. С. Исторический вызов и проблема общенациональной идеи / В. С. Степин // Социология. – 1999. – № 4. – С. 18–28.

5. Харин, Ю. А. От хаоса к гармонии / Ю. А. Харин // Беларуская думка. – 2000. – № 8. – С. 40–41.

Сенина Елена Геннадьевна, Копытина Татьяна Николаевна

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

Использование средств иностранного языка для реализации воспитательных целей

В основе обучения любому предмету лежит реализация трех видов целей: обучающей, развивающей и воспитательной. В реальности приоритет отдается первым двум целям, последняя упоминается декларативно. Так, при обучении иностранному языку воспитательная цель определяется темой: патриотическое воспитание прилагается к изучению тем «Беларусь», «Минск», «Родной город/деревня»; экологическое воспитание приурочивается к теме «Экология», семейное воспитание ограничивается темой «Семья».

При постановке любой цели необходимо четко определить, какой результат должен быть достигнут. Самыми конкретными являются результаты деятельности, обусловленной обучающей целью. Менее ясно, какой конкретный результат подразумевают формулировки таких развивающих целей, как развитие памяти, внимания, логического мышления, творческих способностей, воображения. Наиболее расплывчатой в плане достижения конкретных целей остается воспитание. Можно сказать только одно: ни одна воспитательная цель не реализуется автоматически, что обычно подразумевается при ее постановке. Знание о том, как сказать на немецком языке о составе своей семьи, роде деятельности, увлечениях, внешности и характеров ее членов еще не подразумевает семейного воспитания.

При этом обучение предмету «Иностранный язык» предоставляет колоссальные возможности для решения воспитательных задач, через сравнение двух культур. Воспитание, происходящее путем подачи студенту определенных нравственных аксиом и закрепления поведенческих стереотипов, приводит к тому, что привнесенная система ценностей не выдерживает столкновения с другим пониманием жизни, либо, не поддерживаемая разумным осмыслением усвоенных представлений, вызывает алогичные необдуманные поступки. Воспитание, подразумевающее самостоятельную выработку студентом понимания мира, своего места в нем, основополагающих моральных и нравственных норм, не возможно без предоставления не только принятых обществом, но и альтернативных представлений о жизни. Такой подход к воспитанию и может быть претворен в жизнь на занятиях по предмету «Иностранный язык».

Рассмотрим проблемы практической реализации такого подхода. Как известно, воспитание подразумевает: формирование мировоззрения (мировоззренческое воспитание), нравственности (нравственное воспитание); принятие основных постулатов государственной идеологии (идеологическое воспитание); восприятие семьи как основополагающей ценности (семейное воспитание); позиционирование себя как гражданина своей страны (патриотическое воспитание); понимание деятельности как основы жизни (трудовое воспитание); знание и соблюдение мер по обеспечению нормальной жизнедеятельности (воспитание здорового образа жизни). Начнем с патриотического воспитания. Патриотизм – это глубокое социальное чувство, включающее в себя непременно гордость за прошлое и настоящее своего Отечества, проявляющееся в конкретных поступках и в стремлении отстаивать и защищать интересы Родины. В формировании патриотизма важно более активно опираться на традиции, созданные предшествующими поколениями в материальной и духовной сферах общества. Воспитание выступает как способ формирования и саморазвития ценностных ориентаций нравственного и патриотического характера. [4, с. 34] Наиболее характерным для восприятия патриотического воспитания в педагогической среде является следующий постулат: патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине через доказательство преимуществ жизни именно в этой стране и навязывание аксиомы, из которой следует, что место, где ты родился надо любить. Такая позиция весьма уязвима. Любовь не должна соотноситься в сознании человека с расчетом. Каким же образом претворять в жизнь патриотическое воспитание?

Одним из путей, наиболее пригодным для использования на занятии иностранного языка, является подведение студента к осознанию постулата, что каждый человек есть продукт определенной среды, физически и психологически приспособленный к ней, к ее плюсам и минусам, положительные и отрицательные свойства которой отражают положительные и отрицательные свойства каждой ее составляющей, то есть каждого конкретного человека. В процессе воспитания осуществляется социализация личности. Наряду с этим, студент осваивает и усваивает определенные ценностные ориентации, нормы и формы поведения, востребуемые обществом, культурой, нацией. Нельзя говорить о схожести культур. Географические, исторические, религиозные отличия отразились в характере духовной и культурной жизни народов. Таким образом, речь идет о необходимости более глубокого и тщательного изучения мира носителей языка, их культуры, их образа жизни, национального характера и т. п. В связи с этим уместно говорить о формировании социально–культурной компетенции у студентов.

Социокультурный подход в воспитании студентов заключается в том, что коммуникативно–ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах тесно связывается с использованием языка как средства познания мировой и национальной культуры, духовного наследия стран и народов, способов достижения межкультурного понимания. [1, с. 43] Изучение иностранного языка – это один из способов понять особенности не просто своего языка, но общества на нем говорящего. Ведь наш язык, сопровождая нас с самого раннего детства, не может не оказывать глубинного влияния на наше мировосприятие, поведение, отношение к жизни и т. д. Одним из практических примеров, здесь может быть сравнение использования однотипных грамматических явлений в разных языках. Так, в немецком языке противопоставление совершенного / несовершенного видов глагола используется только в прошедшем времени (Perfekt, Prдteritum). Действие в настоящем и будущем временах автоматически является действием, направленным на результат, но этого результата еще не достигшим. В русском и белорусском языках оппозиция видов есть во всех временах. В частности это предполагает существование двух действий: направленного на достижение результата и направленного на совершение самого действие. В языке ничего не существует просто так, его изменения обусловлены развитием общества. И наличие в языке возможности говорить о действии с отсутствующим результатом не может не характеризовать определенные поведенческие стереотипы носителей этого языка. Это один из небольших примеров, показывающих, какая пропасть лежит между носителями двух не таких уж далеких друг от друга языков. Нельзя сказать, что кто–то из нас лучше или хуже. Мы просто разные, приспособленные для жизни в разных условиях. Именно это понимание является ключевым для общего осознания себя, как части своей страны.

Работа педагога по воспитанию нравственного чувства включает в себя: ознакомление студентов с моральными ценностями, природой, социальной и духовной жизнью людей; уважительное отношение к духовно–нравственным ценностям; свободный творческий поиск. [3, с. 81] Изучение иностранного языка, влекущее за собой изучение социокультурных реалий другой страны, позволяет студенту увидеть альтернативный вариант миропонимания и на основе сравнения создать свою картину мира. Задача преподавателя при этом суметь подчеркнуть существование иных приоритетов в области нравственных качеств, иной картины мира.

Литература

1. Вилова, Е. П. Приоритеты современного образования / Е. П. Вилова // Высшая школа: проблемы и перспективы: материалы 6–ой междунар. науч.–методич. конф. – Минск: РИВШ, 2004.

2. Гурова, Р. Г. Современная молодежь и нравственные ориентиры / Р. Г. Гурова // Педагогика. – 2000. – № 10.

3. Программа воспитания детей и учащейся молодежи // Праблемы выхавання. – 2001. – № 4.

4. Русецкий, А. В. Патриотические ценности студенческой молодежи в условиях социальной трансформации / А. В. Русецкий, Л. А. Гащенко // Социология. – 2000. – № 1.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы