Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2009 Педагогика школы (Секция 7) Детское инструментальное творчество в практике начальной школы (Кленина Валерия Викторовна)

Кленина Валерия Викторовна

Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина

Детское инструментальное творчество в практике начальной школы

Перспективным и приоритетным направлением современного образования определена необходимость воспитания нового типа личности с высоким уровнем культуры, способной самостоятельно принимать нестандартные решения. Эстетическое воспитание акцентирует внимание на творческом характере музыкально–познавательнй деятельности, направленной на обретение комплекса духовных ценностей. Один из концептуально утвержденных принципов общего музыкального образования Беларуси подразумевает овладение интонационно–образным языком искусства, определяя учителя и школьников в позицию «эстетического творца».

Многочисленные исследования рассматривают творчество как основу и механизм развития психики (Н. В. Кипиани, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов), обосновывают его взаимосвязь с закономерностями мышления (Н. Г. Алексеев, с. М. Бернштейн, В. С. Библер, О. К. Тихомиров, В. Н. Тушкин, Э. Г. Юдин). Данная категория трактуется как деятельность личности, направленная на создание новых материальных или духовных ценностей. Это мостик, через который проходит эмоционально–эстетическая реакция от восприятия к воспроизведению, закрепляются личностные новообразования, активизируются память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуиция личности, столь необходимые во всех видах деятельности.

Развитие творческих способностей ребенка на уроке музыки было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания, так как человек, почувствовавший радость творчества, начинает жить более полной и интересной жизнью. Необходимость и возможность творчества всех детей без исключения были доказаны экспериментальной работой многих ученых. Б. Л. Яворский считал, что воспитательная ценность музыкального творчества проявляется в первую очередь в самом процессе, ибо он позволяет учителю наблюдать за ходом музыкальной мысли ребенка. Б. В. Асафьев писал, что творчество способствует более глубокому освоению музыкального материала и развитию музыкальности детей. Б. М. Теплов обращал внимание на важность творчества в период начального обучения, когда закладываются основы отношения к искусству. Согласно мнению Н. А. Ветлугиной, творчество является важным условием и средством развития способности образного видения мира.

Один из сущностных признаков детского творчества – его синкретическая природа, о которой говорит Л. С. Выготский, когда «отдельные виды искусства еще не расчленены и не специализированы». Синкретизм роднит творчество с игрой, о чем свидетельствует стремление ребенка опробовать разные роли в процессе такой деятельности. Известно, что у младших школьников ярко проявляется креативное начало. Они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, подражаний, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, музыкальных пьес. Им свойственна природная активность, вера в свои возможности.

На уроках музыки в общеобразовательной школе, когда ребенок только начинает приобщаться к искусству, сразу важно говорить о творческости его развития, которая проявляется в «способности обнаруживать новые решения проблемы, разнообразные способы выражения, в приобретении индивидом нового жизненного смысла» [2, с. 63]. Это сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии.

Следует отметить, что принятое в психологии деление творчества детей на две формы (воспроизводящее и изобретательное) условно, так как в музыкальном искусстве оно пронизывает все виды деятельности, выступая их неотъемлемой частью. В органичном сочетании слушания музыки, вокального и инструментального исполнения, создания музыкально–пластических партитур, импровизаций и сочинений, в установлении связей музыки с другими видами искусства учащиеся приобретают опыт музыкально–творческой учебной деятельности. При этом происходит обогащение опыта эмоционально–ценностного отношения к музыке и музыкальным занятиям; усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение способами музыкально–учебной деятельности (музыкальные умения и навыки); обогащение опыта учебно–творческой музыкальной деятельности. Данная форма активности младшего школьника связана с самостоятельными действиями, умением оперировать известными ребенку музыкально–слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в новых условиях.

Осуществляя развитие музыкальных способностей школьников, необходимо соблюдать следующие принципы:

– учитель должен делать основной акцент на развитие творческих способностей ребенка в различных видах музыкальной деятельности, при этом искать наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, исходя из его темы;

– использование разнообразных форм и методов работы, прежде всего игровых, чтобы вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка;

– творческие задания должны выполняться в определенной последовательности, с постепенным усложнением (разработка серий творческих заданий);

– в творческих заданиях следует использовать разнообразный музыкальный материал: классику, фольклор, современную, серьезную (академическую) и популярную музыку;

– наряду с принципом творческой работы на уроке также использовать задания репродуктивного типа (запоминание элементарных музыкальных понятий, знание имен композиторов, название произведений) [3].

На уроках музыки в начальной школе широко используется инструментальное музицирование – включение простейших музыкальных инструментов в процесс исполнения как фольклорных произведений, так и сочинений композиторов. Данный вид деятельности является одной из форм творческого самовыражения ребенка при постижении им музыкального искусства. Инструментальное исполнительство решает множество задач, в том числе и систематическое накопление у учащихся интонационно–слухового опыта, формирования на его основе «музыкального тезауруса».

Чтобы творческие проявления детей на занятиях имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, необходим разнообразный комплекс педагогических воздействий, которые проявляются в следующем:

1. Особый принцип подхода к отбору музыкального материала для урока – выбор из программы произведений, которые могут служить основой для формирования конкретных творческих навыков; подбор дополнительного материала, служащего для учащихся образцом творческих действий.

2. Использование специальных форм работы, способствующих созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринужденности.

3. Разработка серий творческих заданий и нахождение наиболее эффективных форм их постановки перед детьми.

4. Установление наиболее рациональных путей внутреннего взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, исходя из основной темы занятия.

5. Разнообразие собственных музыкально–художественных импровизаций педагога, которых на уроке должно быть не меньше, чем импровизаций учащихся [1, с. 185].

Основой для развития креативности может служить система творческих заданий, через которую раскрываются специфические связи искусства с окружающим миром, а также происходит освоение и осмысление конкретных деталей, понятий, формирование необходимых навыков. Использование в образовательном процессе такого рода заданий позволяет широко опираться на субъектный опыт ребенка, что вполне созвучно с концепцией личностно–ориентированного обучения. В результате дети получают представления о различной высоте и продолжительности музыкальных звуков, тембровой, динамической, регистровой окраске, связи музыкальной и речевой интонаций, о жанрах, формах, стилях музыки разных эпох. В момент выполнения творческих заданий у ребенка возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активизируется воображение.

При изучении каждой из тем на уроках музыки применяются различные варианты творческих заданий, которые можно разграничить на две группы: 1) ориентировочные, когда педагог дает установки «подумай», «найди» и другие; 2) основанные на импровизации, с педагогической установкой «сочини», «измени» [4, с. 31].

Разнообразные и систематические задания помогают учащимся успешно справляться с поставленными перед ними задачами. Например, сочинение на звуковысотных инструментах вариантов на тему хорошо знакомых русских и белорусских народных песен. Творческое проявление может быть реализовано и в освоении музыкальных инструментов. Направляя поиски детей в «обследовании» звуковых возможностей ударных инструментов, учитель предлагает им изобразить раскаты грома; знакомясь с духовыми – пение кукушки; с металлофонами – дождь (летний грибной, печальный осенний). Задания могут быть и такого плана: исполнить на музыкальных инструментах звуки ласковые, тревожные, решительные, сердечные.

Если в классе имеются только ударные инструменты, то необходимо использовать их при подборе свободного ритмического сопровождения к пьесам, песням, музыкальным сказкам, речевым импровизациям. Если инструментарий дополнен металлофонами, ксилофонами, триолами, флейтой, то можно учить детей подбирать подголоски к исполняемым мелодиям песен, находить «остинатные» повторяющиеся звуки основных гармонических функций – тоники, субдоминанты и доминанты для сопровождения некоторых произведений. Работа над сочинением мелодий должна рассматриваться как средство накопления опыта, формирования интонационного «словаря», осмысления законов формообразования.

С целью реализации развивающего характера обучения педагог побуждает учащихся к творческим действиям, создавая определенные проблемные ситуации. Большое значение имеют поисковые формы работы, способствующие самостоятельному нахождению ответов и способов деятельности. Выполнение их во многом зависит от учителя, его личности, увлеченности, способности участвовать в сотворчестве. Для активизации инициативы младших школьников предлагаются творческие задания в форме игр, что способствует созданию на уроке атмосферы непринужденности, эмоциональной отзывчивости.

Следует сказать об импровизациях, связанных с использованием простейших музыкальных инструментов, применение которых наиболее доступно и целесообразно в условиях общеобразовательной школы. Необходимость включения данного вида творческой деятельности в учебно–воспитательный процесс обусловлена решением двух взаимосвязанных задач: 1) выработка интонационного и ладового слуха; 2) развитие творческой фантазии ребенка.

Импровизация является важной основой для формирования из буйной детской фантазии зрелого творческого мышления, способом открывать в себе и других людях новое, непредвиденное. Это самая доступная для детей игровая форма отражения действительности, в которой непосредственная эмоциональная реакция составляет суть высказывания. В младшем школьном возрасте дети создают свои творения «в один прием». Особую ценность приобретают случайные находки, встречающиеся на пути потока «мыслей и чувств». Импровизация позволяет развивать умение видеть целое, постигаемое в единстве продуктивных и репродуктивных сторон мышления. Она избавляет ум от инертности, ускоряет познавательные процессы в искусстве.

Обучение инструментальному импровизированию может проходить в разных формах:

– варьирование на одной ноте (свободное использование изобразительных возможностей динамики, ритма, штрихов, тембра);

– варьирование с использованием музыкальных интервалов (музыкальные характеристики образов животных);

– мелодическая импровизация известных либо ранее выученных песен с использованием смены регистров (в сопровождении аккомпанемента учителя).

Творческое развитие составляет неотъемлемую часть всей системы обучения и воспитания. Согласно требованиям современной образовательной ситуации, каждый школьник должен не только освоить определенный комплекс знаний, но также обладать умением соответствовать новым обстоятельствам, быть готовым к активным действиям и творческому поиску. Целенаправленное развитие креативного начала каждого школьника создает внутренние ресурсы, которые способствуют максимальной реализации личностного потенциала, продуктивному самоопределению и способности создавать и развивать ценности общества.

Литература

1. Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. – М.: Академия, 1998. – 240 с.

2. Дорфман, Л. Я. Исследование креативности в науке и искусстве / Л. Я. Дорфман, Г. В. Ковалева // Вопросы психологии. – 1999. – № 2. – С. 62–67.

3. Муратти, М. Ю. Творческое развитие младших школьников на уроках музыки / М. Ю. Муратти [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/NTSB_2006/Pedagogica/5. – Дата доступа: 20.05.2006.

4. Филистович, О. А. Развитие музыкально–творческих способностей младших школьников / О. А. Филистович // Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2009. – № 1 – С. 30–32.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Информация сайдинг в воронеже купить недорого здесь.