Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2009 Педагогика школы (Секция 7) Хоровое пение как необходимая составляющая современного эстетического образования мальчиков и юношей проблема развития (Абрамович Елена Ивановна)

Абрамович Елена Ивановна

Белорусская государственная академия музыки (г. Минск)

Хоровое пение как необходимая составляющая современного эстетического образования мальчиков и юношей: проблема развития

Хоровое пение – искусство уникальных возможностей как исполнительских, так и образовательных. Этот вид художественной деятельности, как живительная влага, наполняет и соединяет все клеточки человеческого общества, связывает сферы духовную и светскую, народную и академическую, связывает поколения и народы. Хоровое пение – путь к постижению высокого искусства, проводящий через обыденность в духовный мир. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества. Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей остается испытанным средством не только музыкального, но, прежде всего, эстетического воспитания.

Cпецифический звук, которым обладают поющие мальчики, создает ни с чем несравнимое по красоте своей звучание хора. Опыт лучших коллективов говорит, что у хора мальчиков широкий диапазон исполнительских возможностей, особенно там, где мужскую партию (или партии: тенора, басы) поют мальчики после мутации (или в период мутации, когда уже появляется мужской тембр голоса). В этих случаях возникает дополнительная хоровая краска (мужской тембр) и расширяется не только диапазон хора, но и его возможности в выборе репертуара [12, с.11–12]. Вопросы, связанные с хоровым исполнительством мальчиков не перестают интересовать сегодня ученых, методистов и хормейстеров–практиков как России, стран дальнего зарубежья, так и разных регионов нашей республики. Однако следует подчеркнуть, что вопрос о выживаемости такого особого вида исполнительского коллектива как хор мальчиков на разных уровнях музыкального образования стоит сегодня достаточно остро в нашей стране. В первую очередь это связано со слабыми знаниями хормейстеров в области методики работы с данным видом хора, а также с нехваткой репертуара и общим состоянием хоровой исполнительской культуры в целом. В подобных условиях глубокий анализ хорового исполнительского искусства мальчиков на современном этапе должен ярко и убедительно доказать важность и необходимость хорового обучения мальчиков всех возрастных категорий на пути формирования не только профессионального музыканта–исполнителя, но и, прежде всего, на пути воспитания маленького человека – будущего полноправного гражданина своей страны! В настоящей статье мы позволим себе остановиться лишь на некоторых актуальных проблемах развития современного хорового исполнительства мальчиков.

Проблема наличия данного вида хоровых коллективов

Ситуация, сложившаяся на данном этапе в Беларуси, осложняется тем фактом, что в нашей республике такого вида коллективов очень мало. Следует отметить, что с 2006 г. создана ассоциация руководителей хоров мальчиков, в состав которой входит 11 коллективов Беларуси. Известно, что существует еще несколько коллективов, не входящих в ассоциацию. И надо отметить, что это открывает широкие возможности и творческие перспективы для практической реализации наших методических устремлений и поисков.

Думается, здесь необходимы некоторые пояснения. В методической и энциклопедической литературе хор мальчиков зачастую понимается как детский хор [2, 5, 6, 7, 8, 10]. Однако это не совсем так. Хор мальчиков – это вид хорового коллектива, несомненно, входящий в детскую возрастную категорию, но имеющий несколько важных факторов, отличающих этот коллектив от хора девочек (физиологические, психологические, исторические и т. д.).

Мальчики менее дисциплинированны, чем девочки, они более возбудимы. Во время репетиций постоянно удерживать внимание мальчиков довольно трудно. В младшем возрасте они легче концентрируют свое внимание на зрительных впечатлениях, чем на слуховых, и поэтому плохо интонируют. Голосовой аппарат у мальчиков более хрупок, чем у девочек, мальчики хуже сохраняют голоса. В хоре мальчиков происходит частая смена состава, связанная с мутацией, и это может отразиться на исполнительском уровне коллектива.

В то же время, мальчики с огромной преданностью относятся к своему хору. Не случайно посещаемость в хорах мальчиков очень высокая. При всей сложности ведения хора мальчиков умелое использование психологических особенностей участников этого своеобразного коллектива приносит превосходные результаты [12, с. 11–12]. Однако, на практике мы сталкиваемся с детскими хорами, состоящими, в основном, из девочек. Мальчики, в лучшем случае, поют только до начала мутации. Но именно с воспитательной точки зрения смешанные хоры мальчиков представляются нам наиболее желаемой формой. Прежде всего, увеличивается срок пребывания в хоре каждого мальчика, и тем самым ликвидируется психологическая проблема: «отпел и не нужен». Необходимо отметить, что в однородных хорах, где поют девочки и мальчики, или в однородном хоре мальчиков мутация иногда становится трагедией. А, тем не менее, множество зарубежных и отечественных исследователей по вопросам развития и охраны детского голоса указывают на важность вокализации во время мутации и приходят к выводу о том, что ее соблюдение чрезвычайно полезно, когда сделано должным образом и последовательно. Таким образом, мужской голос может развить очень широкий диапазон без перерыва или молчания во время мутации [3].

Представим себе поющего, любящего хор мальчика, может быть, даже солиста, который после активной деятельности (как правило, перед мутацией голос у мальчиков особенно звучит, «расцветает») вынужден расстаться с хором. И это в возрасте 12–16 лет, то есть в возрасте, в котором мальчики особенно нуждаются в благотворном влиянии, в интересном деле, желании подражать чему–то хорошему, положительному. Быстро сменить увлечение и заняться также активно другим делом мальчики в большинстве своем не могут: слишком много времени и эмоциональной энергии отнял у них хор, ставший их любимым делом! Появляется неудовлетворенность, чувство неполноценности, поиск новых друзей, не всегда, может быть, удачный, открываются возможности для влияния улицы и т. д. Вот почему хоры мальчиков, где имеются мужские партии, для нас наиболее желательны [12, с. 11–12].

Принцип исторической последовательности сохранения и развития хорового исполнительства мальчиков. Вспомним историю западного музыкального воспитания. Есть достоверные свидетельства, что начиная с Х века в соборных хорах средневековой Европы стали петь мальчики. В начале XV века в Риме очередным папой было введено пение мальчиков, поэтому римский стиль (легкий, воздушный) сложился именно на основе слышания пения хора мальчиков. В странах с богатыми певческими традициями также возникали хоры, подобные Сикстинской капелле мальчиков. Среди таких коллективов: хор мальчиков собора Kings College в Кембридже, Венский хор мальчиков, Кафедральный хор мальчиков города Познань и мн. др. С 1992 г. в Польше создается Федерация «Pueri Cantores», которая с 2003 г. объединяет более 1000 певцов из Польши и других стран.

Очень важно на наш взгляд то, что международный Музыкальный Совет ЮНЕСКО признает, что в мире наибольшее количество людей участвуют в хоровом пении по сравнению с другой коллективной деятельностью. На данный момент существуют и активно действуют многие международные объединения: Международная федерация хоровой музыки (МФХМ), Европейская федерация молодежных хоров, Музыкальная международная ассоциация, Международное общество детских хоров и представлений и мн. др. Сегодня МФХМ включает более 2000 членов со всех континентов.

Вспомним историю музыкального воспитания в России от первых русских певческих школ–хоров и монастырских школ до хора Государевых певчих дьяков, от певческой школы в Глухове до Петербургской певческой капеллы, от регентских классов до Московского хорового училища и Академии хорового искусства. Начиная с XIX века, музыкальное воспитание строилось на занятиях в хоровом классе, и это справедливо называли основой воспитания вообще [9, с. 19].

На современном этапе в России действуют хоровое объединение «Школьные годы», Федерация детских и молодежных хоров России, Всероссийского хорового общества по делам детей и молодежи, межрегиональный общественный фонд «Россия Хоровая» и др.

По данным архивных источников, приведенным педагогом кафедры хорового дирижирования БГАМ Герасимович С. С., в церковно–приходских школах Беларуси во 2–й половине XIX века уроки пения были 6 раз в неделю: 4 раза по 0,5 часа и 2 раза по часу. В XX веке состояние хорового пения и отношения к нему в различные периоды были разными. До начала 80–х годов музыкальному воспитанию уделялось большое внимание. В различных учреждениях образования существовали хоры. Однако во время перестройки и развала СССР хоровое искусство стало не востребованно.

Весной 2008 г. началась бурная дискуссия в Министерстве образования нашей республики о необходимости реформирования существующей системы образования. Среди основных претензий к системе – перегрузка учащихся при недостаточно высоком качестве образования. На одной из конференций Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко выступил с заявлением: «Декрет призван решить ряд первоочередных задач, стоящих перед школой. Сохранить все лучшее, что было сделано за последние годы, и в то же время избавиться от ненужных наслоений, которые только усложняют процесс получения знаний и не влияют на качество образования».

Упомянутый документ коснулся многих вопросов, и музыки в частности. Так, согласно Декрету Президента Республики Беларусь №15 от 17 июля 2008 г. «Об отдельных вопросах общего среднего образования» , предмет «Музыка» будет преподаваться только в начальной школе. Анализируя сложившуюся ситуацию и процесс развития музыкального образования в Беларуси на современном этапе в целом, обратимся к статистике для составления таблицы произошедших в нем основных изменений за последние два года [1, 4].

Данные, приведенные в табліце, свидетельствуют,что общее количество детей, обучающихся в музыкальных школах, школах искусств, а также учеников младшей школы, очень небольшое. А если от общей численности учеников музыкальных школ и школ искусств вычесть количество детей, выбравших в них профильным предметом любой инструмент, кроме «голоса», а значит не посещающих занятия по хоровому классу, а затем вычесть большой процент девочек, занимающихся пением (их численность, как правило, превышает численность мальчиков), то, в конечном счете, мы получим цифру лишь в несколько сотен.

На наш взгляд, в современной системе образования действительно существует ряд проблем, связанных с чрезмерным нагромождением в учебных планах различных предметов, и требующих скорейшего разрешения. Однако попытка ликвидировать излишнюю усложненность и громоздкость программ обучения за счет их разгрузки от предмета «Музыки» сегодня может обернуться вопросом государственной безопасности. Сегодня изменились условия жизни, и формирование личности проходит в большей степени не в семье, а в обществе, зависит от детсада, от школы, от института и т. д. А значит, начало формирования культуры – в школе.

Дети изучают математику, литературу, но не все становятся математиками, филологами. Потребность в пении у ребенка должны разбудить мы, взрослые. Ведь она живет в подсознании, на биологическом уровне. Кроме того, хоровое пение – это прекрасное средство этического и эстетического воспитания, оно помогает раскрепоститься, преодолеть комплексы, развивает чувство коллективизма, любви к Родине. В современной медицинской литературе часто встречаются сведения о том, что в пении заложены большие возможности терапии и профилактики заболеваний.

Думается, что проблема хорового пения как необходимой составляющей современного эстетического образования мальчиков и юношей в нашей республике весьма актуальна, но ее решение возможно только в том случае, если фундаментом массового воспитания, а также основой сохранения и развития хорового исполнительства мальчиков станут не единичные музыкальные школы и школы искусств, а общеобразовательная школа с обычными школьными хорами [11]. В настоящей статье мы не ставим задачи обосновывать понятие «хор мальчиков» и доказывать его право на существование. Мы лишь попытались высказать собственное видение проблемы хорового исполнительства мальчиков как необходимой составляющей современного эстетического образования мальчиков и юношей. В заключение хочется привести слова Г. Р. Ширмы, нашего национального просветителя и музыканта: «Запоет школа – запоет народ!».

Литература

1. Национальный статистический комитет Республики Беларусь: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.

2. Энциклопедический музыкальный словарь / Сост. Барарювская: Под общ. ред. К. Жабинского. – Ростов н/Д: Изд–во Феникс, 1998.

3. Leck, Henry The Boy’s Chanding Voice / Henry Leck. – DVD, Hal Leonard Corporation, 2007.

4. Министерства культуры Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kultura.by.

5. Большая Российская энциклопедия / гл. ред. С. Шмидт; сост.: М. Андреев, В. Карев. – М., 1997.

6. Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. Келдыш. – М., 1981.

7. Музыкальный словарь Гроува / под ред. Л. Акопяна. – М.: Практика, 2001.

8. Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Ю. Келдыш. – М., 1990.

9. Халабузарь, П. Теории и методика музыкального воспитания / П. Халабузарь, В. Попов. – С–Пб., 2000.

10. Романовский, Н. Хоровой словарь / Н. Романовский – М., 2000.

11. Слабодчикова, Т. Г. Хоровое пение в современном мире / Т. Г. Слабодчикова // Материалы междунар. конф. «Культура. Наука. Творчество», Минск, 2008.

12. Струве, Г. А. Школьный хор: книга для учителя / Г. А. Струве. – М.: Просвещение, 1981

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы