Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2009 Педагогика высшей школы (Секция 8) Дистанционное обучение в учебном процессе (Денисова Галина Григорьевна, Романович Римма Григорьевна, Торжок Альбина Григорьевна)

Денисова Галина Григорьевна, Романович Римма Григорьевна, Торжок Альбина Григорьевна

Белорусский государственный университет (г. Минск)

Дистанционное обучение в учебном процессе

В век информационных технологий говорить о необходимости использования Интернета в учебном процессе является излишним, так как он стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Высшее образование активно использует новейшие достижения компьютерных технологий. Существует документальное подтверждение, что мультимедийные технологии помогают решить некоторые проблемы, связанные с изучением иностранного языка. Современное общество ищет новые, более гибкие формы обучения, которые удовлетворяли бы потребностям членов общества и вырабатывали новый, более высокий уровень умений и навыков. Это видео– и телекурсы, программы на компакт–дисках и дистанционное обучение. Они принципиально отличаются друг от друга, но их объединяет использование компьютера. Учебный процесс, при котором учитель и ученик взаимодействуют лицом к лицу, считается очень сложным процессом. Он становится еще сложнее, когда отсутствуют такие элементы коммуникации, как тон голоса, зрительный контакт, невербальные средства коммуникации. И тем не менее, программы с использованием информационных технологий, доказали свою эффективность. Эффективность программ обусловлена их интерактивностью, которая заключена в самой технологии.

Дистанционное обучение – одна из форм образования, где преподаватель и студент взаимодействуют с помощью телекоммуникационных технологий независимо от пространства и времени. Пространство и время всегда воспринимались как само собой разумеющиеся характеристики, имеющие мало или совсем не имеющие влияния на учебный процесс, в котором доминировали человеческие факторы, такие как учитель и ученик и их взаимоотношения. Введение слова «дистанционное» нарушило эти взаимоотношения. Классная комната, лингафонный кабинет, библиотека, читальный зал и др. были неотъемлемым атрибутом учебного процесса. Виртуальная классная комната расширила свои границы вплоть до мирового масштаба. Это не могло не повлиять на учебный процесс. Учитель и ученик оказались разделенными во времени и пространстве. Объем информации возрос значительно, и требуются новые знания и умения, связанные с использованием информационных и компьютерных технологий со стороны учителя и ученика для успешного перехода в новую образовательную среду. Важно также определить те виды деятельности, которые позволяют успешно осуществить такой переход. Насколько он будет эффективным, зависит и от учителя, и от учащегося. Само собой разумеется, что предъявляются большие требования к обеим сторонам. С одной стороны, сам Интернет является крутым поворотом для учащихся, а с другой – происходят огромные изменения в форме подачи материала и методике преподавателей. Добиться хороших результатов, используя багаж традиционных методик, вряд ли возможно. В педагогической литературе сейчас стали говорить о появлении «online педагогики», возможности которой еще не изучены. В самом сердце дистанционного обучения лежит интерактивность. Особое внимание уделяется умению принимать решения, работе в группе, устному общению, поиску информации из различных источников и индивидуальной или групповой работе. Информационно–компьютерные технологии ставят учителя в один ряд с учащимся. Традиционное представление об учителе, у которого есть ответы на все вопросы, меняется. Учащиеся имеют возможность наблюдать, как учитель приобретает новые навыки, решает проблемы в среде, новой для него. Есть еще много учителей и учащихся, которые недостаточно хорошо подготовлены, чтобы работать в новых условиях, при которых меняется культура организации учебного процесса. Основным рабочим инструментом становится компьютер. Что же делает компьютер таким привлекательным как для учащегося, так и для учителя? Учащийся имеет доступ к материалу в любое время, может несколько раз выполнять упражнения, исправляя их и не боясь, что учитель устанет от этого. Что касается учителя, то отношение к компьютеру неоднозначно. Преимущества очевидны: компактность, иллюстративность, отсутствие необходимости переносить материал. Однако можем ли мы предположить, что, вводя информационные технологии в учебный процесс, изменим все? Можно поменять все, не изменив по сути ничего. Каким бы красочным и удобным в использовании ни был СD, это всего лишь инструмент.

Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями и содержанием, что и очное обучение. Но форма подачи материала, форма взаимодействия учителя и учащихся, и учащихся между собой иные.

Дистанционное обучение характеризуется следующим:

– мультимедийными каналами, которые, несомненно, обогащают коммуникацию;

– коммуникативными возможностями, которые обеспечивают коммуникацию не только между учителем и учеником, но и между всеми участниками процесса;

– более глубоким, богатым учебным материалом, повышающим мотивацию и эффективность обучения;

– личностно–ориентированным подходом (метод сотрудничества, метод проектов и разноуровневое обучение). В распоряжении ведущих и учащихся дистанционного курса находятся: электронная почта, рассылки, форум чат, доска объявлений, видеоконференция;

– краткосрочными модулями, повышающими интерес учащихся.

Кажется, это должно упростить роль учителя в учебном процессе. На самом деле, роль учителя еще больше повышается. Учитель, работающий в новом контексте, должен владеть новыми формами работы с учащимися, интенсивно использовать мультимедийные технологии, контролировать работу учащихся, творчески использовать материал, осознавать, что весь учебный процесс становится более прозрачным благодаря использованию информационных технологий.

Существуют различные модули работы с мультимедийными технологиями. Дистанционное обучение может означать, что учащиеся и учитель никогда не встречаются, но чаще всего речь идет о смешанном обучении, при котором традиционное обучение сочетается с дистанционным обучением.

Учебная среда строится на основе компьютера, сети, программного обеспечения, и рассматривается как конструктивная, интерактивная, направленная на достижение цели, которая способствует развитию сотрудничества и активизации деятельности учащихся.

Глобализация и виртуальность являются одними из характеристик современного общества. Работа в группе, которая географически разбросана, требует эффективной, посредством компьютера, коммуникации, которая приводит к действию, несмотря на расстояние между членами группы. Работа одних людей может совпадать или не совпадать по времени с работой других членов группы. Группа может быть постоянная или временная, как, например, при матричной организации. Коммуникация может быть лицом к лицу, или посредством компьютера, но часто и то, и другое. Роли членов группы могут меняться. Дистанционное обучение посредством метода проектов и других помогает выработать эти навыки, создает условия для подготовки будущих специалистов, способных работать в новых условиях.

Таким образом, дистанционное обучение не только должно прийти на помощь традиционному образованию, но и в значительной мере изменить представление о нем. Достоинства дистанционного обучения очевидны. Прежде всего, это практически неограниченная масштабность. Например, если в рамках традиционного учебного процесса профессор может прочитать лекцию нескольким сотням студентов, то курс, записанный на видео и переданный через Интернет, может в принципе прослушать любое количество желающих. А это, в свою очередь, означает, что студенты имеют возможность выбирать из множества виртуальных учителей наиболее интересных и компетентных. Для вузов и других образовательных организаций дистанционное обучение может стать серьезным источником дохода, поскольку затраты на него значительно ниже, чем ведение «живого» образовательного процесса. Для студентов дистанционное обучение также выгодно в силу своей дешевизны и гибкости. Такое обучение является более дешевым, чем традиционное, и поэтому может сделать образование более доступным. Более того, Интернет дает дополнительные возможности людям, которые живут вдали от крупных образовательных центров.

Дистанционные формы обучения смогут существенно расширить аудиторию слушателей курсов, преподаваемых лидерами как в образовании, так и в бизнесе.

Поскольку дистанционное обучение не в полной мере вписывается в традиционное представление об образовании, необходимо изучать новые современные образовательные технологии, разрабатывать новые педагогические приемы и теории, изменять сам принцип образования, в котором на передний план выходит не профессор, а студент, как основной потребитель образовательной услуги.

Долгова Анна Олеговна / Dolgova Anna Olegovna

Белорусский государственный университет (г. Минск) / Belorussian State University (Minsk)

Taking the oral english examination: tips for students

The best thing you can do to prepare for the oral English exam is to practice examination techniques. That doesn’t mean that you think about the exam, but that you actually simulate the exam as often as possible.

Bear in mind that practicing exam techniques requires time. It is inefficient and nerve–racking to try to deal with a great amount of material at the last minute. It really pays if you distribute your revision time in such a way that study does not become a hectic rush. That means you must plan how much time you need to practice for the exam and you must organize things so that your goals can be achieved.

Practicing examination techniques:

The usual examination task is to read, translate and retell a text – a story or an article. Here is the possible approach for you to practice what the exam will require you to do.

Step 1. Look at the general meaning of the text. Try to find out what the story/article is about without reading the text line by line. Highlight important words or phrases in the text or write them out on a sheet of paper.

Step 2. Read the text carefully. Pay attention to numbers and dates, international words and proper names (they provide certain information). Make notes if necessary.

Step 3. If you’re allowed to use a dictionary, check up unknown words in it. If not, try to figure out the meaning of unknown words from the context or on the basis of the meaning of the words which are familiar to you.

Step 4. With the help of your notes go over in your mind what you are going to say. Do not try to remember the whole text word by word, it’s necessary to retell everything you’ve understood in the written text. Avoid dealing with a problem on a very abstract level; try to find concrete examples [1, p. 103–104].

Step 5. While rendering the text do not forget to use special constructions such as:

1. The title of the text is …

2. The author of the text is …/ The text is written by …

3. The main topic of the text is… / The main idea of the paragraph is…

4. The text is about…/ The text is devoted to…/ The text deals with…

5. According to the text …

6. The text is divided into 3 parts. The first part shows… The second part presents… The third part concentrates on …

7. (Further) the text goes on to say that…

8. At the end of the text… / Finally…/ In conclusion…

9. The text is completed by figures and tables / The text contains figures and tables.

10. I found the text interesting (important, useful, of no value, too hard to understand) [2, p. 149].

Some minutes before the examination:

Think positively. This can be achieved through various means, e. g. by remembering an event, in which you did very well – this could be an examination, a sports competition, or just a moment in which you were calm and could really feel all your potential and your abilities. Remembering such a positive situation and «putting yourself mentally into it again» helps you to get in contact with your resources.

Breathe deeply and slowly: this will bring more oxygen into your brain and helps you to concentrate and to remember better what you have learnt [4].

During the examination:

Speak clearly and at a natural speed.

Keep eye contact with the team of examiners.

When you are interrupted make sure you understand what you have been asked. If you are in doubt, ask the examiner to repeat the question or tell him/her what you do not understand about it:

1. Pardon?

2. I beg your pardon?

3. I’m sorry I didn’t hear…

4. I’m sorry. What did you say?

5. What was the first word?

6. Would you repeat what you said?

7. I’m sorry, would you mind repeating …, please?

8. Will you (kindly) repeat your question?

9. (It’s a pity) I don’t understand your question. Please repeat it, etc.

When an examiner gives a personal opinion, comment on this from your own personal point of view, even if your opinion differs from the examiner’s one. You can use the following expressions [3, p. 287–290]:

Agreeing – Disagreeing – Saying you are sure – Saying you are not sure

That’s quite right. That’s true. Yes, I agree…I absolutely agree. I can’t help thinking the same. That’s what I was thinking. Too true. Well, that’s the thing. I agree entirely. I agree absolutely with…I’m of exactly the same opinion. My own opinion is exactly the same. I don’t agree. I’m not sure in fact. I don’t know about it. I disagree, I’m afraid. That’s wrong. I don’t think that’s right. I can’t agree. That’s not the way I see it. I’m afraid I entirely disagree with you. I can’t say that I share your view. I see things rather differently. I’m sure. I’m quite sure. I’m absolutely sure / certain. I’m fairly sure. I have no doubt. I’m a hundred per cent certain. There’s very little doubt in my mind. There’s no little doubt in my mind. I’m quite convinced. It’s quite possible. It’s probable. It looks possible. Sorry, I’m not sure. I’m not really sure. I can’t say for certain. There’s some doubt in my mind. It’s not at all certain.

After the examination:

Take time to relax before you start preparing for the next exam.

Get some fresh air and food.

Concentrate on the next exam and think how you might improve your exam technique.

Always think positively and don’t forget to smile! [5].

Literature

1. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Cправ. пособие. / Е. А. Маслыко [и др. ]. – Минск: Высш. шк., 1992. – 448 c.

2. Make your Way / R. Davis [et al.] – Wien: Paedagogischer Verlag GmbH, 1995. – 151 p.

3. Maslyko, E. A. (1990) Communicating while Teaching / Learning English / E. A. Maslyko. – Минск: Высш. шк., 1990. – 320 с.

4. Noriega, L. Some Advise on Examination Technique / L. Noriega [Electronic resource]. – 2004. – Mode of access: www.soc.staffs.ac.uk/lan1/exam.pdf. – Date of access: 05.02.2009.

5. Revision Tips [Electronic resource]. – Mode of access: http://www.cambridgestudents.org.uk/examtime/revisiontips. – Date of access: 05.02.2009.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы