Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2009 Педагогика школы (Секция 7) Научные подходы к разработке программы по музыкально–театральной деятельности дошкольников (Ходонович Любовь Семеновна)

Ходонович Любовь Семеновна

Национальный институт образования (г. Минск)

Научные подходы к разработке программы по музыкально–театральной деятельности дошкольников

Реформирование системы образования Республики Беларусь неразрывно связано с развитием ее первого образовательного уровня – дошкольного образования. Особенное внимание при этом придается вопросам организации в дошкольных учреждениях платных образовательных услуг по приоритетным направлениям развития ребенка, в том числе и по художественно–эстетическому направлению, в котором мы выделяем музыкально–театральную деятельность. Ориентация на платные образовательные услуги напрямую связана с реализацией основной цели современного дошкольного образования – развития целостной творческой личности ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и возможностями.

Для качественного осуществления в дошкольных учреждениях платных образовательных услуг необходимым условием является их актуальное программно–методическое обеспечение. Однако соответствующие научные и практические разработки по данному направлению деятельности специалистов дошкольных учреждений отсутствуют, что сказывается на качестве оказываемых ими платных образовательных услуг. Решение вопроса о качестве платных образовательных услуг и, следовательно, социальных гарантиях системы дошкольного образования напрямую зависит от разработки программно–методического обеспечения данного направления.

В новых правовых условиях вполне возможно дифференцировать систему дошкольного образования и удовлетворить различные образовательные потребности государства и граждан. В этом случае разработка программы по музыкально–театральной деятельности дошкольников является значимой, своевременной и актуальной. В Республике Беларусь примеры таких программ отсутствуют, нет и методических рекомендаций по их разработке и применению специалистами в дошкольных учреждениях. Выделение музыкально–театральной деятельности связано с ее востребованностью родителями и потенциалом для музыкально–творческого и общего развития ребенка дошкольного возраста (Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и др.).

Решение названной проблемы, осуществляемое с учетом соответствующих САНПИНов, не скажется на увеличении «дозы занятий» с детьми, на их интеллектуальной, психической и физической перенагрузке. Программа для музыкально–театральной деятельности позволит обогатить современную образовательную среду дошкольного учреждения и, тем самым, расширить диапазон знаний, умений, способов музыкально–творческой деятельности детей, сформировать у них опыт ее самостоятельного осуществления, будет способствовать сохранению здоровья ребенка и значительному расширению возможности реализации его когнитивно–креативного потенциала. Внедрение названной программы приведет к актуализации игровой деятельности детей посредством включения ее содержания в разные виды деятельности (речевую, изобразительную, музыкальную) как на занятиях, так и в самостоятельную художественную деятельность (2 половина дня).

Поиски и проектирование моделей образования и его содержания, отвечающих новому этапу развития общества и адекватных современному типу культуры, создающих условия для развития личности обучающихся и позволяющих обеспечить качество образования, составляют одну из актуальных задач современной педагогики. Ее решение требует обращения к фундаментальным истокам образования – к идеям и принципам природосообразного образования, рассмотрения его как культуросообразной системы, культуротворческого процесса, направленного на развитие личности. В исследовании мы исходим из того, что проблема соответствия содержания образования потребностям развития цивилизационных и культурных процессов лежит внутри самого образования в его методологических основаниях и связана с возвращением понятию «образование» его изначально заложенного самой природой единственного смысла – раскрытие и развитие сущностных сил человека как феномена природы (Д. Г. Левитес).

Педагогические исследования по проблемам отбора и конструирования содержания образования относятся к ведущим направлениям дидактики. За основу приняты положения дидактики (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Л. С. Выготский, Л. Я. Зорина, Д. Д. Зуев, В. В. Краевский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер и др.), а так же позиции концепций личностно ориентированного образования (Н. А. Алексеев, В. В. Сериков, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская и др.).

В качестве общей методологии исследования выступают культурологический и антропологический подходы к пониманию взаимодействия в системе «человек познающий – познаваемый мир», специальные методологические составляющие культурологии и антропологии, педагогические теории, концепции и идеи, объясняющие закономерные связи между компонентами системы: «развитие личности – усвоение содержания образования». Поиск методологических оснований опирался на принципы природосообразности и культуросообразности (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег и др.), идеи природосообразного и культуросообразного обучения и воспитания (П. П. Блонский, С. И. Гессен, П. Ф. Каптерев, К. Д. Ушинский и др.).

Интегративный характер исследования предполагал привлечение положений педагогической антропологии (Б. М. Бим–Бад, Ю. А. Салов, Ю. С. Тюников и др.), культурологии образования (В. С. Библер, Н. Б. Крылова, В. М. Розин и др.), философии образования (Б. С. Гершунский, О. В. Долженко, А. С. Запесоцкий и др.), истории образования (А. Н. Джуринский, Г. Б. Корнетов, А. И. Пискунов и др.). Принципиальное значение имели труды, посвященные становлению новой гуманистической образовательной парадигмы (Е. В. Бондаревская, А. П. Валицкая, Е. Н. Шиянов и др.); теории становления и развития личности в образовательном процессе (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др.); концепциям построения содержания общего образования (В. В. Краевский, Д. Г. Левитес, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, А. В. Хуторской и др.); методологическим основам проектирования образовательных систем (В. С. Безрукова, А. Я. Данилюк, В. В. Сериков и др.).

Новизна разработки проблемы заключается в расширении представлений о культурологическом и антропологическом подходах к отбору и конструированию содержания музыкального образования дошкольников, в обосновании необходимости на современном этапе развития образования появления учебных программ, позволяющих повысить эффективность основных функций платного образования детей в дошкольных учреждениях. Анализ стратегий развития образования на современном этапе позволяет сделать вывод, что теория и практика образования находятся на изломе между пониманием образования как трансляции социокультурного опыта и образовательной парадигмой «выращивания личности» (Е. В. Бондаревская, А. П. Валицкая, А. В. Хуторской и др.). Поиск путей и дидактических средств модернизации дошкольного образования связан с решением задачи развития целостной творческой личности ребенка. Обращение к анализу антропологического и культурологического подходов, а также поиск возможностей их интеграции рассматриваются как один из вариантов решения этой задачи.

Антропологический подход к музыкальной деятельности в дошкольном учреждении рассматривается как мировоззренческая, гносеологическая, теоретическая и практическая ориентация на человека как свою главную цель и ценность (Б. М. Бим–Бад, А. С. Запесоцкий, Г. М. Коджаспирова и др.).

Культурологический подход понимается как совокупность методологических приемов, обеспечивающих анализ сферы музыкального образования дошкольников через призму системообразующих культурологических понятий. Он предполагает возвращение музыкального образования детей в контекст музыкальной культуры, ориентацию на общечеловеческие ценности, мировую и национальную музыкальную культуру (B. C. Библер, Е. В. Бондаревская, Н. Б. Крылова, с. В. Кульневич, О. П. Радынова и др.).

Сравнительный анализ антропологического и культурологического подходов позволил выявить тенденцию к их интеграции и становлению интегративного культурно–антропологического подхода, который позволяет, на наш взгляд, объединить в единой методологической системе все ценное, что есть в каждом из подходов, и снять их ограничения. Культурно–антропологический подход трактуется как интегративная целостность, как специфическая форма обеспечения взаимосвязи, взаимопроникновения антропологического и культурологического подходов. Опора на него позволяет решать проблему музыкального образования дошкольников как трансляции социокультурного опыта, c одной стороны, и как «выращивания», развития творческой личности ребенка через усвоение содержания музыкального образования как компонента культуры – с другой.

Важнейшим методологическим условием реализации культурно–антропологического подхода является идея единства и взаимодополняемости образования и культуры: трактовка образования как формы трансляции культуры и реализации ее потенциала и трактовка культуры как важнейшего условия развития личности и совершенствования образовательного процесса. Концептуальное ядро названного подхода составляет понимание образования как специфического способа преобразования природных задатков и возможностей человека, где важную роль играет система целеполагания и специфика содержания самого материала. В его рамках содержание образования центрировано на личности ребенка, ее становлении, развитии, самореализации, имеет интегративный, жизнеобеспечивающий характер. Оно ориентировано на ценности мировой, национальной и региональной культуры, соотносится с возрастными и индивидуальными возможностями обучающегося, дополняется субъектными смыслами: от значения – к смыслу, от рационального через эмоциональное – к духовному.

Рассматриваемый подход привлекает не трансляцией знаний, а выявлением, развитием интересов и способностей каждого ребенка, стимулированием его самостоятельной творческой деятельности, созданием на их основе условий, при которых достигается освоение общечеловеческой и национальной культуры. В основе его реализации лежит ценностно–смысловая наполненность содержания образования, диалогичность, субъект–субъектные взаимодействия участников педагогического процесса.

Культурно–антропологический подход, имеющий универсальный характер по отношению к образованию, реализован в исследовании при проектировании содержания программы по музыкально–театральной деятельности детей в платном образовании, т. к. данное направление предоставляет широкие возможности для осуществления процесса включения ребенка в социум и культуру, становления, формирования и развития его как личности и индивидуальности, способной к творческой самореализации.

В качестве основных ориентиров разработки содержания программы по музыкально–театральной деятельности детей в контексте культурно–антропологического подхода выделены следующие идеи:

– понимание музыкального образования как явления культуры, суть которого проявляется в гуманистических и творческих способах взаимодействия музыкальной культуры, культуры педагога и культуры ребенка как равноправных участников образовательного процесса (Н. Б. Крылова);

– рассмотрение содержания музыкального образования дошкольников как обобщенной культуры, как национального и общечеловеческого достояния, предназначенного для овладения ребенком (Е. В. Бондаревская);

– перенесение акцента с усвоения элементов социокультурного и творческого опыта на использование этого опыта для решения личностно значимых задач (компетентностный подход).

В педагогике, в том числе и дошкольной, неуклонно растет внимание к культурологическим проблемам образования. Это стало результатом различных для разных стран традиций системного рассмотрения взаимодействия культуры и образования. В современной теории и практике образования прослеживается тенденция не только поисков новых подходов к его организации, но и иного, адекватного современной культуре и науке понимания его культурных особенностей и механизмов. Изменения в социокультурной ситуации привели к изменениям взгляда не только на культуру, но и на личность в культуре.

Развитие личности, свободный и творческий характер такого развития становятся приоритетными ценностями современного дошкольного образования. Для их реализации в практике дошкольных учреждений предпринята попытка разработки программы для оказания платных образовательных услуг по музыкально–театральной деятельности, ожидаемый социально–экономический эффект которой проявится в:

– расширении в дошкольном учреждении сферы образовательных услуг, отвечающих спектру родительских запросов;

– привлечении дополнительных средств и укрепление финансовой базы отрасли;

– коррекции стартовых (социальных и личностных) возможностей дошкольных учреждений;

– формировании единого педагогического и родительского сообщества в период детства;

– смене приоритетов в привлечении педагогических кадров;

– повышении качества дошкольного образования в целом.

Литература

1. Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. / Н. А. Бердяев. – М.: Искусство, 1994. – Т. 1. – 542 с.

2. Библер, В. С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век / В. С. Библер. – М.: Политиздат, 1991. – 412 с.

3. Вересов, Н. Н. Культура и творчество как психологические идеи / Н. Н. Вересов // Вопросы психологии. – 1992. – № 1. – С. 124–128.

4. Выготский, Л. С. Психология искусства /Л. С. Выготский. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 480 с.

5. Крылова, Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. – М.: Народное образование, 2000. – 272 с.

6. Ходонович, Л. С. Ребенок. Игра. Творчество: в 2 ч. / Л. С. Ходонович. – Минск: АПО, 2004. – 310 с.

7. Ходонович, Л. С. Теоретические основания содержания развития музыкального творчества дошкольников / Л. С. Ходонович // Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2008. – № 2. – С. 56–60.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы