Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2009 Педагогика школы (Секция 7) Использование педагогического наследия В. Ф. Одоевского в современном дошкольном образовании (Кравцова Ольга Михайловна)

Кравцова Ольга Михайловна

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (г. Минск)

Использование педагогического наследия В. Ф. Одоевского в современном дошкольном образовании

Прошло 140 лет со дня смерти известного общественного деятеля и мыслителя, писателя и сказочника, талантливого музыканта и педагога ХIХ века Владимира Федоровича Одоевского (1804–1869), внесшего значительный вклад в развитие дошкольного образования. Жизнедеятельности и творчеству этого человека, поистине энциклопедических знаний, посвящены книги и статьи М. А. Турьян, В. И. Сахарова, В. Я. Струминского, О. Д. Голубевой, Е. Мещериной, С. Николаевой и др. Известно, что В. Ф. Одоевский принадлежал к княжескому роду Рюриковичей, рано осиротел, жил с матерью, потомственной дворянкой. В 13 лет его отдали учиться в Московский благородный пансион при университете, где он получил блестящее образование и который окончил с золотой медалью. Годы учебы явились временем плодотворной работы, непрерывных учебных и литературных занятий. Будущий писатель начал печататься в журнале «Вестник Европы», познакомился с творчеством В. Жуковского, философией немецкого мыслителя В. Ф. Шеллинга. После окончания пансиона В. Одоевский с другом Д. Веневитиновым открыли Общество любомудрия, объединившее представителей дворянской молодежи Москвы. Целью общества явились любовь к мудрости, изучение античных и немецких философов, пробуждение национального самосознания, поиск пути процветания России и работа над созданием отечественной философии. Он был близко знаком со многими декабристами, пушкинским кругом писателей, вместе с Кюхельбекером издавал литературный альманах «Мнемозина».

После женитьбы и переезда в Петербург началась активная работа Одоевского как общественного деятеля, музыканта и литератора. С 1830–х годов начался расцвет литературного таланта писателя; он выпустил «Пестрые сказки с красным словцом», повести «Русские ночи», сборники «Детских сказок дедушки Иринея» и «Детских песен дедушки Иринея», сборники для крестьян «Сельское чтение», сотрудничал в журнале «Отечественные записки». В Петербурге Одоевский оказался в центре культурной жизни, началась его дружба с Жуковским, Вяземским, Крыловым, Пушкиным, Глинкой; многие писатели и музыканты посещали его литературный салон по пятницам (Лист, Тургенев, Толстой, Островский, Лесков, Тютчев, Фет, Григорович, Гончаров). С ним советовались, ценили его как критика, литератора и пианиста, он помогал начинающим писателям и поэтам; в салоне читал свои лекции о музыке, исполнял музыкальные произведения, открыл многим мир русской национальной музыки. Будучи великолепным кулинаром, любил удивить гостей необыкновенными блюдами, его фантастические обеды были приготовлены по необыкновенным рецептам и технологиям.

Большую работу В. Ф. Одоевский осуществил будучи помощником директора Императорской публичной библиотеки и заведующим Румянцевским музеем. Он активно занимался вопросами комплектования, организации фондов и каталогов, совершенствования обслуживания читателей публичной библиотеки, сделал ее центром отечественной культуры, представлял библиотеку на торжественных заседаниях за рубежом. После смерти писателя и педагога (27 февраля 1869 г.) его личная библиотека, которая насчитывала 5890 томов, вошла в состав Румянцевского музея (сейчас Национальная библиотека).

Педагогические идеи и деятельность В. Ф. Одоевского охватывали 30–50–е гг. ХIХ века. Педагог посетил Германию, Францию, Италию, Австрию, Швейцарию, добросовестно перенимая опыт европейского начального образования. Весьма значителен вклад педагога в этой области; он составил «Положение о детских приютах», разработал «Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами», «Руководство для гувернанток», написал труд «Наука до науки», «Детские книжки для воскресных дней», ряд статей об образовании детей.

Педагогические идеи Одоевского носили гуманно–демократический и просветительский характер; после разгрома восстания декабристов он пришел к выводу о необходимости общего и всестороннего, основанного на естественно–научной базе, образования подрастающих поколений. Он был знаком с произведениями зарубежных и отечественных педагогов, всю жизнь до последних дней интересовался новейшей педагогической литературой. Противник политических реформ, Одоевский выдвинул науку как фактор, решающий все социальные вопросы. Развитие истории человечества он рассматривал как эволюцию к благоденствию благодаря научно–техническим преобразованиям. Он считал, что русская педагогика должна быть оригинальной, народной, стоять на уровне лучших достижений в области воспитания, исходить из потребностей русской народной жизни, удовлетворять назревшим потребностям, но не быть подражанием чужим образцам. Стремясь поднять педагогическую теорию и практику на более высокий уровень, он писал, что педагогика находится еще «в состоянии младенчества», ей недостает неопровержимых положительных наблюдений, она представляет «поле битвы», на котором борются лучшие умы как нашего, так и прошедших веков. Когда наука станет всенародной, когда машинистами на фабриках будут русские люди, русский мужичок будет править локомобилем, тогда будут решены все социальные вопросы. Отсюда его борьба против схоластических учебников, стремление педагога дать детям положительные, реальные знания. В. Ф. Одоевский вместе с В. Г. Белинским боролся за новую педагогику, основанную на уважении к личности ребенка, согласованную с процессом его естественного развития, без грубого насилия и давления, мечтал, чтобы ребенок чувствовал себя самостоятельным и инициативным. Он особо подчеркивал искусство воспитательной работы, которое заключается в умении пробудить активность ребенка и направить ее на новые стимулы, которые окажут свое воспитательное воздействие без нарушения естественного хода его развития, т. е. будут сочетаться с субъективными потребностями внутреннего развития ребенка.

Говоря о развитии человека, педагог писал о важности общего образования, необходимости быть прежде всего человеком. Задачи воспитания он видел в привитии гуманных, альтруистических черт, уважения к другим людям и умственном развитии. Он указывал на необходимость умственного развития детей с первых лет жизни, тесной связи обучения с воспитанием. Педагогом были разработаны условия, при которых обучение будет воспитывающим: соответствие потребностям времени и решение задачи выработки мировоззрения; он считал, что обучение детей должно основываться на естественно– научных знаниях.

Идеи воспитания и обучения В. Ф. Одоевский тесно увязывал с возрастом ребенка, выделял дошкольный и школьный возраст, отдельно говорил об образовании взрослых. Говоря о детях дошкольного возраста, к которым относили в то время детей 4–10 лет, главной он ставил задачу подготовки к школе. Он делил всех детей на «проснувшихся» и «непроснувшихся». Непроснувшиеся – это дети, которые «более чем спят», ничто их не интересует, и дело воспитателя состоит в том, чтобы найти средство, которое бы отвратило их ум от грез, развило их интерес, сделало бы его устойчивым. В этом деле должна помочь фантастическая детская литература, например, сказки Гофмана. Проснувшиеся дети – это дети, полные интереса, которых интересует все и сразу; их внимание надо расширять. Педагог предлагал не давать детям готовых знаний, а вызывать к жизни собственные умственные силы ребенка, для чего советовал дать умственную пищу, т. е. материал для активного соприкосновения с окружающей средой, при этом действовать на их чувства. Это, по его мнению, заставит ребенка самостоятельно переработать содержание знаний, а педагог должен вызвать и направить движение мысли путем беседы и разговора. Он советовал для этого использовать развивающие или сократовские беседы, немалую роль в которых должно играть искусство педагога.

В. Ф. Одоевский был организатором и руководителем первых детских приютов в России. Работа в библиотеке и музее высвободила у Одоевского время на занятия детским призрением и благотворительностью. В 1839 г. он был назначен главой Комитета главного попечительства о детских приютах в России, который занимался изданием учебных пособий и руководств. Опираясь на отечественный и зарубежный опыт детских учреждений, педагог разработал «Положение о детских приютах» и «Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами». По »Положению» приюты состояли в ведении Комитета главного попечительства о детских приютах, находившегося под покровительством царицы. По документам, разработанным педагогом, детские приюты должны были: доставлять убежище бедным детям, остающимся без надзора во время работы родителей, убежище, которое должно было заменить детям семью; внушать детям чувство нравственности через занятия и игры; приучать детей к порядку и опрятности; развивать умственные способности путем наглядного изучения простых предметов окружающего мира; развивать навыки ремесла и рукоделия [6, с. 61–68]. Было определено время работы приютов с 7 утра до 8–9 часов вечера. Занятия с детьми планировалось начинать с 10 часов утра, причем должны были продолжаться они не более получаса. С 12.30 до 14.00 – время свободной игры детей. После игры предлагались занятия вязанием, другими рукоделиями, которые планировалось сопровождать чтением и рассказыванием, изучением церковных напевов, гимнов, песен. Важной задачей воспитания нравственности в приютах педагог считал искоренение дурных наклонностей детей. Кроме этого им были разработаны требования к смотрительницам дошкольных учреждений. Жизнь в детском приюте должна быть организована на семейных началах. Смотрительниц назначали из лиц, окончивших женские учебные заведения и практиканток, имеющих опыт работы с детьми. При выборе необходимо было обращать внимание на нравственно–религиозные качества, педагогические наклонности, любовь к детям, доброту, тихий нрав, миролюбие, здравый смысл, вежливость, умеренность во всем, чистоту и опрятность, умение показать личный пример. Смотрительница должна была уметь читать, писать, считать на счетах, знать женские рукоделия. Педагог определил требования к помещению приюта: при заведении должен быть небольшой сад или двор для прогулок детей, а сам приют помещался бы на нижних этажах. Интерес представляют также наставления смотрительнице по поводу проведения занятий, хоровому пению, воспитанию добрых привычек, поощрениям и наказаниям детей; в качестве наказаний он предложил оставлять ребенка в совершенной праздности несколько часов, без участия в уроках и играх. Очень важна забота смотрительниц о детях, их физическом состоянии; предлагал иметь пару кроватей для отдыха и сна ослабленным детям. Педагог уделил внимание и вопросам приема детей, проветривания помещений, переодевания детей в чистое и сухое платье после прогулок, распределения занятий в течение дня, чтению и рассказыванию, проведению бесед.

В «Руководстве для гувернанток» В. Ф. Одоевский раскрыл особенности искусства беседы с детьми, указал на важность возбуждения у них любопытства, простоту и доступность, точность и краткость языка в соответствии с возрастом детей, развитие чувств и убежденность речи педагога. Очень большое значение он придавал вопросам, задаваемым детям; они должы быть просты и ясны, соответствовать возрастному и индивидуальному развитию ребенка, кроме этого надо приучать детей задавать вопросы самим, развивать мышление, учить их рассказывать прочитанное. Эти важные идеи легли в основу организации работы сети детских садов в нашей стране: времени и условий работы, требовании к приему детей, проведению занятий, к помещению, двору, педагогу и т. д.

Основную задачу школы В. Ф. Одоевский видел в изучении элементов науки и полученного в дошкольном возрасте умственного развития. Он считал, что в основе должно лежать общее образование; обучение должно быть связано с жизнью, т. е. знания, приобретаемые в школе, должны найти применение в жизни. Педагог сделал попытку разработки методики преподавания отдельных предметов, считал ведущим индуктивно–дедуктивный метод, в котором следует двигаться от наблюдений к обобщениям. Педагог поднимал вопрос о перегрузке школьных программ. В работе со взрослыми также считал необходимым начинать с приучения мыслить об окружающих вещах, а затем переходить к элементам науки. Он составил для народа проект организации публичных лекций по сельскому хозяйству, технике, гигиене, общеобразовательным знаниям; занимался организацией сельских школ, писал и издавал учебные руководства и научно–популярные книги для народа, получившие высокую оценку В. Г. Белинского.

Говоря о воспитании, В. Ф. Одоевский одинаковое внимание уделял умственному, нравственному, эстетическому, физическому и религиозному развитию ребенка. Он писал, что «нравственный инстинкт требует развития, как всякая другая сила человека». «На поверхности человека является его индивидуальный характер, но чем дальше вы проникаете во глубь души, тем более уверяетесь, что в ней, как идеи, существуют вместе все добродетели, все пороки, все страсти… в равновесии, как в природе, так же каждый имеет свою самобытность» [5, с. 33, 68]. Одоевский писал: «Долг христианина и внутреннее побуждение человека – делать добро, не входя в расчеты, что от него произойти может». В любом деле, указывал он, человек всегда должен задавать себе вопрос, кому может быть это полезно, но «в следующем порядке: 1–е человечеству, 2–е родине, 3–е кругу друзей или семейству, 4–е самим себе» [5, с. 95]. Говоря об умственном развитии, он высказал мысль, что надо «ум возвысить до инстинкта», «надобно, чтобы на верхней ступени науки и искусства человек был еще недоволен собою, тогда только ему возможны новые успехи»[5, с. 82]. Большое внимание педагог уделял процессу саморазвития: «прекрасна деятельность народа, обращенная на внешнюю славу, но еще лучше, когда она обращена на внутреннее совершенствование» [5, с. 87]. «Новые идеи могут приходить в голову только тому, кто привык беспрестанно углубляться в самого себя, беспрестанно представать пред собственное свое судилище и оценять все малейшие свои проступки, все обстоятельства жизни, все невольные свои побуждения; в сии минуты внезапно раскрываются пред нами новые миры идей», – писал педагог [5, с. 86]. Большое внимание он придавал влиянию окружающей среды и людей в деле развития человека, писал что люди, несколько лет живущие вместе, «делаются похожими друг на друга не только по духу, но и по телу; не только привычки их становятся одинаковыми, но… заметно нечто общее даже в чертах лица» [5, с. 92].

В. Ф. Одоевский высоко оценивал роль педагога в воспитании человека будущего и выдвинул требования к нему. Педагог должен быть не только специалистом одной отрасли знания, но знать гораздо больше, чем означено в программе и учебнике. Он не должен замыкаться в узкие рамки своего предмета, т. к. интересы детей простираются дальше. Педагог должен быть отзывчивым, но волевым, принципиальным и справедливым. Одоевский указывал, что подолгу беседовал с детьми, и они поражали его глубиной знаний, интересом ко всему предмету, а не его частям, различным фактам; поэтому он считал необходимым установить связи и общности между предметами, которые казались на первый взгляд удаленными друг от друга. Педагог был уверен, что обучение должно быть правильно организовано: быть систематическим, занимательным, привлекательным и интересным; учителя должны развивать у детей волю к преодолению трудностей, постепенно приучать к умственной работе. В книге «Наука до науки» педагог разработал перечень вопросов для бесед с детьми по ознакомлению с предметами окружающего мира, строением тела, растениями и животными в зависимости от индивидуального развития ребенка и его возраста. Типичные ошибки в обучении детей видел в раннем начале обучения и в превращении учебы в игру и забаву, когда детей тешат игрушками и картинками, не заботясь об умственном развитии.

Деятельность В. Ф. Одоевского по руководству приютами давала богатый материал для изучения психологии детей и их языка, которые он использовал при написании детских рассказов и сказок. При этом писатель ставил задачи вызвать любопытство детей и развить их мышление. Он ввел в детскую литературу жанр волшебной и научно–фантастической сказки с отчетливо выраженными жанровыми признаками. И по сей день в чтение детей входят сказки «Мороз Иванович» (рекомендована для детей старшего дошкольного возраста), «Городок в табакерке», «Червячок», «Игоша» и др. В сказках претворяются в жизнь основные принципы педагога: обучение на конкретном опыте ребенка и связь с реальной жизнью, умение видеть и проверять опыт на практике, которые умело сочетаются с элементами фантастики. Несмотря на дидактические тенденции, сказки Одоевского богаты полнокровными детскими образами, наполнены подлинной поэтичностью и народностью. Таким образом, перу князя, педагога, просветителя и музыканта В. Ф. Одоевского принадлежит немало важных педагогических мыслей, предложений и разработок в области дошкольной педагогики, которые легли в основу программ и документо в по работе современных яслей и детских садов.

Литература

1. Голубева, О. Д. В. Ф. Одоевский / О. Д. Голубева // О. Д. Голубева, А. Л. Гольдберг, В. И. Собольщиков. В. Ф. Одоевский. – М.: Книга. – 1983. – С. 138–216.

2. Грязнова, А. Т. Русская романтическая сказка / А. Т. Грязнова // Русский язык в школе. – 1996. – № 6. – С. 55–61.

3. Мещерина, Е. Ученый, просветитель, гуманист / Е. Мещерина // Школа. – 1988. – № 4. – С. 72–77.

4. Николаева, С. Искусство «заманить воображение» / С. Николаева // Детская литература. – 1998. – № 4. – С. 68–71.

5. Одоевский, В. Ф. О литературе и искусстве. / В. Ф. Одоевский; вступ. статья В. И. Сахарова. – М.: Современник. – 1982. – 223 с.

6. Одоевский, В. Ф. Избранные педагогические сочинения. / В. Ф. Одоевский; под ред. В. Я. Струминского. – М.: Учпедгиз. – 1955. – 367 с.

7. Турьян, М. А. Странная моя судьба. О жизни Владимира Федоровича Одоевского / М. А. Турьян. – М.: Книга. – 1991. – 400 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Серебряные инвестиционные монеты купить.