Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2009 Педагогика школы (Секция 7) Ароматерапевтическая музыка как средство пренатального развития будущего ребенка (Ковалевская Алла Александровна )

Ковалевская Алла Александровна

Барановичский государственный университет

Ароматерапевтическая музыка как средство пренатального развития будущего ребенка

Проблема формирования и развития будущего ребенка, адаптации его к критическим факторам среды издавна привлекала внимание зарубежных (А. Бертин, С. Гроф, М. Оден) и российских (А. И. Брусиловский, М. Л. Лазарев, Е. А. Ряплова, Н. А. Чичерина) ученых и практиков. В настоящее время в период острой демографической ситуации в Республике Беларусь возрастает мера социальной свободы для возрождения ценностно–смысловых ориентаций пренатального развития ребенка средствами ароматерапевтической музыки.

Недостаточное пренатально–ориентированное музыкальное образование беременных студенток выступает следствием противоречий между: а) необходимостью музыкального развития беременных женщин, их будущих детей и ограниченностью реальных возможностей в существующей системе образования; б) стремлением к консервации освоенных стереотипных моделей музыкального образования и активным проявлением инновационных идей по развитию музыкальности будущей белорусской нации; в) возможностью адаптации будущей матери к родам средствами музыки и недостаточной разработанностью ценностных концептуальных, технологических аспектов практической реализации дородового музыкального образования; г) внеэкономическими целями развития ценностей личности будущих матерей и достижения их экономическим путем.

Использование ароматерапии педагогами для развития музыкальности будущего ребенка у беременных женщин–студенток вузов, а также музыкальными руководителями (воспитателями) и медицинскими работниками в дошкольно–образовательных учреждениях имеет педагогическую актуальность. Она заключается в дифференциации уровней, форм, средств педагогического воздействия на беременную женщину с целью развития потенциала белорусской нации. Психологическая актуальность применения ароматерапевтической музыки заключается в предложении женщинам ароматического тона, способствующего регуляции эмоциональной реакции и созданию ассоциативных образов для адаптации их к родам. Социокультурная актуальность исследования проявляется в возможности применения научно–методического обеспечения для развития эстетической оценки беременными женщинами произведений мировой музыкальной культуры, преимущественно белорусской, в сочетании с ароматерапией.

Уже в Древнем Египте, Греции и Риме была известна медицина аюрведа (применение эфирных масел). Французский химик и парфюмер Рене–Морис Гаттефосс считает, что ароматерапия – это укрепление здоровья средствами эфирных масел (корни, листья, соцветия, цветки, плоды, семена, древесина) и масляных суспензий (ванны, растирания, ингаляция, аромамедальоны, компрессы, массаж, аромалампы, пульверизация, орошение зева и др.). «Воспоминание» запаха ассоциируется с определенными эмоциями, вызывающими соответствующую реакцию организма. Запахи подразделяются на три группы: нормализующие, стимулирующие и успокаивающие состояние мозга.

По мнению ученых–медиков Т. Н. Маляренко, А. Т. Быкова, Ю. Е. Маляренко [1], актуальность ароматерапии в настоящее время базируется на следующих результатах современных достижений науки:

– мобилизация механизмов памяти, внимания, эмоций, моторики, вегетативных компонентов восприятия запахов, коррекция нарушений указанных функций средствами сенсорных обонятельных систем («окон в мозг»);

– снижение или отсутствие обонятельной чувствительности, способствующее повышению уровня тревожности, развитию неврозов, снижению энергетики мозга, задержке психического развития у детей;

– воздействие на обонятельные рецепторы и поступление молекул эфирных масел (нос, рот, кожа, слизистая оболочка);

– обладание эфирными маслами антиоксидантным, антисептическим, антивирусным, антибактериальным, антитоксическим, фунгицидным, противовоспалительным, муколитическим, диуретическим, спазмолитическим и другими эффектами.

Результаты исследования Р. Блаво [2] показывают, что сохранению здоровья способствует ароматерапевтическая музыка, или лечение приятными запахами, родиной которых являются Древний Египет, Индия, Китай, Иран, Греция и Рим. Звуковые галограммы (образы), взаимодействуя с натуральными растительными ароматами, воздействуют на головной мозг и оказывают целительное влияние. Р. Блаво выделяет три ароматических тона, воздействующих на человека: верхний – быстролетучий, непрочный (эмоциональная реакция и ассоциативные образы); средний – устойчивый (глубина и частота дыхания, сила и ритм сердечных сокращений); нижний – неустойчивый (гладкая мускулатура внутренних органов, кровеносных сосудов и др.). Ученый предлагает совмещать музыкальное восприятие и ароматерапию, ассоциируя тональности с растениями и их цветовой гаммой: роза (красный) – C–dur, c–moll; ромашка (оранжевый) – D–dur, d–moll; мята (желтый) – E–dur, e–moll; герань (зеленый) – F–dur, f–moll; полынь (голубой) – G–dur, g–moll; шалфей (синий) – A–dur, a–moll; лаванда (фиолетовый) – H–dur, h–moll. Музыка розового масла снимает эмоциональное напряжение, препятствует развитию депрессии, снимает головную боль. Эфирные масла ромашки способствуют вынашиванию плода, мяты – сдерживанию эмоций, герани – восстановлению энергии после контактов с людьми, ее поглощающими; полыни – снятию раздражения; шалфей – контролю космобиологических циклов в организме человека; лаванда – получению космической энергии.

Ученые утверждают, что новорожденные идентифицируют мать по ее запаху. Знакомые ароматы седативного и стимулирующего действия, ощущаемые в минимальном количестве в пренатальный период (ингаляции, аромамассаж (вдыхание запаха с ткани), попеременное применение аромамассажа и ингаляций), воспринимаются ими положительно в последующей жизни. По мнению исследователей, нежелательно использовать эфирные масла тысячелистника, укропа, камфары, некоторых разновидностей эвкалиптов, иссопа, розмарина, мяты болотной и курчавой.

Результаты интервьюирования показали, что ученые–биологи рекомендуют белорусские растения, издающие запах, для вдыхания ароматов беременными женщинами (вдыхание запаха живых цветов, ароматические масла, настои из засушенных трав и др.) [3]. К ним относятся мята перечная, шалфей луговой, чабрец обыкновенный, ромашка пахучая, вереск обыкновенный, ландыш майский, таволга вязолистная, боярышник кроваво–красный и полынь горькая.

Дифференцируя специфику различных растений, необходимо отметить, что общеукрепляющее действие выполняют:

– шалфей луговой, или лекарственный (Salvia offcinalis L.)листья как общеукрепляющее средство, ускоряющее противовоспалительное, бактерицидное действия;

– таволга вязолистная, или лабазник (Filipendula ulmaria L. Maxim) – корневища, плоды и цветки убыстряющие мочегонное, антисептическое, кровоостанавливающее, вяжущее, противовоспалительное и общеукрепляющее действия [4].

Анализируя действие лекарственных растений, нами выявлено, что возбуждающее действие оказывают:

– полынь горькая (Artemisia absinthium L.) – трава, активизирующая усиление секреции желез желудочно–кишечного тракта, противовоспалительное, желчегонное и антисептическое воздействие, возбуждающая центральную нервную систему, снимающая раздражение;

– ландыш майский (Convallaria majalis L.)листья и цветы, оказывающие умеренное седативное действие, способствующие ослаблению пульса, повышению работоспособности, концентрации внимания.

Мы считаем, что успокаивающее действие обнаруживают:

– мята перечная (Mentha piperita L.) – листья, вызывающие умеренное желчегонное, спазмолитическое, противовоспалительное и антисептическое действия, расширение сосудов сердца и головного мозга, снятие тошноты;

– чабрец обыкновенный (Thymus serpyllum L.) – трава, инициирующая вяжущее, бактерицидное, успокаивающее, болеутоляющее и противовоспалительное действия;

– ромашка пахучая (Matricaria chamomilla L.)цветки, форсирующие противовоспалительное и антисептическое, болеутоляющее, успокаивающее действие, снимающие тошноту, головную боль и бессонницу;

– боярышник кроваво–красный (Crataegus sanguinea Pall)цветки и плоды, оказывающие действие на понижение возбудимости центральной нервной системы, ослабление гипотензивного действия при расстройствах сердечной деятельности, на уровень венозного давления, эластичность сосудистой стенки артерии и капилляров, улучшение сна;

– вереск обыкновенный (Calluna vulgaris L.) – трава, используемая в качестве противовоспалительного и успокаивающего средства от бессонницы.

Следовательно, реализуя модель развития культуры музыкального восприятия, беременным женщинам–студенткам нами рекомендуется слушать нормализующую, стимулирующую и релаксационную музыку.

По нашему мнению, сочетание звучания музыкальных произведений и ароматов может быть представлено следующим образом.

Нормализующее действие оказывает восприятие григорианских песнопений в сочетании с запахом шалфея лугового, контролирующего космобиологические циклы в организме беременной женщины. В них используются ритмы естественного дыхания, способствующие пространственной расслабленности, снятию стресса. Песнопения монофоничны и основаны на потоке текста, дыхании, тональных моделях, базирующихся на удлинении гласных. Длинные фразы, звучащие на одной ноте, предполагают плавное изменение формы гласных звуков, растягивают некоторые слоги на десятки нот, вызывая реверберацию на коже, в костях, стимулируя доли головного мозга [5; 6]. Ароматерапевтическое воздействие шалфея и григорианских песнопений («Берасцейскі», «Нясвіжскі», «Віленскі» канцыяналы и др.) выполнит функцию массажа мозга. Короткие песнопения–мантры, состоящие из одного слога (например, «ом»), будут способствовать обретению единства беременной женщины не только с будущим ребенком, но и со всем живым и сущим на земле.

Общеукрепляющее действие классической музыки В. А. Моцарта (например, скрипичные концерты), отличающейся ясностью и прозрачностью, способной повышать концентрацию внимания, память и пространственное восприятие, при взаимодействии с ароматом таволги вязолистной может способствовать гармонии неба и земли, относящейся к высшим духовным сферам коммуникативных архетипов: призыва, прошения, игры и медитации (по Д. К. Кирнарской).

Интеграция музыки и психотерапии позволяет создать «чувственно–эмоциональное окружение» (по Г. –Г. Декер–Фойгту) беременной женщины посредством активной и рецептивной музыкотерапевтической деятельности. Коммуникативное восприятие может осуществляться путем совместного прослушивания произведений в группе, поддержания взаимных контактов, взаимопонимания и доверия, реактивное – направлено на достижение катарсиса, регулятивное – способствовать снижению нервно–психического напряжения беременной женщины [4]. Особенностями эрготропной музыки выступают стимулирующий и активизирующий эффекты (пунктирный ритм, мажорный лад, диссонансы, ударная пульсация, наличие резких взлетов и падений мелодии, стаккато, острые ладовые тяготении). Вследствие прослушивания данного вида музыки женщина возбуждается (повышение сердечно–сосудистого давления, учащение дыхания и пульса, расширение зрачков и др.).

По нашему мнению, стимулирующее действие оказывает полынь горькая, снимая раздражение при активной музыкотерапии, предполагающей воспроизведение студентками музыкальных фрагментов, фантазирование, импровизацию голосом и/или на избранных музыкальных инструментах, прослушивание стимулирующей музыки (например, Концерта для ударных «Кредо», О. Б. Залетнева и др.). Мелодии джаза, блюза, регги и танцевальных форм, в основе которых лежат африканские мелодии, также поднимут настроение беременной женщине. В сочетании с запахом ландыша майского они дадут выход радости, печали, обострят юмор, иронию и повысят ее общительность с будущим ребенком.

Рецептивная музыкотерапия основана на коммуникативном, реактивном и регулятивном восприятии ими музыки с лечебной целью. Специфика трофотропной музыки заключается в успокоении и расслаблении слушателя. Этому способствуют отсутствие в ней сильных акцентов и острых ладовых тяготений, минорный лад, консонансы, невысокая громкость, легато, плавное движение мелодии. Благодаря восприятию данного вида музыкальных произведений у человека снижается давление, замедляется дыхание и частота пульса, расслабляются мышцы, сужаются зрачки, уменьшается раздражение кожи, появляется чувство спокойствия и умиротворенности.

Мы считаем, что релаксационное действие осуществляет мята перечная и чабрец обыкновенный, расширяя сосуды сердца и головного мозга, способствуя сдерживанию эмоций, снятию тошноты, особенно в начальный период беременности. Данные растения ассоциируются у белорусских женщин с национальным лирическим фольклором, идейная направленность которого заключается в раскрытии противоречивого внутреннего мира, доказательстве уникальности явлений жизни, защите любви от преград. Фольклорные песни предоставляют свободу будущей роженице для самовыражения раздумий, настроения, меланхолии лирического героя («Даліна–далінушка», «Устану–устану я раненька», «Ой, ляцелі гусачкі», «Расла ў полі рабінушка» и др.). Важно при этом учитывать географическое место рождения и проживания женщины (Поозерье, Поднепровье, Понемонье, Центральная Беларусь, Западное Полесье, Восточное Полесье).

Ароматы ромашки пахучей, форсирующей успокаивающее действие, снимающая тошноту, головную боль и бессонницу, оказывают содействие вынашиванию плода, могут сочетаться с восприятием музыки композиторов–импрессионистов (К. Дебюсси, М. Равель и др.). Она основана на свободно текущих настроениях и впечатлениях, вызывает приятные образы в сновидениях и придает женщине и ее будущему ребенку творческий импульс. Боярышник кроваво–красный и выразительная, чувствительная музыка романтизма (Ф. Шуберт, Р. Шуман и др.) пробудят индивидуализм, национализм, мистицизм, активизирует симпатии, страсти в любви.

Релаксации беременных студенток будут способствовать произведения белорусских композиторов (например, Г. К. Горелова (произведения для гитары), О. И. Ходоско (хоровые произведения), В. Е. Солтан «Дикая охота короля Стаха» – ария Надежды Яновской и др.).

Сочетание вереска обыкновенного и медитативной музыки (А. Пярт) как энергоинформационного кода, уравновешивающего эмоциональную сферу, будет активизировать в головном мозге «зоны рая», области, ответственные за производство эндорфинов, обусловливающих чувство удовлетворения и радости. Произведения белорусских композиторов (В. А. Глебов «Маленький принц» (Адажио), «Тиль Уленшпигель» (Адажио), В. П. Кондрусевич «Воспоминания» (для цимбал), В. П. Каретников «Времена года» для симфонического оркестра в 12 частях, Г. Пукст Вторая симфония, ч. 3 и др.) окажут успокаивающее воздействие на будущих рожениц.

Медицинские работники рекомендуют осуществлять ароматерапевтические сеансы ежедневно в течение 30–45 дней два–три раза в течение периода беременности. Целесообразно проводить их и в критические периоды, но под контролем со стороны педагога–музыканта и медицинского персонала.

Таким образом, ароматерапевтическая музыка, выступая средством развития беременных студенток, а также музыкальности их будущих детей в пренатальный период, обусловит:

а) плодотворное взаимодействие медицинских и педагогических аспектов в социализации беременных студенток;

б) осмысление перспективных направлений учебно–воспитательного процесса в вузах;

в) адаптацию будущих матерей студенческого возраста к родам средствами музыкального искусства.

Литература

1. Маляренко, Т. Н. Аромавоздействие: от теории к практике использования в педиатрии / Т. Н. Маляренко, А. Т. Быков, Ю. Е. Маляренко //Психотерапия и клиническая психология. – 2007. – № 1 (20). – С. 6–13.

2. Блаво, Р. Исцеление музыкой / Р. Блаво. – Спб.: Питер, 2003. – 192 с. (Серия «Исцели себя сам»).

3. Шмярко, Я. П. Лекавыя расліны ў комплексным лячэнні / Я. П. Шмярко, І. П. Мазан – Мінск: Навука і тэхніка, 1989. – 399 с.

4. Природа Белоруссии: попул. энцикл. / БелСЭ; редкол.: И. П. Шамякин (гл. ред.) и др. – Минск: БелСЭ, 1986. – 599 с.

5. Нормайер, А. Музыка и медицина. «Исторические силуэты» / А. Нормайер. – Ростов–н/Д: Феникс, 1997. – 496 с.

6. Муги, К. и Р. Исцеляющие звуки музыки /К. и Р. Муги; пер. с англ. С. Э. Борич. – Минск: «Попурри», 2006. – 160 с.

7. Декер–Фойгт, Г. –Г. Введение в музыкотерапию / Г. –Г. Декер–Фойгт. – СПб.: Питер, 2003. – 208 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы