Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2009 СМИ и медиакультура (Секция 5) МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ (Груцо Екатерина Игоревна )

Груцо Екатерина Игоревна

Белорусский государственный университет имени Максима Танка (г. Минск)

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ

Современное образование рассматривается как ключевое звено в процессе передачи необходимого социально–культурного опыта, как способ «вхождения» личности в мир культуры. В современных условиях перехода к информационному обществу на первый план выходит медиакультура – особый тип культуры информационной эпохи, «совокупность информационно–коммуникативных средств, материальных и интеллектуальных ценностей, выработанных человечеством в процессе культурно–исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности» [5, с. 19]. Медиакультура – это специфический способ освоения действительности с помощью средств массовой информации, это доминирующая культура информационного общества, культура–универсум, вобравшая в себя функциональное многообразие массовой, народной, элитарной культур и их модификаций, культура–метасообщение о мировоззрении человечества на определенном этапе его существования [1, с. 17].

Специфической особенностью начального этапа становления информационного общества является усиление роли медиакультуры в социуме, охватывающей своим влиянием все сферы жизнедеятельности. Осознание возрастающей роли массовой коммуникации в жизни современного человека, усиление воздействия СМК на образование, развитие и формирование личности привело к необходимости анализа данной сферы деятельности с психолого–педагогических позиций: в условиях перехода к информационному обществу педагогическое осмысление проблемы всестороннего развития личности приобретает качественно новый характер. Целенаправленная подготовка к жизни в условиях развивающегося информационного общества должна включать знания о массовой коммуникации и ее закономерностях, средствах массовой коммуникации и их особенностях, знаковых системах и способах передачи информации, функциях средств массовой коммуникации в современном обществе, методах возможного манипулирования массовым сознанием, приемах критического анализа сообщений средств массовой коммуникации.

К сожалению, большая часть молодежи, обладая сформированными практическими навыками пользования медиа, имеет достаточно низкий уровень медиакультуры, а их знания о медиа носят фрагментарный, случайный характер. Это представляет серьезную опасность. Бесспорно, медиа имеют огромные потенциальные возможности для повышения общекультурного и образовательного уровня, создают реальные условия для самообразования, повышения квалификации, расширения кругозора, развития самостоятельного мышления, творческих способностей. Однако средства массовой коммуникации могут способствовать и духовному, нравственному, эстетическому кризису личности. Влияние средств массовой коммуникации на формирование коммуникативной, информационной, социальной, эстетической культуры человека, его социальных, моральных, художественных, интеллектуальных ценностей и интересов может быть как положительным, так и негативным. Информация может носить противоречивый и деструктивный характер, тем самым негативно влияя на социально–нравственные ориентиры и ценностную сферу человека, в связи с чем возникает проблема информационной безопасности, одним из возможных путей разрешения которой видится обучение адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей.

Энтропия информационного пространства приводит к падению качества информации за счет быстрого увеличения ее количества, что приводит к информационной перегрузке, суть которой состоит в том, что количество поступающей полезной информации превосходит объективные возможности ее восприятия человеком [2, с. 114]. Информационная перегрузка препятствует нормальной деятельности человека, ослабляет мыслительные способности, оказывает негативное воздействие на нервную систему, приводит к снижению творческого потенциала, появлению острого дефицита времени. В условиях хронических информационных перегрузок мозг утрачивает способность адекватно воспринимать и перерабатывать всю поступающую информацию. Существует опасность интериоризации недостоверной информации, то есть усваивания знания без эмпирической проверки, формирования шаблонов мышления, восприятия, принятия решений.

Одной из актуальных задач является также преодоление сугубо потребительского отношения к средствам массовой информации. Потребление медийного содержания, лишенное активного интеллектуально–творческого начала, существенно сужает познавательные возможности личности, обедняет ее восприятие [4, с. 4].

Наконец, человек, зависимый от медиасредств, рискует утратить в процессе взаимодействия с медиа личностно–самостоятельное начало. Как справедливо отмечает профессор И. И. Цыркун, «некомпетентное использование информационных ресурсов деформирует в сознании человека истинную систему координат и дезориентирует личность» [6, с. 3]. Это приводит к этическим проблемам (переоценка нравственных норм, перенос образцов поведения из виртуальной действительности в реальность), проблемам в общении (риск погружения в медиатированную реальность, отчуждение от общества, отсутствие умения общаться).

Для формирования медиакультуры общества и каждого человека необходим целый комплекс мероприятий: люди смогут адаптироваться к условиям информационного общества только в том случае, если оно станет обществом, в котором обучение происходит в течение всей жизни. Важность формирования культуры общения со СМИ, которая способствовала бы органичному вхождению в развивающееся информационное общество, не вызывает сомнения, и во многом пути решения данной проблемы лежат в педагогической плоскости.

Все это говорит о необходимости ведения специальной работы по изучению медиа в образовательных учреждениях. Соответствующая область педагогики получила название «медиаобразование», понимаемое как «процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [8, с. 38]. Медиаобразование строится на основе приоритета личностного начала, диалогизации, сотрудничества и рефлексивности в организации педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса, проблематизации и творчества.

Термин «медиаобразование» появился в 70–е годы. В ведущих странах мира (Великобритания, Австралия, Франция, Канада, США и др.) существует сложившаяся система медиаобразования в средних и высших учебных заведениях. По способу внедрения в образовательный процесс медиаобразование может реализовываться в рамках специального подхода (присутствие в процессе обучения факультативных и обязательных предметов по изучению СМИ) либо аспектного подхода (изучение массовой коммуникации в курсе традиционных дисциплин). Последний вариант наиболее распространен в мировой практике, особенно на базе гуманитарных предметов. При этом фактологическая основа учебного предмета одновременно является основой медиаобразования, и наряду с достижением образовательных целей той или иной дисциплины обеспечивается достижение медиаобразовательных целей в соответствии с принципом приоритетов (подчинение целей и задач медиаобразования целям и задачам учебного предмета), принципом дополнения и развития (выбор из всех целей и задач медиаобразования тех, которые дополняют и развивают цели и задачи обучения конкретного предмета), принципом встраиваемости в различные методические системы [3, с. 29]. Собственно медиаобразовательный компонент при такой организации учебного процесса включает получение знаний об истории, структуре и теории средств массовой информации; формирование умений и навыков восприятия информации, содержащейся в текстах СМИ; развитие креативных практических умений и навыков на материале средств массовой коммуникации [7, с. 7–8]. Итогом и основной целью медиаобразования является медиакомпетентность. Как и любая другая компетентность, она представляет собой «совокупность личностных качеств (ценностно–смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно–значимой сфере» [9], и имеет следующую структуру: когнитивный компонент (совокупность знаний о медиа); мотивационный компонент (готовность к использованию медиа во всех сферах деятельности личности); ценностно–смысловой компонент (личностная значимость медиакомпетентности как составляющей профессионального и личностного роста); регуляторный компонент (способность регулировать проявления и развитие медиакомпетентности); поведенческий компонент (опыт проявления медиакомпетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях, опыт реализации знаний, т. е. умения, навыки).

Медиакомпетентность выполняет следующие функции:

– коммуникативная (способности использования медиа в коммуникации с другими людьми, понятие о кодовых и репрезентационных системах, используемых медиа, культура взаимодействия с медиа, знание «медиаязыка» и его использование);

– культурологическая (осознание роли медиа в современном мире, осознанное участие в диалоге культур при помощи медиа, умение определять политические, социальные, культурные контексты медиатекстов);

– адаптивная (адаптация к условиям жизни и деятельности в информационном обществе);

– протективная (осознание последствий воздействия медиаинформации на психику, умения и навыки информационной безопасности);

– развивающая (способность раскрывать творческий потенциал, самостоятельность мышления при помощи медиа);

– аксиологическая (генерализация новых ценностей, распространяемых медиа и их соотнесение с существующей научной картиной мира);

– аналитическая (развитие умений анализа и интерпретации медиатекстов).

Направленность медиаобразования и структура медиакомпетентности могут изменяться в зависимости от типа образовательной парадигмы на основе следующих принципов:

– контекстности (структурирование содержания медиаобразования вокруг центральных задач профессиональной деятельности будущего специалиста)

– актуальности (настоятельная необходимость изучения вопросов, связанных с медиакультурой, для определенной сферы деятельности)

– дифференциации (определение объема и глубины медиаподготовки с учетом особенностей профессии)

– гуманизации (учет потребностей личности в свете культурологической направленности современной образовательной парадигмы).

Вместе с тем существует и более широкое понимание медиаобразования как долговременной общественно–просветительской деятельности, направленной на непрерывное развитие личности в современном обществе, обладающей целостным восприятием мира, его пониманием на основе культурного плюрализма. Этому способствует ориентация медиаобразования на диалог культур (теория Бахтина–Библера). Согласно данной философской концепции, культуры личностей, народов, стран непрерывно взаимодействуют, вступая в диалогическое общение, при этом взаимно обогащаясь. В свете этого цели медиаобразования видятся не только в формировании навыков продуктивного взаимодействия со СМИ, но и воспитании гуманистического мировоззрения, уважения к другим культурам: медиа не только выполняют коммуникативную функцию (выступают в роли особого языка, своеобразного средства общения), но и во многом играют роль межкультурных посредников.

Таким образом, в современной ситуации возникает настоятельная необходимость расширения содержания образования, введения в него новых компонентов, связанных с медиа. Оптимальным решением в этой связи является медиаобразование, которое, максимально содействуя воспитанию и развитию личности с учетом требований и задач, объективно возникающих в условиях становления информационного общества, приобретает особую роль.

Литература

1. Возчиков, В. А. Философия образования и медиакультура информационного общества / В. А. Возчиков. – Автореф. дисс. …доктора философских наук. – Санкт–Петербург, 2007. – 25 c.

2. Еляков, А. Д. Информационная перегрузка людей / А. Д. Еляков // Социологические исследования. – 2005. – № 5. – С. 114–121.

3. Журин, А. А. Интеграция медиаобразования с курсом химии средней общеобразовательной школы / А. А. Журин // Медиаобразование. – № 2. – 2005. – С. 21–40.

4. Кириллова, Н. Б. Зачем нужна медиакультура / Н. Б. Кириллова // Уральский Федеральный округ. – 2004. – № 1. – C. 1–4.

5. Кириллова, Н. Б. Что такое медиакультура / Н. Б. Кириллова. – ТелеЦЕНТР. – №4 (12). – Август–сентябрь 2005. – C. 19–21.

6. Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов: учеб.–метод. пособие / П. Д. Кухарчик [и др.]. – Минск: БГПУ, 2008. – 195 с.

7. Спичкин, А. В. Что такое медиаобразование: книга для учителя / А. В. Спичкин. – Курган, 1999. – 114 с.

8. Федоров, А. В. Медиаобразование: история, теория и методика / А. В. Федоров. – Ростов: Изд–во ЦВВР, 2001. – 708 с.

9. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет–журнал «Эйдос» [Электронный ресурс]. – 2005. – 12 декабря. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы