Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2009 Педагогика школы (Секция 7) К проблеме развития изобразительной деятельности детей раннего возраста (Полягошко Светлана Васильевна)

Полягошко Светлана Васильевна

Национальный институт образования (г. Минск)

К проблеме развития изобразительной деятельности детей раннего возраста

Главным отличием человека от других живых существ является его способность воздействовать на окружающую действительность, преобразовывая ее. В процессе взаимодействия человека с окружающим миром и людей друг с другом формируются различные формы общественного сознания, одной из которых является искусство. По определению Ю. Б. Борева, искусство – это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в которой есть эстетическое содержание, художественная концепция мира и личности [1, c. 57–59].

Одной из функций искусства является воспитательная. Художественные образы воспитывают определенные отношения к явлениям и событиям, помогают глубже познавать действительность. В результате взаимодействия с произведениями искусства у человека формируется художественный вкус, развивается способность видеть и понимать прекрасное не только в искусстве, но и в реальной жизни (Ю. Б. Борев, Т. Б. Братская, Л. Б. Горунович, Т. Н. Добродомова, Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсона и др.). Воспитание средствами искусства имеет большое значение и для нравственного развития личности. По мнению Ю. Борева, «… искусство, если не побояться тавтологии, готовит из человека человека (воздействует комплексно на ум и сердце, и нет такого уголка человеческого духа, которое оно не могло бы затронуть своим влиянием)» [1, с. 270–271].

Одним из видов искусства является изобразительное искусство, определяемое как «художественное отражение действительности в зрительно воспринимаемых образах» [4, с. 15]. Исследователи (Т. Б. Братская, Т. Е. Гомза, Е. В. Горбатова, Л. Б. Горунович и др.) отмечают значительную роль изобразительного искусства в воспитании и развитии ребенка, в том числе, ребенка раннего возраста. В процессе восприятия произведений изобразительного искусства у детей развивается способность эмоционально переживать его содержание, выражать свое отношение к произведению, формируются представления о художниках, о средствах художественной выразительности. Детей в возрасте 2–3 лет знакомят с книжными иллюстрациями, народной игрушкой.

В содержание работы с детьми 2–3 лет также входит обучение их рисованию, лепке, аппликации, конструированию. По мнению Т. Б. Братской, Л. Б. Горунович, Т. С. Комаровой, и др., детские рисунки, аппликации, вылепленные изделия нельзя считать произведениями искусства, т. к. они не обладают объективной значимостью и не представляют собой объективной ценности. Применительно к детям раннего и дошкольного возраста уместно употребление термина «изобразительная деятельность».

Обучение детей различным видам изобразительной деятельности (рисование, лепка, создание аппликаций, конструирование), – считает Т. Б. Братская, – должно быть не самоцелью, а средством развития личности ребенка. В процессе изобразительной деятельности совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус. Т. М. Добродомова отмечает, что изобразительная деятельность способствует формированию творческой и исследовательской активности ребенка. Если взрослый не будет поддерживать и развивать данные виды активности, в том числе, в изобразительной деятельности, есть вероятность их угасания. В процессе создания продукта изобразительной деятельности развивается мелкая моторика кистей рук ребенка, что положительно сказывается и на интеллектуальном развитии. Е. В. Горбатова указывает на то, что изобразительная деятельность является действенным средством развития воображения благодаря своему преобразующему и созидательному характеру.

В педагогической науке имеются исследования, посвященные различным аспектам проблемы формирования изобразительной деятельности ребенка. Так Т. С. Комарова считает, что основная цель обучения рисованию в дошкольном учреждении – научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных представлений. Для того чтобы ребенок научился изображать предметы и явления, необходимо, с одной стороны, учить анализировать увиденное, обследовать предметы, выделять их особенности (цвет, форма, пропорции), с другой стороны, обучать техническим приемам создания рисунка. Понятие «техника рисования» включает в себя изображение линий, тушевку, определенную манеру рисунка и способ использования тех или иных материалов (бумага, холст, дерево, карандаш, акварель и др.). Под техникой также понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение, умение использовать художественные возможности материала, согласованная деятельность руки и глаза.

Н. А. Лыкова рекомендует знакомить детей с нетрадиционными способами рисования, показывать малышу, что следы на бумаге могут оставлять помимо карандаша и другие предметы (кисточка, ватная палочка или пальчик, если их окунуть в краску). Также следует постепенно показывать новые способы изображения: вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, замкнутые и спиралевидные формы. Обязательно обыгрывать и наполнять смыслом все, что появляется на листе: солнышко светит, тучка приплыла – все небо закрыла, дождик кап–кап – лужа, травка–муравка, дорожки – по ним ножки бегут – топ–топ–топ и т. д.

Детей раннего возраста обучают также и лепке. Педагог учит своих воспитанников отщипывать кусочки пластилина или глины, раскатывать их вначале ладонью на доске, а затем между ладонями, скатывать округлые формы, накладывать один ком на другой, а также самостоятельно выбирать тему, применять известные приемы лепки. Н. П. Сакулина и Т. С. Комарова советуют уже в этом возрасте предлагать ребенку слепить какой–либо предмет («конфетку», «яблочко»), однако от детей не следует требовать точной передачи формы изображаемого. Если ребенок затрудняется выполнить задание, необходимо показать, как нужно действовать с материалом, взяв руки ребенка в свои.

Аппликация и декоративная деятельность в раннем возрасте сводятся к тому, что дети наклеивают фигуры, заранее подготовленные воспитателем, составляют из частей несложный узор. Ребенок также приобретает опыт конструктивной деятельности. Детей знакомят с особенностями строительных материалов, учат рассматривать образец для конструирования, выделять в нем части, определять, из каких деталей он выполнен, сколько и какие детали нужно взять для постройки.

По мнению М. В. Ермолаевой, изобразительная деятельность ребенка (как и другие продуктивные виды деятельности) генетически связана с игрой. Большое значение игровой деятельности для развития ребенка раннего и дошкольного возраста отмечали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев С. Л. Рубинштейн, и др. В игре раскрываются потенциальные способности ребенка, формируются ценностные ориентации, потребности и мотивы, различные умения и навыки. Источник, питающий игру, – взаимоотношения ребенка с окружающим миром – миром вещей, предметов и миром человеческих отношений. Как указывает С. Л. Рубинштейн, развитие ребенка в игре прямо или косвенно обеспечивает взрослый: либо выступая объектом для наблюдения (малыш печет пирожки из песка, подражая выпечке пирожков матерью), либо специально создавая игры, которые бы «стали для него (ребенка) подготовкой к жизни, первой школой его ранних и детских лет, средством его воспитания и обучения» [5, с. 494].

Тесную связь игры с изобразительной деятельностью отмечает Т. С. Комарова. По ее мнению, различные виды игр – сюжетно–ролевые, дидактические, игры–драматизации, подвижные таят в себе огромные возможности для обогащения детского творчества, в том числе, изобразительного. Для сюжетно–ролевых игр можно нарисовать или вылепить угощения для кукол, фрукты, овощи и др. В свою очередь впечатления, полученные в процессе сюжетно–ролевой игры, можно отразить в продукте изобразительной деятельности, создать рисунок на тему подвижной игры.

Т. Н. Доронова и С. Г. Якобсон считают, что в развитии изобразительной деятельности игра используется для решения двух основных задач: заинтересовать ребенка названным видом деятельности и обеспечить малышу естественный переход от обучения к игре. Авторы выступают с критикой традиционной методики обучения детей рисованию. По их мнению, задания, предлагаемые детям, недостаточно мотивированы. Ребенку может быть непонятно, для чего (кого) нужно изображать дождик, баранки, или «зажигать огоньки», а деятельность, лишенная смысла, не может быть успешной. Разрешение данной проблемы авторы видят в совмещении изобразительной деятельности и сюжетно–ролевой игры.

По нашему мнению, актуальной является проблема организации собственно изобразительной деятельности в игровой форме, которая, как показывает анализ источников, решена не в полной мере, особенно применительно к детям раннего возраста. Так О. Эльдемель разработаны графические игры, однако автор, к сожалению, не указывает, для какого возраста они предназначены [7]. Дидактические игры и упражнения, позволяющие развивать изобразительную деятельность дошкольников, имеются и у Е. В. Казариной. В процессе названных игр ребенок знакомится с растительным и животным миром, предметами быта, видами транспорта, учится изображать названные объекты, человека и его настроение. В результате у дошкольника формируются следующие умения: ориентироваться на листе бумаги, составлять изображение из знакомых частей, смешивать цвета, схематично передавать образ, рисовать лица, изображающие разные эмоции и др. [3]. В рабочей тетради Е. В. Горбатовой «Сам себе художник» серии «Я хочу учиться» также представлены сюжетно–игровые задания на формирование различных умений изобразительной деятельности, развития творческих способностей ребенка [2]. Однако названные средства обучения предназначены для старших дошкольников, их содержание слишком сложно для овладения детьми 2–3 лет

Графические игры, разработанные О. Н. Тепляковой и О. Л. Козловой для детей раннего возраста, скорее являются игровыми приемами, т. к. отсутствует игровая мотивация и игровая задача. В частности, к игре «Рисуем дождик» дается следующая инструкция: «Положите перед малышом лист белой бумаги и поставьте блюдечко с водой. Предложите ему нарисовать дождик при помощи водички. Управляя его рукой, покажите, как окунуть кисточку в воду и нарисовать дождик. Неторопливыми, мягкими движениями прикладывайте кисть к листу. Заполнив лист таким дождиком, порадуйтесь результату: «Вот какой дождик! Много капелек!». Создание изображений рекомендуется сочетать с художественным словом [6].

Сказанное актуализирует проблему разработки развивающих игр для развития изобразительной деятельности у детей 2–3 лет, содержание которых было бы мотивировано для ребенка раннего возраста, а также направлено на формирование умений одного или нескольких видов изобразительной деятельности детей, развития предпосылок творчества.

Литература

1. Борев, Ю. Б. Эстетика. В 2–х т. Т.2 / Ю. Б. Бореев. – Смоленск: Русич, 1997. – 640 с.

2. Горбатова, Е. В. Сам себе художник: учеб. пособие для воспитанников ст. ступени (от пяти до шести лет) учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. В. Горбатова. – Минск: Сэр–Вит, 2003. – 32 с.

3. Казарина, Е. В. Дидактические игры и упражнения в изобразительной деятельности дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений / К. В. Казарина. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер»,2004. – 83 с.

4. Методика обучения детей рисованию, лепке, аппликации в детском саду: учебник для учащихся педучилищ / под ред. Н. П. Сакулиной. – М.: Просвещение, 1971. – 256 с.

5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт–Петербург: Питер, 2002. – 720 с.

6. Теплякова, О. Н. Игры с рисованием / О. Н. Теплякова, О. Л. Козлова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ourbaby.ru/articles/article.aspx?id=1263. – Дата доступа: 07.03.09.

7. Эльдемель, О. Графические игры / О. Эльдемель // Игра и дети. – 2008. – № 3. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.i–deti.ru/. – Дата доступа: 07.03.09.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы