Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2009 Педагогика высшей школы (Секция 8) ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА (Архипова Екатерина Андреевна)

Архипова Екатерина Андреевна

Белорусский государственный хореографический колледж

Кецко Татьяна Викторовна

Белорусский государственный педагогический университет  имени Максима Танка

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА

Проблема развития хореографических способностей неизменно привлекает внимание педагогов и психологов колледжа. Проблеме развития способностей учащихся посвящены исследования Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, В. М. Мясищева, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, М. С. Лейтеса и др.

При подготовке артистов балета необходимо учитывать задатки детей. Задатки – это особенности устройства организма ребенка: подъем, выворотность, длинные ноги, музыкальный слух, гибкость, пластичность, внешние сценические данные. Способности, по мнению Е. С. Виноградовой, – это особенности действия органов тела; второе вытекает из первого. Задатки формируются вследствие развертывания генетической программы онтогенеза, которая корректируется средой. Способности развиваются на основе задатков вследствие научения. Если природа задатков биофизическая, то способностей – психосоциальная.

Изучение задатков учащихся школ республики происходит в 10–11–летнем возрасте. Чем лучше задатки, тем легче воспитать хореографические способности. Ведь даже лучшие педагоги не сделают артиста балета с плохими задатками.

Академик Н. П. Бочков пишет, что факторы среды способны сами по себе влиять на проявление и функционирование генетического аппарата. Так, они могут «разбудить» молчащий, либо заставить остановить работающий ген, или изменить его функцию. Развитие или онтогенез каждого человека в отдельности – также результат взаимодействия генома и среды.

Зачисление учащихся с 10–11–летнего возраста является необходимым в силу следующих причин: возраст детей одиннадцати–двенадцати лет является сензитивным для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов, для развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться», а также для развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции, становления адекватной самооценки, а самое главное – для развития координации, выносливости, способностей в овладении профессией артист балета. В этом возрасте учащиеся стремятся к общению со сверстниками, у них появляется стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию.

По мнению преподавателей, у учащихся наблюдаются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем–то отстают от остальных, а в чем–то опережают их. Девочки во многих отношениях развиваются быстрее, чем мальчики. Кроме того, овладение техникой танца происходит неравномерно: одни движения усваиваются быстрее, другие – медленнее. Распространены случаи, когда сильные потребности быть первым не обеспечены соответствующим уровнем развития рефлексии и подросток не может дать себе отчет, что именно с ним происходит.

Задачей исследования являлось изучение и отбор средств и методов для достижения профессионального мастерства, а также разработка «стимулирующих» и «ориентирующих» оценок, которые бы способствовали развитию мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач, становлению нового уровня самосознания, Я–концепции, выражающейся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими детьми и свое отличие – уникальность и неповторимость.

Программа формирующего эксперимента включала выработку у ребят собственных критериев оценки себя, переход от взгляда «извне» на собственный взгляд – «изнутри». Было установлено, чем быстрее перейдет учащийся от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, тем быстрее он будет способен проанализировать качество выполнения того или иного движения, следовательно, будет быстрее осваивать предложенные задания педагога, что даст возможность продуктивно развиваться в дальнейшем.

Опрос педагогов о понимании ими проблем подросткового возраста, задач развития, формирования умения учиться показывает, что многие педагоги, к сожалению, не учитывают того, что подростковый возраст сопровождается кризисами независимости, активного завоевания новой позиции, строптивостью, упрямством, негативизмом, своеволием, отрицательным отношением к их требованиям, ревность к успехам других.

В связи с этим с педагогами была проведена определенная работа, которая включала серию лекций, консультаций, бесед, деловых игр, тренингов. Главным в содержании работы с педагогами было сообщение следующей информации: подростку характерна ведущая потребность в общении со сверстниками, преодоление отверженности, когда подросток становится объектом издевательства, насмешек, физической агрессии со стороны сверстников, развитие эмпатии, эмоциональной отзывчивости на переживания другого ребенка, способность представлять себя на его месте, понимать его чувства, переживания, способность достигать сознательно поставленной цели, преодолевать при этом внешние и внутренние препятствия, испытывая при этом позитивные чувства, связанные с «победой над собой», над своим нежеланием что–то делать.

На организуемых практикумах с педагогами были отработаны следующие заповеди: постоянно опираться на сильные стороны учащегося, избегать подчеркивания промахов учащегося, показывать свою удовлетворенность достигнутым, постоянно демонстрировать любовь и уважение к ребенку, чаще использовать юмор во взаимоотношениях, позволять учащемуся самому решать проблемы там, где это возможно, принимать индивидуальность учащегося, проявлять веру в возможности учащихся, демонстрировать оптимизм. Были даны рекомендации о том, что поддерживать учащихся можно прикосновениями, употреблениями отдельных слов, совместных действий, выражения лица (улыбка, кивок головы, открытый, доброжелательный взгляд).

Огромный эффект на педагогов произвел само– и взаимоанализ записанных уроков, где педагоги имели возможность посмотреть на свои действия со стороны. После просмотра–анализа записанных уроков были даны следующие рекомендации: давать возможность ребенку для обдумывания заданий, возможность прослушать музыку два–три раза, необходимость быть открытым, избегать оценок, осуждений или принижений предлагаемых ребенком решений.

Следует отметить достижения белорусской школы балета, которые заключаются в том, что с учащимися работают артисты–практики, заслуженные артисты Республики Беларусь. Сочетание теоретической и практической подготовки способствуют тому, что основной состав Национального Академического театра балета состоит из выпускников Белорусского государственного хореографического колледжа, а многие выпускники завоевывают престижные награды на Международных конкурсах артистов балета.

Преподавательский состав колледжа гордится уникальной системой подготовки хореографов. В целях сохранения и развития образования в сфере хореографии работа педагогического колледжа направлена на решение следующих вопросов:

– духовно–нравственное развитие учащихся колледжа;

– максимальное развитие способностей учащихся;

– учет современных тенденций и сохранение классических тенденций в подготовке специалистов;

– проявление законодательных инициатив в разработке концепции развития образования в сфере хореографии в Республике Беларусь;

– поддержка национальных, культурных традиций в сфере хореографии;

– выявление художественно одаренных детей и молодежи, а также обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития;

– привлечение творческих кадров в сфере культуры и искусства для работы с художественно одаренными детьми;

– обеспечение устойчивого бескризисного развития единственного в республике классического образовательного учреждения;

– обеспечение гарантированного сохранения лучших отечественных традиций образования в сфере хореографии;

– сохранение и развитие сложившейся уникальной системы образовательного учреждения.

Для реализации задач по подготовке художественно одаренных учащихся требуется: создание и утверждение современного нормативно–правового обеспечения развития образования в сфере хореографии, решение вопросов оплаты труда преподавателей хореографического колледжа, создание дополнительных условий для поддержки талантливой молодежи, современное научное, учебно–методическое и кадровое обеспечение деятельности хореографического колледжа.

Афаневич Татьяна Вячеславовна

Могилевский государственный университет продовольствия

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Разработка государственных образовательных стандартов, внедрение новых технологий обучения и контроля знаний вновь привлекли внимание к тестам. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.03.2007 была утверждена программа «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007–2010 гг.», цель которой – повышение качества образования на основе создания современной информационной образовательной среды, широкого использования информационно–коммуникационных технологий в образовательной практике. Среди мероприятий программы упоминается разработка и внедрение тестовых тренинговых и контролирующих программ.

Согласно государственной политике в этом направлении в Могилевском государственном университете продовольствия впервые вместо традиционной семестровой контрольной работы по иностранному языку для студентов заочной формы обучения по специальности 1–25 01 08 «Бухгалтерский анализ, учет и аудит» специализации 1–25 01 08 «Бухгалтерский анализ, учет и аудит в агропромышленном комплексе» было введено компьютерное тестирование.

Первым этапом подготовки теоретической основы для составления теста послужили курсы повышения квалификации и переподготовки кадров на базе МГУП по теме «Компьютерное тестирование. Электронные средства обучения». Затем была изучена литература по

– разработке заданий в тестовой форме;

– разработке тестовых заданий;

– разработке теста как системы, обладающего целостностью, составом и системой.

Среди требований к заданиям в тестовой форме, в основном встречающихся в литературе, хотелось бы отметить следующие:

1. Логическое преимущество заданий в тестовой форме заключается в возможности его естественного превращения в форму истинного или ложного высказывания. Учебные вопросы многословны и порождают ответы, полные и неполные, разные по форме, содержанию и по структуре. Вследствие этого оценка таких ответов требует обязательного участия преподавателя и сопровождается некоторой долей субъективизма.

2. Правильная форма заданий позволяет точно выразить содержание, понятна для всех испытуемых, исключает появление ошибочных ответов по формальным признакам.

3. Технологичность является одним из основных требований к современным тестам. Под технологичностью понимается такая компоновка заданий, которая позволяет весь процесс тестирования, или его большую часть, вести с помощью технических средств быстро, точно, экономично и объективно. Технологичность заданий обеспечивается правильностью формы задания.

4. Краткость заданий вытекает из преимуществ логической формы высказываний. Рекомендуется, чтобы задания содержали не более одного придаточного предложения и исключали малопонятные, редко употребляемые или затрудняющие восприятие смысла слова.

Соответствие именно этим требованиям вызвало большую трудность при составлении теста по иностранному языку. Среди общих принципов конструирования тестовых заданий наше внимание привлекло то, что не допускается:

– определение понятия через перечисление элементов, не входящих в него;

– двойное отрицание.

Овладение формой является необходимым, но недостаточным условием создания полноценных тестов. Только ряд тестобразующих свойств делает задания, внешне похожие на тестовые, соответствующими включению в тест. Среди таких свойств следует отметить:

– дифференцирующую способность (достаточная вариация тестовых баллов);

– положительную корреляцию баллов задания с баллами по всему тесту;

– кумулятивный эффект.

В отличие от всех остальных методов контроля знаний, тест представляет собой шкалу, измеряющую интересующее явление. Знания измеряются опосредованно, через эмпирически фиксируемые проявление признаков (индикаторов) знания. Поэтому каждое задание желательно рассматривать как индикатор, выявляющий какой–то один фрагмент знания у испытуемых.

Все известные в практике задания можно разделить на четыре типа:

– тестовые задания закрытой формы (или задания с выбором одного или нескольких правильных ответов);

– тестовые задания открытой формы (с ограничениями, наложенными на ответ, или без ограничений);

– тестовые задания на установление соответствий;

– тестовые задания на установление правильной последовательности.

Задания закрытого типа имеют ряд достоинств, которые делают их привлекательными для итоговых тестов. Их основные преимущества связаны с быстротой тестирования, простотой подсчета итоговых баллов, высокой степенью охвата содержания проверяемого материала. Поэтому для нашего теста мы избрали именно этот тип заданий. Среди принципов формирования ответов использовались

– противоречивость и противоположность;

– однородность;

– сочетание;

– сочетание принципов;

– равнопривлекательность дистракторов.

Что касается теста как системы, мы столкнулись с некоторыми особенностями, связанными с преподаванием иностранного языка в вузе. Целостность теста предполагает, что ни одно из заданий не может быть изъято из теста без потери качества измерения. Однако, грамматические темы, предусмотренные программой на каждый семестр, не всегда имеют непосредственную взаимосвязь. Поэтому проявлением целостности теста по иностранному языку можно считать рейтинг данного задания по уровню сложности и присуждаемым баллам. Для повышения надежности теста использовались параллельные формы.

В ходе подготовки, проведения и статистической обработки теста использовалась тестовая среда «10–бальный мониторинг», версия 1.09 build 0429. В соответствии с предметно–тематическим содержанием учебной программы, на основе учебного пособия А. Л. Лазаренко «Сосредоточьтесь на экономике» (Минск: Лексис, 2003) был разработан вариативный тест. Тест состоит из 22 заданий, сгруппированных по уровням сложности и начисляемым баллам. Показателем владения активным грамматическим материалом является выбор правильного варианта ответа. Студентам предлагается

– определить, показателем чего являются формальные признаки у имен существительных, прилагательных и у глаголов;

– вставить нужную форму местоимения;

– выбрать правильный вариант перевода конструкций, содержащих активные грамматические явления.

После выполнения теста данная тестовая оболочка предполагает выставление отметки по 10–бальной системе, возможность анализа ошибок, на основе инструкции с грамматическими комментариями, а также систематизации статистических данных по результатам выполнения теста.

В контрольном тестировании приняло участие 20 человек.

В процентном соотношении результаты тестирования выглядят следующим образом: отметка «4» была выставлена 15% тестируемых студентов, отметка «5» – 5%, «6» – 5%, «7» – 25 %, «8» – 20 %, «9» – 25%, «10» – 5%.

Как видно из процентного соотношения большая часть студентов справилась с тестом и получила положительные отметки. Это дает право оценить первый опыт по применению компьютерных технологий в процессе текущего контроля знаний по иностранному языку положительно. Однако кривая нормального распределения, составленная по результатам теста, имеет некоторые отклонения. Это можно объяснить недостаточным количеством испытуемых, а также неизбежными погрешностями при составлении пробного варианта теста. Среди явных преимуществ компьютерного теста по сравнению с классической контрольной работой хочется отметить

– высокую научную обоснованность теста, позволяющую получать объективные оценки уровня и структуры подготовленности испытуемых;

– технологичность и эффективность теста, его сочетание с другими образовательными технологиями;

– наличие одинаковых для всех испытуемых условий проведения педагогического контроля и правил интерпретации результатов;

– повышение мотивации у студентов и гарантия их самостоятельной работы.

Среди недостатков автоматизированной формы контроля (помимо некоторых нюансов программного обеспечения) можно отметить то, что она, по самой своей сути, не учитывает индивидуальные особенности личности тестируемого. Несмотря на это, осуществление контроля с помощью компьютерного теста среди студентов заочной формы обучения является оправданным и целесообразным.

В итоге исследования теоретических основ компьютерного тестирования и обработки практических результатов мы пришли к выводам о необходимости

– апробации тестов на контрольной группе;

– соотнесение результатов тестирования контрольной группы с кривой нормального распределения;

– составление матрицы тестовых результатов для определения меры трудности тестовых заданий и меры вариации баллов;

– составление матрицы расчета классических коэффициентов корреляции Пирсона для представления корреляции каждого задания со всеми остальными заданиями;

– корректировка тестовых заданий с учетом данных, полученных при исследовании контрольной группы.

Внедрение компьютерного тестирования по иностранному языку в соответствии с первыми опытными данными подлежит дальнейшему рассмотрению.

Литература

1. Аванесов, В. С. Композиция тестовых заданий / В. С. Аванесов. – М.: Адепт,2002. – 240 с.

2. Балыкина, Е. Н.Тестовые среды: теория и практика / Е. Н. Балыкина, Д. Н. Бузун. – Минск: «РИВШ», 2007. – 125 с.

3. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования / А. Н. Майоров. – М.: Интеллект–центр», 2001. – 296 с.

4. Челышева, М. Б. Теория и практика конструирования педагогического теста / М. Б. Челышева. – М., 2002. – 432 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы