Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2009 Педагогика школы (Секция 7) Роль хорового пения как средства музыкального воспитания (Козел Светлана Геннадьевна)

Козел Светлана Геннадьевна

Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина

Роль хорового пения как средства музыкального воспитания

Хоровое пение является одним из основных видов музыкально–практической деятельности учащихся на уроках музыки в начальной школе. В условиях массового музыкального образования и воспитания оно выполняет несколько функций.

Во–первых, разучивая и исполняя произведения хорового репертуара, учащиеся знакомятся с разноплановыми музыкальными сочинениями, получают представления о музыкальных жанрах, их интонационно–образных особенностях, осваивают некоторые черты фольклора и музыкальный язык произведений профессиональных композиторов.

Во–вторых, хоровое пение на уроках решает задачи развития слуха и голоса учащихся, формирует объем певческих умений и навыков, необходимых для успешного обучения вообще: память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни, аналитические умения.

В методических разработках по вокальной педагогике большое внимание уделяется качественному развитию детского голоса. Развитию музыкальности в процессе обучения пению посвящены работы Ю. Б. Алиева, Д. Е. Огороднова; воспитанию и охране детского голоса – В. А. Багадурова, Е. М. Малининой, В. В. Емельянова, формированию певческих навыков – А. Г. Менабени, Г. П. Стуловой, Л. А. Венгрус.

Различные литературные источники раскрывают перед нами историю вопроса о детском хоровом пении, о певческом голосе детей, об особенностях его звучания, о различных методических приемах в обучении пению.

Первые певческие школы на Руси были организованы привезенными из Греции священнослужителями. От них русская церковь переняла «восьмигласие» и безлинейную нотопись. В этих школах уровень музыкального обучения был весьма высок. Однако необходимо подчеркнуть, что пению тогда обучали весьма ограниченное число наиболее одаренных детей.

В начале XVII века была учреждена Киево–Могилянская академия, которая содействовала появлению учебных заведений, где готовили учителей музыки. Выдающийся просветитель Симеон Полоцкий, воспитанник академии, создал свою систему обучения, в которой уделял большое внимание эстетическому воспитанию. В Киево–Могилянской академии обучался известный педагог и музыкант Н. Дилецкий. Он первым на русском языке изложил правила певческого обучения детей. Он требовал понимания содержания песни, выразительного ее исполнения. В обучении Дилецкий применял наглядный метод, а именно, – использовал пальцы руки для уяснения расположения нот на нотном стане.

Уже в то время была установлена взаимосвязь развития речевой и певческой функции голосового аппарата человека. В первом учебнике по правилам чтения «Псалтыря» сформулированы, по сути дела, основы певческого обучения, хотя речь там идет о грамоте. В учебнике по чтению говорится о высоком и звонком детском звучании, среднем по силе голоса, о ровности звука и плавности дыхания. Все это переносилось на пение. Таким образом, обучение грамоте содействовало воспитанию определенных певческих навыков.

Во второй половине XVIII века огромное влияние на музыкальную культуру оказывала народная песня. К этому времени уже практиковалась запись народных мелодий. Народная песня исполнялась не только в «низших» кругах общества, но и среди дворян. Она была основой музыкальной культуры. В литературе того времени уже находят отражение прогрессивные мысли о необходимости обучения пению не только мальчиков, но и девочек.

В 1783 году в Санкт–Петербурге было издано «Руководство учителям 1 и 2 классов народных училищ в Российской империи», написанное Ф. И. Янковским, одним из передовых деятелей просвещения в России. Вся ценность и самобытность этого пособия – в раскрытии такого важного вопроса, как воспитание и сохранение, наравне с ясностью и ровностью звучания, индивидуальной сущности голоса.

Формирование вокальной школы связано с именем замечательного русского композитора М. И. Глинки. Для певца Петрова им были написаны упражнения для развития голоса, которые отличались своей универсальностью и использовались для всех голосов. Принципы, заложенные в этих упражнениях, легли в основу обучения пению и детей. Сам М. И. Глинка использовал их при обучении пению детей в придворной певческой капелле и театральном училище, где обучал пению девочек.

Наилучшим условием для развития детского голоса Глинка считал формирование звонкого, серебристого и нежного его звучания при свободном голосообразовании, средней силе голоса, ровного по тембру по всему диапазону. Даже альты у него обязательно легкие.

Созданная позже «Полная школа пения» А. Е. Варламова и вокально–методические указания М. И. Глинки являются целой эпохой русской вокальной педагогики. Здесь нашли отражение все принципы, на которых основано пение, учтены особенности развития детского голоса.

В конце XIX века в методических разработках все чаще высказывается мысль о возможности и необходимости обучения пению всех детей. Пение признается основой формирования музыкальной культуры, что явилось весьма прогрессивной идеей для того времени.

В 1914 году появляется перевод методического пособия Д. Бетса. Основными принципами воспитания детского голоса автор считает отказ от крикливости в пении, ограничение использования крайних звуков диапазона, формирование звонкого головного звучания. Особое внимание в работе Бетса занимает вопрос о выполнении режима и правилах гигиены голоса. Специальный раздел книги отведен вопросу мутации.

В 1938 году в Москве состоялось первое методическое совещание, в котором приняли участие медики, отоларингологи, фониатры, вокальные педагоги и музыкальные работники. Главный вопрос – охрана детского голоса. В результате совещания были приняты рекомендации, в которых предлагалось использовать фальцетную манеру звукообразования у всех детей до периода наступления мутации.

В 50–е и 60–е годы XX века сотрудниками лаборатории музыки и танца Института художественного воспитания были опубликованы следующие научно–методические работы: А. А. Сергеев «Воспитание детского голоса», М. А. Румер «Методика преподавания пения в школе», В. А. Багадуров «Воспитание и охрана детского голоса», Е. М. Малинина «Вокальное воспитание детей», В. К. Белобородова «Развитие музыкального слуха учащихся».

В настоящее время появляются новые методики вокально–хорового воспитания детей, основанные преимущественно на использовании грудного звучания голоса. Сторонниками таких взглядов являются Д. Е. Огороднов и его последователи. Своей главной задачей данная методика ставит бережное воспитание голоса, обогащение его естественного тембра и на этой основе комплексное развитие всех музыкальных способностей. По мнению Огороднова, современная методика музыкального воспитания должна быть комплексной, чтобы развивать все задатки творческих способностей учащихся, в том числе их музыкальные способности, интеллектуальную и эмоциональную активность.

Методика комплексного музыкально–певческого воспитания включает в себя шесть видов художественных музыкальных движений в коллективной хоровой работе:

– художественное тактирование;

– работа по алгоритму постановки голоса и воспитания вокальных навыков и музыкальности;

– ладо–вокальные жесты;

– декламация с жестикуляцией;

– вспомогательные движения при вокальной работе над песней;

– поиски выразительных движений во время слушания музыки.

По мнению известного ученого–исследователя В. В. Емельянова, дети, воспитанные в рамках методики Д. Е. Огороднова, любят петь, поют музыкально, эмоционально переживают музыку и процесс интонирования. Продолжая традиции Д. Е. Огороднова, Емельянов создает «Фонопедический метод развития голоса», который получил широкое распространение не только среди профессионалов–вокалистов, но и среди простых любителей пения.

Анализ практических и методических рекомендаций говорит о признании хорового пения ведущей музыкальной деятельностью и в то же время о наличии ряда типичных недостатков в постановке вокально–хоровой работы, понижающих ее роль в школе. Нередко хоровое пение сводится к выучиванию некоторого количества песен, что становится самоцелью, а не путем совершенствования музыкального воспитания учащихся. Характер требований, заданий, упражнения, даже репертуар нередко «переходят» из класса в класс. Вместе с тем, как известно, многие виднейшие музыканты–педагоги, композиторы высоко ценили значение хорового пения в школе.

Н. Л. Гродзенская неоднократно высказывала свою точку зрения на значение обучения детей исполнению песен: «Обучая пению, мы не только заботимся о качестве песни, но и о качестве исполнения, способствуя этим развитию вкуса детей. Мы развиваем в детях сознательное суждение не только о качестве произведения, но и о качестве исполнения… работа над песней – не скучная зубрежка и не механическое подражание учителю, – это увлекательный процесс, в котором есть творческий элемент; это процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту…» [1, с.181].

Таким образом, обучение детей пению, приобщение их к прекрасному является мощным средством воспитания и развития.

Литература

1. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие для студентов пед. ин–тов / О. А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы