Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2009 СМИ и медиакультура (Секция 5) Функциональные характеристики электронных СМИ как структуры гражданского общества (Венидиктов Сергей Викторович)

Венидиктов Сергей Викторович

Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова

Функциональные характеристики электронных СМИ как структуры гражданского общества

В современных условиях возрастает внимание к исследованию проблем, связанных с пониманием роли массовой информации как фактора регулирования общественных отношений. Средства массовой информации приобрели значение важного социального института, в корне меняющего содержание социального взаимодействия, оказывающего мощное влияние на поведенческие установки и ценностные ориентации.

Наличие свободного информационного обмена в обществе, в первую очередь, в виде электронных СМИ как самой оперативной, массовой и публичной информационной системы, является одним из наиболее существенных факторов становления гражданского общества (лат. – «civilis societas») – совокупности общественных коммуникаций, социальных связей и неправительственных институтов, которые имеют тенденцию к самоорганизации и саморефлексивности, находятся во взаимодействии с государственными институтами и выступают центрами социальной власти. Задачу становления гражданского общества правомерно рассматривать как исключительно значимую, поскольку уровень ее решения определяет онтологический статус общества, его устойчивость и перспективы развития.

Современные исследователи рассматривают средства массовой информации в качестве не только фактора развития, но и структурного элемента гражданского общества, указывая на особую роль радио и телевидения. Потенциал электронных СМИ в формировании структур гражданского общества определяется однонаправленностью процесса воздействия от коммуникатора (распространителя информации) к реципиенту (получателю информации), публичностью (ничем и никем не ограниченном круге потребителей информации), массовостью (возможностью воздействия на широкую аудиторию, включающую различные социальные группы).

Гражданам, составляющим аудиторию СМИ, для принятия личного осознанного решения в рамках гражданского общества необходимы, прежде всего, знания о социальной действительности и механизмах ее функционирования – некий минимум социальной компетентности. Для принятия коллективного согласованного решения нужно еще и умение вести диалог в рамках взаимодействия гражданского общества и государства – коммуникативная компетентность. В совокупности развитие этих двух компетенций представляет собой задачу по формированию гражданского сознания, решение которой напрямую зависит от деятельности СМИ, организующих широкую коммуникативную практику.

В качестве важнейшего механизма поддержания стабильности в гражданском обществе электронные СМИ обладают рядом функциональных характеристик, основные из которых:

– надзор за социально–политическими условиями в рамках отдельного государства и международного сообщества;

– содержательное формирование «повестки дня». СМИ придают важность тем или иным вопросам при отборе событий для освещения;

– освещение продвижения политиками интересов различных групп, поддержание обмена мнениями;

– создание механизма отчетности чиновников за исполнение функций власти, при котором нарушения становятся достоянием общественного мнения, повышение уровня транспарентности в деятельности правительства;

– обеспечение стимулов для граждан включаться в общественную жизнь, а также укрепление каналов участия населения в политической жизни;

– социальная идентификация граждан (в белорусском обществе с трансформирующейся социальной структурой и повышенной социальной мобильностью СМИ способствуют самоидентификации социальных групп);

– сопротивление попыткам внешних по отношению к СМИ сил подорвать их независимость.

Согласно Л. Е. Криштаповичу, эффективность процесса формирования гражданского общества, а также демократических преобразований напрямую зависит от степени свободы и независимости СМИ, от их способности предоставлять населению объективную и достоверную информацию [2].

Еще в конце 1940–х годов в исследовании под названием «Свободная и ответственная пресса», проведенном Комиссией Хатчинса (Hutchins Comission), выделены пять возможных критериев эффективности информационного влияния прессы, сохраняющих актуальность и при анализе деятельности современных электронных СМИ:

1. Предоставление «правдивого, полного и понятного отчета о текущих событиях в том контексте, в каком они приобретают смысл».

2. Создание «форума для обмена мнениями и критическими высказываниями», в т. ч. представление мнений и взглядов, противоположных мнениям и взглядам редакции.

3. Отражение «типичной картины, отражающей представительство различных общественных групп».

4. «Представление и разъяснение целей и ценностей общества».

5. Гарантирование «полного доступа к текущей информации».

Комиссия определила три общих задачи, без выполнения которых пресса не может выполнять свою политическую функцию: предоставлять информацию, просвещать общество, с тем, чтобы оно было способно осуществлять самоуправление, и строго следить за действиями властей [7].

По мнению профессора С. Бейкера, функции СМИ в структуре гражданского общества зависят и от того, какой мы представляем себе демократию. Если, например, демократическое общество воспринимается как широкое гражданское представительство, то предполагается необходимость в таких СМИ, которые «помогают общественным группам реализовывать свои цели и мобилизуют их на борьбу и защиту своих интересов». Если же демократия понимается как более элитарное устройство, то СМИ должны предоставлять достаточно информации гражданам, участвующим в общественной жизни, с тем чтобы они действовали рационально, и строго следить при этом за действиями властей, исполняя роль «сторожевого пса» [7].

Функциональные характеристики электронных СМИ отражены и в ряде международных правовых документов. Например, в Рекомендации № 748 Парламентской Ассамблеи Совета Европы «О роли национального вещания и управления им» приведены требования к телерадиовещанию, независимо от его статуса в гражданском обществе: а) насыщенность вещания образовательными и культурными проектами, высокий уровень координации и обмена с другими СМИ; б) свобода выражения мнений без предварительной цензуры, но при гарантиях публичной персональной ответственности перед законом и общественностью; в) исключение руководства вещания из сферы политической деятельности; г) обеспечение независимым вещателям такого же доступа ко всем источникам информации и материалам, которым пользуются официальные СМИ [4].

Требования к СМИ как структуре гражданского общества и их моральная ответственность перед аудиторией многократно возрастают в условиях актуального процесса глобализации, характеризующегося повышением доступности и прозрачности информации, а также в переходных обществах, к числу которых относится белорусское. Институт СМИ, превратившийся в один их центральных институтов политического рынка, в Беларуси заменяет централизованную систему политической коммуникации. Засурский И. И. отмечает: «Средства массовой информации становятся основной средой политической коммуникации. Происходит полное переплетение сферы политического и СМИ, что позволяет говорить о медиатизации политики и формировании медиаполитической системы» [1, с. 87].

Значительная часть электронных Беларуси принадлежит государству, им финансируется и выражает интересы власти. Такие СМИ одновременно входят в структуру государства и гражданского общества; их влияние на развитие гражданского общества противоречиво: адресуя аудитории официальные интерпретации, радио и телевидение одновременно предлагают и такие материалы, которые, при сопоставлении различных источников информации, позволяют гражданам выработать собственную оценку происходящих событий. Независимые средства массовой информации, репрезентирующие деятельность гражданского общества, в Беларуси представлены недостаточно, им еще предстоит оправдать претензии на влияние в условиях регионального вещания и конкуренции с центральными каналами.

В то же время, для мировой медиасферы характерно доминирование частной собственности с высоким уровнем концентрации, связанное с тенденциями либерализации, приватизации и развития новых технологий (в Великобритании 4 группы владеют 85% ежедневных печатных изданий, в США большинство СМИ контролируется 6 компаниями: AOL Time Warner, General Electric, Viacom, Disney, Bertelsmann, News Corporation). В такой ситуации деятельность радио и телевидения зачастую подчиняется задачам достижения определенных коммерческих и политических целей, что приводит к компрометации основ профессиональной этики и противоречит задачам формирования гражданского общества.

Показателем эффективности реформирования электронных СМИ на пути к гражданскому обществу является т. н. «европейская» модель общественных каналов, которые работают в соответствии с законом, кодексом журналистской этики, контролируются и финансируются государством, транслируют программы, представляющие общественный интерес. В Беларуси до настоящего времени не созданы условия функционирования общественного вещания: а) правовая база; б) механизм управления; в) механизм финансирования; г) основные принципы формирования программной политики (активное участие аудитории).

Общественное вещание предусматривает функционирование действительно независимых от власти и эффективно работающих общественных институтов контроля над действиями государственных структур. В зрелой демократии свободные, независимые СМИ порой возникают вполне естественно, но во многих переходных обществах необходимы искусственные меры для стимулирования данного процесса. Существование свободных СМИ, нацеленных на стимулирование и формирование общественного мнения, развитие основных структур гражданского общества, в условиях трансформации способствует эффективному построению демократических институтов при широкой общественной поддержке.

По мнению исследователя современных средств массовой коммуникации Яна Лея (Ian Leigh), приоритетное значение для электронных СМИ в рамках гражданского общества имеет влияние на политическую сферу: а) определение курса политики, установление контакта с лицами, ответственными за принятие решений на достаточно раннем этапе; б) оспаривание законности действий официальных властей, внесение изменений в сам закон либо, в случае отказа в удовлетворении исковых требований, привлечение внимания общественности к недостаткам в законодательстве, что может послужить предпосылкой к реформе; в) осуществление наблюдения за действиями правительства. В некоторых случаях на СМИ может возлагаться прямая ответственность за выполнение какого–либо решения в отношении определенной общественной сферы в рамках сотрудничества или партнерства с представителями власти (это получает особо широкое применение в области социального обеспечения и образования) [6].

С функционированием СМИ в современном обществе теснейшим образом сопряжено и формирование идеологий национальных государств.

В деятельности белорусского радио и телевидения потенциал идеологического влияния выражается не только в содержании сообщений, но и в систематическом исключении определенного массива информации из сферы публичного обсуждения. Исследователи утверждают, что «в СМИ не сформировалась устойчивая парадигма разработки и внедрения в общественное сознание созидательной идеологии развития национального государства, <…> в национальных СМИ процессуально не анализируется научно–обоснованная идеология белорусской государственности как действенная система идей организации общества и управления государством. Ученые–разработчики идеологии социально–экономического развития искусственно отдалены от массовой коммуникации, в которой изредка появляются сообщения о работе «идеологической вертикали», в основном организующей политическое информирование населения, что недостаточно для выработки консолидированного общественного мнения» [5, с. 370–371]. Отсутствие постоянного политического фона в коммуникационном процессе называют одним из основных препятствий на пути формирования носителей новой идеологии белорусской государственности.

Однако, несмотря на ряд дисфункциональных характеристик, электронные СМИ являются одним из наиболее эффективных институтов в процессе развития гражданского общества. Важнейший критерий общественной ответственности телевидения и радио определяется их реальным вкладом в формирование общественного мнения, организацию гражданского поведения, консолидацию общественности вокруг социально значимых проблем, создание благоприятного политического климата для осуществления демократических преобразований.

Литература

1. Засурский, И. И. Масс–медиа второй республики / И. И. Засурский. – М.: Изд–во МГУ., 1999.

2. Криштапович, Л. Е. К проблеме свободы СМИ в условиях глобализации / Л. Е. Криштапович // III Белорусский информационный форум: программа и документы. – Минск: Общественный пресс–центр Дома прессы, 2008. – С. 44–46.

3. Подберезникова, Е. В. Телевидение взаимодействия: интерактивное поле общения / Е. В. Подберезникова. – М.: Аспект Пресс, 2004.

4. Рекомендация №748 (1975) Парламентской Ассамблеи Совета Европы «О роли национального вещания и управления им» [Электронный ресурс] / Институт проблем информационного права. – Москва, 2006. – Режим доступа: http://www.medialaw.ru/laws/other_laws/european/rec748(1975).htm. – Дата доступа: 11.04.2008.

5. Слука, О. Г. Идеологические парадигмы информационного пространства / О. Г. Слука // Журналістыка–2008: стан, праблемы, перспектывы: матэрыялы 10–й Міжнароднай навукова–практычнай канферэнцыі. – Вып. 10. – Мінск: БДУ, 2008. – С. 370–371.

6. Leigh, I. Civil Society, Democracy and the Law / I. Leigh // Geneva Centre for the Democratic Control of Armed Forces (DCAF) Working paper– №. 130. – Geneva, 2004. – 23 p.

7. Commission on Freedom of the Press, A Free and Responsible Press: A General Report on Mass Communications – Newspapers, Radio, Motion Pictures, Magazines, and Books. – Chicago: University of Chicago Press, 1947. – [reprint 1994].

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы