Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2009 Педагогика школы (Секция 7) Компьютерные технологии и обучение детей игре на музыкальных инструментах (Голенко Олег Борисович)

Голенко Олег Борисович

Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина

Компьютерные технологии и обучение детей игре на музыкальных инструментах

Настоящее и будущее детской инструментальной музыкально–исполнительской педагогики, в ряде разделов, имеет замечательную возможность использования, на определенных этапах работы, обучающих компьютерных технологий.

В широком смысле, несмотря на достаточно внушительное компьютерное обеспечение обучающих программ, как и во все времена, учитель является основной корректирующей, согласующей, целенаправляющей фигурой тех многосложных учебных задач, которые мы привычно называем процессом обучения.

Отдельным пунктом, а в определенном смысле и проблемой, компьютерного образовательного направления стоит задача широкого ознакомления и освоения предлагаемых технологий самими учителями, а под их руководством в определенной степени родителями, дети которых и будут основными пользователями новаций.

До настоящего времени компьютерные обучающие программы игре на музыкальных инструментах реально не нашли своего заслуживающего места в учебных планах учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов в области музыкальной педагогики.

Причин здесь множество, но, несомненно, специалист, использующий арсенал средств и способов обучения в максимальном объеме, в умелом сочетании традиционного и нового достигнет более значительных результатов в своей работе.

Безусловно, специалист, владеющий современными образовательными технологиями, успешно применяющий их на практике и показывающий соответствующие результаты, должен быть по достоинству оценен и востребован в условиях современного образовательного процесса.

История создания компьютерных обучающих программ насчитывает не один год.

Достаточно известна обучающая компьютерная программа «GuitarVision», помогающая широкому кругу желающих освоить элементарные приемы игры на гитаре. Она достаточно эффективна и пользуется заслуженной популярностью у обладающей элементарными компьютерными знаниями молодежи.

Широко известны компьютерные программы нотного набора и редактуры «Финал», «Сибелиус» и некоторые другие.

В одном из репортажей телепрограммы «EuroNews» в 2008 году был показан сюжет, в котором рассказывалось о созданной в одной из восточноевропейских стран специализированной компьютерной программы, помогающей обучению детей игре на флейте.

Идея созданияоригинальной (баянной) компьютерной обучающей программы относится к 2000 году, но возможность ее реализации появилась в 2006 году, времени сотрудничества с Левчук Александрой, работающей над компьютерным обеспечением проекта.

Аналогов обучающей программы, подобной предлагаемой, в интернете не обнаружено. Поэтому мы вправе на данный момент считать ее первой и единственной, появившейся в интернетпространстве.

Общаясь в рамках предлагаемой обучающей программы со столь желанным и любимым большинством детей – компьютером, учитель и ученик имеют возможность на определенном этапе обучения, облегчать сложную, многотрудную задачу освоения музыкального инструмента, сделать ее для ученика более содержательной, интересной и разнообразной. В домашних условиях достичь более высокого уровня качества подготовки учащегося к уроку, к встрече с учителем.

Еще раз отметим, что в обучении игре на музыкальном инструменте никакие «умные» машины никогда не смогут заменить собой живого общения ученика и учителя, но и отказываться от разумного использования достижений научно–технического прогресса равнозначно упорному нежеланию расставаться с гусиным пером или промокательной бумагой.

Создание данной обучающей компьютерной программы для овладения игрой на баяне преследует несколько целей:

– создать ребенку, (в помощь родителям, учителю) дополнительные уникальные возможности для самостоятельной работы по освоению музыкального инструмента в домашних условиях;

– сделать домашние занятия ребенка разнообразными, увлекательными и более продуктивными;

– представить ребенку компьютер как инструмент способный не только развлекать играми, но и быть помощником в непростом деле домашней работы с баяном.

Представляемая обучающая компьютерная программа, по своему репертуарному наполнению не противоречит ни одному виду учебных программ, предлагаемых для обучения детей в музыкальных или общеобразовательных школах с музыкальным направлением, утвержденных Министерством культуры или Министерством образования Республики Беларусь.

На данный момент программа позволяет:

– в заданном звуковом режиме исполнять избранное музыкальное произведение, используя самые широкие темповые варианты;

– визуально, на нотной записи, наблюдать место звучания мелодии и аккомпанемента, а на изображении двух клавиатур – положения аппликатурного задания в режиме реального звучания;

– работать над партиями правой и левой руки по отдельности;

– начать трансляцию с любого избранного такта;

– в оригинальной форме демонстрировать смены меховедения в режиме фактического звучания музыкального материала.

– обеспечивать перманентный аудио–видео–контроль и самоконтроль всего изучаемого материала.

Программа является своеобразным тренажером для развития навыков чтения нотного текста (чтения нот с листа).

Содержательная часть программы постоянно дополняется методическими разработками, новыми музыкальными произведениями, технически и технологически совершенствуется.

Репертуарный список обучающей программы в настоящее время состоит из тридцати трех произведений: от простейших попевок, до вполне значимых музыкальных произведений.

Определенную часть репертуарного списка можно расположить по степени усложнения изучаемого материала.

К отдельным произведениям, начального периода освоения музыкального инструмента, сделаны методические разъяснения изучаемого материала, находящиеся в рубрике «Описание уроков».

Некоторые предложенные в программе музыкальные произведения представлены двумя вариантами нотного изложения: простым и усложненным, что позволяет, при желании, обогатить исполнительскую палитру учащегося.

При теперешнем репертуарном наполнении обучающей программы учитель или самостоятельно осваивающий музыкальный инструмент учащийся, имеет возможность выбрать из имеющегося перечня понравившееся музыкальное произведение для его изучения.

Под предлагаемую программную разработку создан специальный интернет–сайт. В начальном варианте сайт рассчитан на самый широкий круг посетителей разных возрастов и интересов, желающих приобщиться к игре на музыкальном инструменте, приобрести определенные игровые навыки. В сегодняшней редакции сайта имеются следующие разделы: «Ноты для баяна и аккордеона», «Педагогика», «Люди», «Обратная связь». Сайт не будет ограничиваться перечисленными рубриками.

Желание привлечь максимальное количество посетителей наложило определенный отпечаток на предлагаемый в настоящее время репертуарный список. Он разнообразен и по–своему интересен.

На сайте проводятся рейтинговые голосования. По анализу предлагаемых посетителями произведений для пополнения репертуарного списка, несложно судить об уровне интересов и музыкальной подготовленности респондентов.

Можно с уверенностью констатировать: преподаватели музыкальных дисциплин, пока, не перегружают нас своим вниманием.

Улучшить же предлагаемый проект, возможно только подвергая сделанное анализу и дальнейшему исследованию. Особо ценным в этой ситуации является компетентное мнение и предложения специалистов: как программистов, так и преподавателей. Именно преподаватель видится нам главной фигурой, по рекомендации которого содержание и возможности обучающей программы доводятся до ученика и его родителей.

В планы разработчиков входит задача создания варианта обучающей программы для детей 5–7 летнего возраста, в которой главное окно программы видится относительно подвижным, более ярким и в разумной степени мультиплицированным.

Заслуживающим внимания видится авторам создание раздела ансамблевого музицирования. В данном разделе будут размещены и программно обеспечены произведения для детских однотипных, а также смешанных инструментальных ансамблей малого состава. Подобный раздел может быть не только надежным помощником в домашней подготовке учащегося к уроку ансамблевой игры, но и определенным источником репертуарного портфеля преподавателя.

Не исключено создание раздела, в котором баян–соло играет в сопровождении ансамбля, оркестра или фортепиано. Или баян выступает в роли аккомпанирующего, сопровождающего инструмента.

Возможно создание специальной обучающей программы для самостоятельной подготовки домашних заданий по учебной дисциплине «Сольфеджио».

В перспективе сайт задуман как образовательный музыкальный интернет–центр «Вayan–trainer», способный оказывать музыкально–педагогические интернет–услуги разного вида и уровня, в том числе и по индивидуальным предложениям.

Существует версия сайта, переведенная на английский язык. Не исключен перевод на другие языки.

Адрес сайта. http://www.bayan–trainer. ru

Иванова Нэли Стоянова

Софийский университет имени Св. Климента Охридского (г. София, Болгария)

Практические задания в обучении болгарскомуязыку на начальном этапе образования

На начальном этапе образования ученики овладевают лингвистической информацией о разных элементах языка: звуках и буквах, морфемах, словах, как лексемах и как частях речи и т. д. Лингвистическая информация о частях речи занимает значительное место в содержании обучения болгарскому языку на начальном этапе образования по сравнению со знаниями об элементах других частей языка: фонетике, синтаксисе, лексикологии и др.

Во втором классе ученики знакомятся с существительным и прилагательным, с грамматическими категориями род и число, с глаголом и с грамматической категориeй число глагола. В третьем классе совершенствуются умения детей идентифицировать и разграничивать существительное и прилагательное, их род и число. Третьеклассники знакомятся и со степенями сравнения прилагательного, знакомятся и с личным местоимением. Совершенствуются умения детей идентифицировать и разграничивать формы глагола. В четвертом классе совершенствуются умения учеников разграничивать и правильно употреблять в своей речи имена существительные и прилагательные, личные местоимения и глаголы. Четвероклассники знакомятся также с числительным и наречием [1,3,4,5. ].

Знаниями о частях речи учащиеся овладевают в младшем школьном возрасте в доступной для детей форме. Знакомство с абстрактной языковой информацией об именах: существительных, прилагательных, числительных; о глаголе, личном местоимением и наречии осуществляется на эмпирическом уровне с помощью разнообразных познавательных заданий, в сочетании с игровыми приемами и формами.

Формирование умений учеников не только идентифицировать и различать части речи, но и употреблять их адекватно в устной и письменной речи, а также соблюдать орфографические и орфоэпические нормы, осуществляется с помощью конкретных познавательных заданий.

Примером могут служить следующие задания:

– найти в тексте имена существительные и прилагательные, определить их вид, род, число и определительный член (если они с постпозитивным членом) и степени сравнения прилагательных (если они изменяются по степеням сравнения); найти глаголы и определить их лицо, число и время; личные местоимения и определить их лицо и число (и род – для форм третьего лица единственного числа); наречия и определить их вид и степени сравнения (если они изменяются по степеням сравнения); найти в тексте и определить вид, род и число числительных;

– найти в тексте только существительные и прилагательные с постпозитивным членом и определить их род и число, поставить постпозитивный член к существительным и прилагательным и включить их в высказывание и текст, сравнить два или более высказывания и найти разницу между существительными и прилагательными с постпозитивным членом;

– найти в тексте и сгруппировать существительные в колонки в зависимости от того, что они называют (предметы, растения, животные, люди, природные явления, чувства, настроения, и др.);

– найти в тексте и сгруппировать существительные в колонки в зависимости от их вида – нарицательные и собственные; найти в тексте и сгруппировать существительные и прилагательные в колонки в зависимости от их рода, найти в тексте и сгруппировать глаголы в зависимости от их числа, лица и времени; назвать существительные по картинкам или фотографиям, и определить их род и число;

– элиминировать лишнее слово (в колонках с существительными, прилагательными, числительными, глаголами, наречиями, среди которых есть отличная от остальных часть речи);

– пополнить существительные, прилагательные, глаголы, личные местоимения и наречия в высказывании и тексте; сравнить изображения предметов, животных, явлений и пр., чтобы найти разницу между положительной, сравнительной и превосходной степенью сравнения прилагательных; составить выражения, сконструировать текст (описание, повествование, рассуждение и пр.), по предложенным словам (существительные, прилагательные, числительные, глаголы и наречия);

– образовать существительные, прилагательные, числительные, глаголы и наречия по предложенной словесной опоре (например: слог); образовать уменьшительные существительные и прилагательные по предложенной словесной опоре (другие существительные и прилагательные);

– образовать существительные с помощью приставок и суффиксов от других существительных (образовать родственные слова) и определить их род и число; образовать существительные с помощью суффиксов от глаголов (образовать родственные слова – с общим, одинаковым корнем) и определить их род и число; образовать родственные слова – прилагательные от существительных (с приставками и суффиксами) и определять их род и число; задания образовывать глаголы (от существительного, от прилагательного, от другого глагола) и т. д.;

– сравнить формы глагола для разных глаголных времен; изменить глаголное время в зависимости от цели высказывания и от контекста;

– составить диалоги по определенной теме и включить конкретные существительные, прилагательные, числительные, глаголы и наречия; игровые приемы и формы (картинные и словесные ребусы, слоговые цепочки, лабиринты, загадки, кроссворды, игры – предложенные картинками/фотографиями);

– использовать существительные, прилагательные, числительные, глаголы, личные местоимения и наречия, чтобы пополнить высказывание или текст с целью помощи выдуманным героям и др.;

– связать стрелками прилагательные с картинками/фотографиями, представляющими предметы, животных, явления (существительные) и согласовать их по роду и числу;

– связать со стрелками существительные, прилагательные, числительные, глаголы, личные местоимения и наречия и сгруппировать их по определенным критериям; связать со стрелками формы существительных и прилагательных, согласовать их по роду и числу; связать со стрелками личные местоимения и глаголы, согласовать их по лицу и числу; прибавить подходящие прилагательные к существительным и согласовывать их по роду и числу; прибавить подходящие глаголы к существительным и согласовывать их по лицу и числу; изменить форму существительных и прилагательных; изменить форму глаголов (и вспомагательного глагола) для числа, лица и времени; образовать множественное число существительных, прилагательных и глаголов;

– работать по группам – сравнить тексты, выражения с или без прилагательных; прибавить буквы в словах (например в существительные, прилагательные и глаголы – там, где можно допустить ошибки в орфографии – например в формах глаголов для первого лица множественного числа настоящего времени: пее–, рисува–, мисли–, и пр.);

– найти и подчеркнуть в тексте существительные, прилагательные и глаголы, где есть разница между орфографией и орфоэпией; выбрать звонкий или глухой согласный звук в составе существительного, прилагательного или глагола, зачеркнуть лишнюю букву (например: гардероб/п, вихъ/ар, де/ица, о/учи, дръз/ска, теж/шка, дроб/пче, о/убичам, оранжев/ф, драг/к, и др.);

– проверить в орфографическом словаре особенности орфографии существительных, прилагательных или глаголов; подчеркнуть ударный слог в глаголах и выговорить их; составить звуковую модель (при помощи соответствующих символов) существительных, прилагательных или глаголов, чтобы определить разницу между орфографией и орфоепией;

– выполнить тестовые задания с выбираемым ответом; отредактировать текст; прочитать и прокомментировать схемы и таблицы, представляющие части речи и их грамматические категории; дополнить детали, элементы в схемы, представляющие части речи и их грамматические категории (на уроках обобщения и повторения, например);

– выбрать подходящий синоним или антоним в соответствии с контекстом; вставить в текст подходящие числительные; сочинить текст (повествование, описание, рассуждение и пр.), и включить разные части речи (существительные, прилагательные, числительные, глаголы, личные местоимения и наречия) и др. [2].

Эти и другие подобные задания помогают детям достичь прогнозируемых результатов обучения болгарскому языку в младшем школьном возрасте.

Методическими приемами: распознавания частей реч;, морфологического анали; моделирования слов (создания схем частей речи); преобразования слов, выражений и текстов; составления текстов; группировка; редактирование текстов и др., – учитель формирует умения учащихся идентифицировать, разграничивать и употреблять правильно части речи устно и письменно.

Овладение знаниями о частях речи, регламентированными учебными программами по болгарскому языку и литературе для 1–4 классов и формирование умений идентифицировать, разграничивать и употреблять правильно части речи (существительное, прилагательное, числительное, глагол, личное местоимение и наречие) в устной и письменной речи это гарантирует формирование и совершенствование начальной языковой и коммуникативной компетентности учащихся.

Литература

1. Андрейчин, Л. Граматика на българския книжовен език. Том втори: морфология. Част втора / Л. Анрейчин [и др.]. – ІІІ изд. – София: «Абагар», 1998.

2. Иванова, Н. Книга за учителя по български език и литература за 4 клас / Н. Иванова. – София: «Планета 3», 2005.

3. Иванова, Н. Учебна програма по български език и литература за втори класс / Н. Иванова // «АЗ–БУКИ». – Бр.22. – 2002.

4. Иванова, Н. и кол., Учебна програма по български език и литература за трети клас/ Н. Иванова // «АЗ–БУКИ». – Бр.19. – 2003.

5. Иванова, Н. и кол., Учебна програма по български език и литература за четвърти клас/ Н. Иванова // «АЗ–БУКИ». – Бр.22. – 2003.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

цена ремонта квартиры за квадратный метр