Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2009 Педагогика высшей школы (Секция 8) Повышение качества дирижерской подготовки будущих учителей музыки в процессе вузовского образования (Гриняк Александр Петрович)

Гриняк Александр Петрович

Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

Повышение качества дирижерской подготовки будущих учителей музыки в процессе вузовского образования

На современном этапе развития общества, когда особенно остро стоит проблема формирования духовной культуры подрастающего поколения, важнейшее значение приобретает его воспитание средствами музыкального искусства. Поэтому задача повышения компетентности и профессионализма учителей музыки становится все более актуальной.

Полноценная профессиональная деятельность учителя музыки невозможна без достаточной дирижерско–хоровой подготовки. Хормейстерская деятельность учителя музыки, связанная с дефицитом времени, отводимого на разучивание хорового произведения, диктует необходимость поиска наиболее оптимальных способов формирования вокальных навыков и умений школьников. Большая роль в этом процессе принадлежит дирижированию, как уникальному по оптимальности одновременному диалогу, которому нет аналогов в других областях человеческой деятельности.

Современная музыкальная педагогика высшей школы накопила немалый опыт в разработке теоретических и практических проблем подготовки будущих учителей музыки. Культурологическую направленность данного процесса подчеркивает исследователь О. И. Андреева, отмечая, что подобная направленность может считаться фактором совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки [2, с. 16]. Проблеме творческого развития личности будущих учителей музыки посвящена работа Н. А. Войтлевой, в которой она рассматривает условия профессионально–творческого развития личности студентов: гуманистическая ориентация учебного процесса, индивидуальный подход к студентам, формирование их самостоятельности, наличие среды с «творческой заряженностью» и т. д. [4].

Основоположник музыкально–педагогической традиции в подготовке учителей музыки профессор Л. Г. Арчажникова отмечает, что сама творческая природа музыки определяет творческую сторону в деятельности учителя музыки [3, с. 34]. В структуре подготовки учителя музыки автор особо выделяет вокально–хоровую подготовку.

Различные аспекты проблемы дирижерской подготовки учителя музыки являлись предметом целого ряда научных исследований (Ж. М. Дебелая, Е. А. Красотина, К. П. Матвеева, Т. А. Первушина, Э. А. Скрипкина, Н. В. Соколова, М. П. Сорокина, В. И. Темкин, Т. А. Эстрина и др.).

Учитель музыки должен быть хорошим исполнителем на музыкальном инструменте, прекрасно владеть певческим голосом. Дирижерские умения – это тоже важный инструмент в работе, ведь, владея дирижерскими жестами, учитель музыки задает нужный тон в исполнении музыкальных произведений, объединяет учащихся.

Дирижирование, являясь процессом музыкального обобщения, занимает особое место в ряду музыкально–исполнительских искусств и может быть охарактеризовано как специфический вид музыкального исполнительства. Дирижер в процессе исполнения произведения непосредственно не создает звуковой материи, а на основе проведенного ранее приема и декодирования музыкальной информации, заложенной композитором в произведении как специфической знаковой системе, и созданной идеальной модели (внутренне–слуховом представлении музыки) передает музыкальную информацию исполнителям с целью непосредственного воспроизведения музыкальной звучности, организуя и осуществляя при этом музыкально–исполнительское общение. Дирижерская деятельность многогранна и, как минимум, включает музыковедческо–теоретический, интерпретационно–исполнительский, психолого–педагогический и организационно–управленческий аспекты, проявляющиеся в виде органичного синтеза в процессе управления коллективным музыкальным исполнением.

Однако при подготовке будущих учителей музыки, в области их вокально–хоровой и дирижерской подготовки, приходится сталкиваться с рядом трудностей. Одной из актуальных и насущных проблем в данной области, исходя из собственного многолетнего опыта работы в данном направлении, является изначально различный уровень музыкально–теоретической и практической подготовки студентов при поступлении в вуз.

Также к числупроблем, затрудняющих деятельность по формированию дирижерской культуры будущих учителей музыки и, в конечном счете, снижающих качество дирижерской подготовки, можно отнести ограниченное количество учебных часов, выделяемых на предметы данного цикла.

Основным предметом, в рамках которого формируется и развивается дирижерская культура будущего учителя музыки, является хоровое дирижирование. Овладение дирижерскими жестами, умениями и навыками, работа с партитурами для различных хоров определяют значительные возможности для развития собственной позиции студента и выработки собственного взгляда на дирижерскую подготовку. Однако, по нашему мнению, рекомендуемого одного часа в неделю для полноценной подготовки не достаточно.

Необходимым условием повышения качества дирижерской подготовки будущих учителей музыки является посещение ими хорового класса. В процессе собственной практической деятельности, в процессе разучивания и исполнения разнообразных хоровых произведений у студентов формируются различные стили и приемы хорового исполнительства. В процессе данного курса студенты овладевают не только приемами репетиционной работы, на практике знакомятся с работой над хоровыми партиями, но и в процессе собственного наблюдения и анализа делают выводы о работе преподавателя–дирижера, который на своем примере показывает действенность методики хорового развития личности.

Особую теоретическую базу для дальнейшей практической деятельности и повышения качества дирижерской подготовки будущих учителей музыки предоставляет предмет – хороведение. В процессе работы студенты знакомятся с историей развития хорового искусства в стране, узнают об элементах певческой техники, о строе, ансамбле в хоре и средствах его исполнительской выразительности. Из этого предмета студенты выносят знания о методах формирования вокально–хоровых навыков в детском коллективе, о специфике детского хора и основных принципах вокально–хоровой работы с детьми.

Огромное значение в процессе теоретической и практической подготовки в рамках формирования дирижерской культуры имеет индивидуальный подход к студенту и формирование индивидуального стиля хормейстерской деятельности. Об это в своих работах подчеркивала исследователь В. А. Овсянникова: «… хормейстерская подготовка должна осуществляться с учетом индивидуальных особенностей студентов и содержать индивидуальную программу педагогических воздействий, ориентированную на формирование у обучаемых свойственных им способов профессиональной работы» [6, с. 2].

Одним из непременных условий повышения качества образования будущих учителей музыки является их практическая подготовка. Особенностью практической подготовки студентов–музыкантов является синкретичность данного процесса, т. е. привлечение, использование и анализ практической деятельности в единстве музыки, психологии, педагогики и др. смежных областей научного знания. В. А. Аванесова говорит об этой особенности практики, как о ее универсализации: «Универсализация, по словам этого исследователя, обозначает процесс организации учебной практики, состоящий из соединения в единое целое основных элементов музыкального образования и элементов общей и прикладной педагогики и психологии совместно с … культурологией, этикой, эстетикой с целью оптимизации функционирования системы практической подготовки, которая отражает потребности будущей профессиональной деятельности студентов, обучающихся по специальности «музыкальное образование» [1, с. 7].

В одной из своих предыдущих работ мы говорили об открытии филиалов кафедры теории и методики эстетического образования в средних общеобразовательных учреждениях – школах, лицеях и гимназиях [6]. За прошедший период работа в данном направлении углубилась и уже начала приносить ощутимые результаты.

Так совместная деятельность преподавателей кафедры теории и методики эстетического образования БрГУ им. А. С. Пушкина и учителей сш № 3 г. Бреста, где находится филиал вышеупомянутой кафедры, проводится по нескольким направлениям:

– организация совместных концертных мероприятий музыкально–творческих коллективов (как на базе университета, так и на базе средней школы);

– организация музыкально–педагогической практики студентов музыкальных групп психолого–педагогического факультета;

– приглашение учителей школы для посещения занятий преподавателей кафедры теории и методики эстетического образования, с целью передачи положительного педагогического опыта в области музыкально–педагогического образования;

Тесное сотрудничество университета и школы, которое проявляется в форме деятельности филиала кафедры, позволяет значительно повысить качественный уровень подготовки специалистов, поднять на качественно новый уровень дирижерскую подготовку будущих учителей музыки.

Таким образом, в заключении нашей статьи мы можем сделать общий вывод о возможностях повышения качества дирижерской подготовки будущих учителей музыки в процессе их вузовского обучения. Повышение уровня дирижерской подготовки будущего учителя музыки представляет собой стройную систему совместной деятельности преподавателя и студента, которая должна опираться на надежную теоретико–методологическую базу, которая раскрывается в трудах известных исследователей. Предметы вокально–хорового цикла в процессе вузовского образования формируют у студентов необходимые теоретические знания и практические навыки, а тесное сотрудничество кафедры со школой создает необходимые условия для более глубокой и основательной практической подготовки будущих учителей музыки.

Литература

1. Аванесова, В. А. Универсализация учебной практики как условие повышения профессионализма студентов вузов культуры по специализации «музыкальное образование» / В. А. Аванесова. – Автореф. дис. …канд. пед. наук, 13.00.02. – М., 1997. – 16 с.

2. Андреева, О. И. Культурологическая направленность музыкально–педагогического образования в колледже / О. И. Андреева. – Автореф. дис. …канд. пед. наук, 13.00.01. – М., 1997. – 19 с.

3. Арчажникова, Л. Г. Профессия – учитель музки / Л. Г. Арчажникова. – М.: Просвещение, 1984. – 111 с.

4. Войтлева Н. А. Психолого–педагогические условия профессионально–творческого развития личности будущего учителя музыки / Н. А. Войтлева. – Автореф. дисс …канд. пед. наук, 13.00.08. – Майкоп, 2003. – 28 с.

5. Гриняк, А. П. Формирование дирижерской культуры будущего учителя–музыканта / А. П. Гриняк // Личность–слово–социум: материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. – Минск: Паркус плюс, 2008. – С. 93–96.

6. Овсянникова, В. А. Индивидуальней особенности как основа формирования стиля хормейстерской деятельности студентов музыкально–педагогического факультета / В. А. Овсянникова. – Автореф. дис. …канд. пед. наук, 13.00.02. – М., 1996. – 16 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы