Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2009 Новейшие модели коммуникации (Секция 6) Использование современных информационных технологий в практике туризма (Яковук Тамара Ивановна)

Яковук Тамара Ивановна

Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина

Использование современных информационных технологий в практике туризма

Глобализация приводит к развитию и внедрению новых теле– информационных технологий, обеспечивающих оперативную передачу информации непосредственно пользователю. Эффективность использования таких технологий является вызовом для современного субъекта на рынке, субъекта, который вынужден вести так называемый электронный бизнес, используя в своей деятельности современные системы и носители информации.

Современные направления развития туризма связаны с увеличением значения информации в жизни человека, а информация же, в свою очередь, характеризуется увеличением доступа к ней и использованием современных коммуникационных технологий. В отчете, предоставленном Международной организацией по туризму (WTO), об общих тенденциях развития туризма до 2020 года указывались новые факторы, характеризующие туризм ХХI века. Среди упоминающихся в отчете глобальных тенденций особого внимания заслуживает тот факт, что многие из этих глобальных тенденций прямо или косвенно связаны именно с информацией:

– выбор пунктов назначения туристских маршрутов будет осуществляться с помощью информационных технологий;

– использование атласов на CD–ROM и Интернет– экскурсий по номерам гостиниц с целью выбора места путешествия;

– очевидная поляризация вкусов клиентов, их разделение на тех, кто стремится к комфорту, и на тех, кто основным приоритетом считает посещение объектов живой природы;

– большая забота о внешнем виде пунктов назначения туристских маршрутов, являющихся первоначальным условием дифференциации и увеличения привлекательности для туристов.

Влияние информационных технологий на развитие туризма находит подтверждение также в наиболее актуальных отчетах Европейской комиссии по вопросам путешествий (European Travel Commission– ETC). В отчете с результатами исследований развития европейского туризма в 2004 году говорится о 34%–ном росте числа мест, забронированных в режиме реального времени по сравнению с 2003 годом. Время показало, что такая тенденция наблюдается в течение всех последующих лет вплоть до настоящего времени.

Решающее значение в определении направлений развития рынка туристских услуг имеет прогресс в сфере использования передовых информационных технологий, в том числе компьютерных и телекоммуникационных технологий. Обеспечение всеобщего доступа к использованию информационных систем и различных методов сбора, анализа и переработки информации вызвало революцию в туристской сфере.

Глобальное развитие информационных технологий предоставляет производителям туристских услуг новые возможности для активной деятельности. Интерактивное телевидение, Интернет, а также сети мобильной связи становятся основными носителями маркетинговой информации, а отдаление мест потребления от мест закупки и связанная с этим необходимость перемещения туристов в интересующем их направлении приводит к тому, что туристская отрасль становится одним из крупнейших бенефициариев технологической революции и современных технологий передачи информации. Благодаря этим технологиям даже небольшой туристский регион может не только приобрести большую популярность, но и популяризировать и обеспечивать эффективную продажу всего того, что он может предложить туристам – гостиницы, музеи, фестивали, народные гуляния, конгрессы и прочие элементы туристской оферты потенциальным туристам по всему миру.

Развитие Интернета предоставляет возможность продажи туристских услуг (в том числе услуг, предлагаемых гостиницами, авиалиниями и т. д.) непосредственно от производителя этой услуги. Новинкой на рынке авиаперевозок стало использование так называемых электронных авиабилетов, представляющих собой лишь электронную запись и использующуюся не только крупными корпорациями, но и мелкими европейскими фирмами, в особенности, так называемыми дешевыми авиалиниями – Easy Jet, Лондон и Air Jet, Париж, Air Polonia.

Несмотря на все еще имеющиеся такие, например, ограничения, как медленная работа коммуникационных сетей или отсутствие (в основном с точки зрения клиентов) полной безопасности информации, Интернет используется все шире и шире, практически в каждом секторе сферы туризма, как поставщиками туристских услуг, так и самими клиентами.

Чаще всего Интернет используется (равно как и в других сферах экономики) для презентации и просмотра предложений услуг на информационных серверах WWW. Трудно сегодня представить туристское бюро без использования возможностей электронной почты как оперативного и дешевого способа общения не только с компаниями, но также все чаще и чаще с клиентами.

В Соединенных Штатах Америки в туристической сфере, как одной из первых, началось использование на профессиональном уровне возможностей Интернета. Например в 2001 году около 36% продаж в Интернете были связаны с туризмом и путешествиями, и эта сфера опередила такие отрасли, как продажа компьютерного оборудования (15%), одежды и аксессуаров (10%), канцтоваров (8%), электронного оборудования (6%) и книг (4%) всего объема продаж через сеть Интернет.

Европа также убеждается в эффективности покупок в режиме реального времени. Очевидна тенденция быстрого приспособления к новым экономическим условиям стран Северной Европы в отличие от стран южной Европы, где использование Интернета находится на более низком уровне.

Результаты проведенных исследований показывают, что все бюро в последние годы (начиная с 2000 года) используют Интернет в своей работе и контактах с клиентами. Если в начале ХХI века более чем половина фирм использовала модем для подключения к сети Интернет, то в настоящее время 100% туристских фирм пользуются постоянным доступом ко всемирной паутине.

В последние годы на рынке оказания услуг появились также специализированные бюро путешествий, оказывающие услуги (в том числе и информационные с использованием электронных рассылок) исключительно через сети. Эти бюро не располагают официально зарегистрированными офисами, присутствующим на работе персоналом и прочими атрибутами классической фирмы. Тем не менее, обороты этих фирм свидетельствуют о прочных позициях туроператоров сети.

Использование информационных технологий в туризме получает импульс для своего дальнейшего развития в условиях роста и сложности туристического спроса, а также в условиях экспансии дифференцированных продуктов туристского сервиса, направленной на сегменты мини–рынка туристских услуг. Оперативная идентификация нужд клиентов и расширение клиентской базы с помощью индивидуализированной и актуальной информации является залогом успеха на рынке организации обслуживания туристского движения.

Яковук Тамара Ивановна

Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина

Охрана окружающей среды как одна из тенденций изменений в сфере организации туристского движения

Произошедшие на переломе тысячелетий фундаментальные изменения и переоценка ценностей в стилях жизни и характере потребления населения материально благополучных обществ, оказывают все более и более существенное влияние на формы и функционирование рынка туристических услуг. Ожидается, что такие перемены будут задавать тон и направление изменениям, которые произойдут на этом рынке уже в ближайшем будущем. Туризм относится к таким областям жизнедеятельности человека, которые имеют прочные связи со всевозможными тенденциями в сфере потребностей, мотиваций и обеспечения комфортных условий, очевидными в Европе и мире. Следует ожидать, что будущие направления развития туризма будут определяться следующими параметрами:

– причинно–следственными связями, имеющими отношение к количеству свободного времени и уровню материального благосостояния;

– ростом экологического самосознания, а также человеческого самосознания, имеющего отношение к среде и культуре;

– ростом потребности в услугах высокого качества;

– развитием крупных предприятий, использующих достижения современных технологий;

– увеличением роли автомобильного транспорта в туристских путешествиях.

Современные тенденции в сфере спроса на туристские услуги предопределены следующими тенденциями, появляющимися на рынке организации туристского движения на рубеже тысячелетий:

– рост требований к безопасности путешествий, связанный, прежде всего, с террористическими актами, организованными в ходе перевозок, а также в местах пребывания туристов;

– опасения туристов, связанные с опасностью эпидемий в различных регионах мира указывают на необходимость принятия правительством и туристскими компаниями совместных мер с целью минимализации последствий таких эпидемий;

– люди путешествуют чаще, но их поездки стали менее продолжительными. Обзор туристских каталогов крупнейших туроператоров подтверждает, что по–прежнему популярны путешествия в пределах одной страны или региона;

– по–прежнему пользуются большим спросом билеты на самолеты дешевых авиалиний;

– растет роль Интернета в бронировании туристских услуг;

– весьма привлекательными представляются комплексные пакеты туристских услуг;

– туристы находятся в поиске новых впечатлений. Важно выполнение ими тех или иных действий, при этом направлению туристского маршрута придается меньшее значение;

– имеет место спрос на получение оригинальных впечатлений и переживаний, которые можно получить в результате туристских поездок, причем эти впечатления и переживания связаны с местной культурой и возвращением человека к природе. Привлекательными являются также образовательные программы, а также туристские продукты, связанные с профилактикой и оздоровлением;

– в поведении потребителя туристских услуг проявляются признаки дифференциации: с одной стороны он требует высокого стандарта обслуживания, например, бронирует номер в дорогой гостинице, с другой же стороны, пользуется услугами дешевых авиалиний. В один день он предпочитает пообедать в «фаст–фуде», в другой день, воспользуется услугами престижного, дорогого ресторана.

Туризм представляет собой отрасль экономики, характеризующуюся быстрыми темпами роста. По прогнозам Всемирного совета по путешествиям и туризму, составленном в 2005 году, в мировой туристской индустрии в течение ближайших десяти лет будет наблюдаться рост на уровне 4,6% в год. В Центральной и Восточной Европе сфера туризма, в соответствии с прогнозами на 2006–2015 годы, достигнет среднегодового уровня роста в 6,8% [1, с. 14].

Индустрия туризма создает новые рабочие места. Уровень занятости в этой сфере мировой экономики составляет 8,3% общего числа трудоустроенных в мире. По прогнозам экспертов к 2015 году в мировой индустрии туризма будет работать 269,6 млн человек. [1, с. 15]

Деятельность по оказанию услуг в сфере туризма имеет не только социальное и экономическое измерение, но и глубокий экологический аспект. Ведь сущностью индустрии туризма является обеспечение транспорта и ночлега сотням миллионов людей в год по всему миру, а, следовательно, и забота об охране окружающей среды также находится в пределах четко очерченной сферы ее интересов. Здесь речь идет не только о защите воздуха, воды и флоры, а также забота о красоте ландшафта и культурного наследия той или иной страны.

В соответствии с прогнозами всемирно известных экспертов в сфере туризма, факторами, определяющими выбор пункта назначения того или иного туристического маршрута, будут являться качество оказываемых услуг и состояние окружающей среды.

Директивы в сфере охраны окружающей среды для гостиничного сектора, сформулированные организацией Международная гостиничная инициатива в сфере охраны окружающей среды (IHEI) акцентируют важное значение следующих аспектов: уменьшение потребления электроэнергии и воды, ограничение использования материалов, опасных для окружающей среды, учет экологических критериев в процессе осуществления закупок, ограничение количества упаковок и их утилизация и ограничение пользования собственными транспортными средствами.

Интерес к охране окружающей среды в гостиничной индустрии представляет собой довольно молодое явление, поскольку оно заявило о себе лишь в восьмидесятых годах ХХ века. Некоторые принципы в данной сфере, например, рациональное использование электроэнергии, попали в сферу интересов компаний, занимающихся гостиничным бизнесом еще раньше (в особенности, в период нефтяного кризиса в 70–х гг. прошлого столетия).

Поиск решений, предусматривающих экономию электроэнергии в гостиничной сфере, проявляется в виде использования компаниями, занимающимися гостиничным бизнесом, особых программ, позволяющих идентифицировать, а затем и распространять положительный опыт использования энергосберегающих технологий.

Примером такой деятельности являются:

– конкурс, организованный сетью европейских гостиниц Hilton International, на получение приза за проведение наиболее эффективных мероприятий, направленных на охрану окружающей среды – в 1984 году этот приз получил отель Park Hilton в Мюнхене;

– введение в английских отелях передовой системы управления энергоресурсами помещений гостиницы (Building Energy Management System–BEMS), при которой потребление энергии для отопления, освещения и вентиляции помещений управлялось с помощью электронного модуля. Кроме того, гостиницы апробировали системы компьютерного мониторинга и регулирования потребления энергии, в зависимости от погодных условий и числа номеров, занятых туристами. Сеть гостиниц Forte (в свое время именовавшаяся Trust House Forte) ввела в качестве эксперимента комбинированную систему отопления и электропитания (Combined Heat and Power– CHP). Этой системой могут воспользоваться гостиницы, которые необходимо отапливать круглый год; в настоящее время этой системой пользуются 150 гостиниц;

– установка в крупных отелях вместо обычных выключателей света датчиков, реагирующих на движение (включающие свет после идентификации присутствия гостя в номере), в некоторых случаях в сочетании с модулем управления бронированием гостиничных номеров.

По информации Ноулза, в начале ХХI века крупные сети гостиниц усилят давление на поставщиков энергоресурсов с тем, чтобы получить от них достаточное количество продуктов и приспособлений, безопасных для окружающей среды. При этом они будут придавать большее значение применению различных методов рационального использования электроэнергии.

Примеру гостиниц последовали компании, работающие в сфере гастрономии и питания. В рамках программ, финансировавшихся в 80–е годы ХХ столетия из бюджетных средств, университет г. Суррей провел анкетирование, касающееся положительных примеров из практики в данной сфере гастрономических компаний. Производители приспособлений и оборудования принимали активное участие в заключительных этапах лабораторных исследований и тестов в тех или иных пунктах общественного питания, проводившихся университетом г. Крэнфилд. Результаты исследований и тестов были опубликованы вместе с директивами компанией Sutcliffe Catering (ныне принадлежащей корпорации Granada).

Целью менеджмента в сфере охраны окружающей среды является также уменьшение потребления воды, утилизация отходов, использование безопасных материалов, борьба с шумом, изменение политики закупок. По мере усиления последствий нарушений в этих сферах компании, работающие в гостиничной сфере, а именно, международные сети гостиниц, предприняли соответствующие меры, например, корпорация Inter–Continental Hotel Group предоставила другим компаниям разработанный для собственного использования перечень директив, касающихся экологических мероприятий в сфере гостиничного бизнеса. Этот перечень позднее превратился в международный справочник по организации успешных мероприятий в области охраны окружающей среды.

Несмотря на то, что большинство компаний в сфере гостиничного бизнеса осознает опасность, связанную с возможными последствиями загрязнения окружающей среды, не все они обладают достаточными возможностями либо желанием направленным на то, чтобы предпринимать меры, предотвращающие ухудшение состояния окружающей среды. Они реагируют лишь тогда, когда их к этому вынуждают рыночные условия, либо у них появится возможность поддержать какую–либо инициативу. Мо мнению Ноулза, лишь некоторые из них проявляют большую активность и расценивают мероприятия, направленные на охрану окружающей среды, как обязанность компании. Примером такой позиции является деятельность компании Inter–Continental Hotels Group. Автор также утверждает, что позиция компаний, работающих в сфере гостиничного бизнеса и эффективная мобилизация усилий всех заинтересованных сторон (персонала гостиниц и клиентов), направленных на недопущение ухудшения состояния окружающей среды, часто определяются стремлением к получению преимущества в конкурентной борьбе. Наиболее эффективным является осуществление мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, в комплексе с основной деятельностью компании. Такой подход выгоден и местному сообществу, и самим инициаторам таких мероприятий (финансовая выгода).

Само существование сферы туризма зависит от состояния окружающей среды, поэтому и компании, работающие в этой сфере, должны принимать участие в природоохранных мероприятиях. Концепция сбалансированного туризма является частью общей идеи сбалансированного развития, сформулированной Международной комиссией по вопросам окружающей среды и развития в 1987 году как «развитие, способствующее удовлетворению потребностей поколений, живущих в настоящее время и гарантирующее удовлетворение потребностей последующих поколений». Принципы сбалансированного развития были затем приняты представителями почти всех стран мира на Конференции Организации Объединенных Наций в Рио де Жанейро в 1992 году. Сбалансированный туризм имеет множество определений. Согласно определению Федерации национальных парков и природных заповедников (FNNEP), сбалансированный туризм представляет собой все формы развития и управления туризмом, при которых была сохранена экологическая, экономическая и социальная уникальность регионов, первозданное состояние культурных и природных объектов для последующих поколений. По определению Всемирного фонда дикой природы (WWF), сбалансированный туризм – это туризм, при котором используются природные ресурсы, но при этом сохраняется естественность природы, не нарушается культурное самосознание местной общественности, ее обычаи и уклад жизни, а также обеспечивается участие местной общественности в доходах от туризма.

Суть этой концепции состоит в следующем [2, с. 106]:

– она позволяет понять проблемы воздействия туризма на природную и общественную среду;

– она обеспечивает справедливое распределение доходов и расходов;

– она требует участия в реализации ее целей всего местного сообщества;

– она способствует усилению позиций местной общественности;

– она создает возможности использования природных ресурсов и ресурсов культуры для экономического развития региона.

К важнейшим задачам, решение которых направлено на реализацию идеи сбалансированного развития, следует отнести:

1) охрану окружающей среды;

2) обеспечение тесной взаимосвязи туризма с местной экономикой и ограничение утечки доходов от туризма;

3) использование стратегии, обеспечивающей соответствующие условия жизни местного населения путем развития малых предприятий и роста занятости;

4) разработка проектов развития туризма с учетом предпочтений местного и иностранного туриста, а также локальной общности;

5) туристская инфраструктура должна служить также и местным жителям, а ее развитие должно соответствовать интересам локальной общности;

6) ограничение негативных социальных последствий развития туризма;

7) обучение местного населения специальностям, связанным с производством для нужд туризма и сферой оказания туристских услуг.

Туризм будущего – это высокое качество туристских услуг в комплексе с сохраненным и ухоженным ландшафтом, экологическим сельским хозяйством, местным традиционным искусством, с сохранением традиционного стиля строительства и т. д. Поэтому охрана окружающей среды в настоящее время выступает как одна из ведущих тенденций в сфере организации всемирного туристского движения.

Литература

1. World Travel Tourism Coucil, Poland, Travel Tourism Sowing the Seeds of Growth, The 2005 Travel Tourism Economic Research/

2. Kurek, W. Turystyka zrуwnowaїona – turystyka przyszіoњci / W. Kurek // Turystyka czynnikiem integracji miкdzynarodowej, praca zbiorowa pod red. J. Biliсskiego, D. Sawaryn/ – Rzeszуw: Wyїsza Szkoіa Informatyki i Zarz№dzania w Rzeszowie, 2003.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы