Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2009 Современные тенденции в Литературе (Секция 3) Роль мифа в литературе постмодернизма (на основе произведений белорусской и английской литературы) (Седин Евгений Анатольевич)

Седин Евгений Анатольевич

Могилевский государственный университет им. А. Кулешова

Роль мифа в литературе постмодернизма (на основе произведений белорусской и английской литературы)

Искусство XX века, как зарубежное, так и отечественное, характеризуется устремленностью к классическим сюжетам. Это ставит перед литературоведением не только проблему дальнейшей разработки теории мифа, но и проблему понимания поэтики мифа как интертекста в литературе постмодернизма. Данный доклад подразумевает не только теоретическое обоснование мифологии, но и описание особенностей обращения отечественных и зарубежных писателей XX века к сюжетам мифологического содержания.

В процессе подготовки были исследованы малые и большие произведения постмодернистской направленности белорусской и английской литературы: сборники рассказов Адама Глобуса (Владимира Адамчика) «Казкi» и «Браслаўская стыгмата» и роман Джулиана Барнса «История мира в 10 Ѕ главах».

С историко–культурологической точки зрения понятие «миф» (греч.) трактуется как «форма общественного сознания, возникшая в условиях сравнительно низкого уровня социального развития и отражающая в виде образного повествования фантастические представления о природе, обществе и личности» [1, с. 6].

Е. Мелетинский выделяет основные категории мифов:

– мифы творения;

– мифы эсхатологические (о конце мира, часто временном);

– мифы календарные (о календарном обновлении природы, смерти и воскресении);

– мифы собственно героические, более поздние – о борьбе героев с силами Хаоса (драконами, великанами и т. п.) [5, с. 45].

Согласно предложенной Ж. Женнетом классификации, могут быть выделены следующие типы взаимодействия текстов:

– собственно интертекстуальность, как соприсутствие в одном тексте двух и более различных текстов (цитата, плагиат, аллюзия и др.);

– паратекстуальность, как отношение текста к своей части (эпиграфу, заглавию, вставной новелле);

– метатекстуальность, как соотношение текста со своими предтекстами;

– гипертекстуальность, как пародийное соотношение текста с профанируемыми им иными текстами;

– архитекстуальность, как жанровые связи текстов [4, с. 275–282].

Основными маркерами, т. е. способами реализации категории интертекстуальности, в широком понимании в любом тексте могут служить цитаты, аллюзии, реминисценции, афоризмы, иностилевые вкрапления и др. Все эти выражения интертекстуальности характерны и в случае ссылки на мифологический сюжет.

Говоря об обращении постмодернистских текстов к мифологическим образам, следует сформулировать общие характеристики постмодернизма, которые обуславливают такую богатую интертекстуальность и создают для нее предпосылки. Американский теоретик постмодернизма И. Хассан выделяет следующие характерные черты направления:

1. Неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков.

2. Фрагментарность и принцип монтажа.

3. «Деканонизация», борьба с традиционными ценностными центрами: сакральное в культуре, человек, этнос, логос, авторский приоритет.

4. «Все происходит на поверхности» – без психологических и символических глубин, «мы остаемся с игрой языка, без Эго».

5. Молчание, отказ от мимесиса и от изобразительного начала.

6. Ирония, причем положительная, утверждающая плюралистическую вселенную.

7. Смешение жанров, высокого и низкого, стилевой синкретизм.

8. Театральность современной культуры, работа на публику, обязательный учет аудитории.

9. Имманентность – срастание сознания со средствами коммуникации, способность приспосабливаться к их обновлению и рефлектировать над ними [7, с. 14].

Очевидно, что данное идейное обоснование течения создает хорошие условия как для широкого использования интертекста вообще, так и для обращения к мифическим образам в частности.

В романе Джулиана Барнса «История мира в 10Ѕ главах» встречаются обращения преимущественно к библейским сказаниям и сюжетам:

1. Великий потоп;

2. Образы Адама, Моисея, царя Давида, Апостолов Петра и Павла;

3. Иона в чреве кита [6].

Реализация интертекстуальности данного произведения осуществляется в виде явных цитат, аллюзий, а также в виде отдаленных реминисценций. Мифы дегероизируются, развенчиваются и переосмысляются. Они умышленно лишены автором идеализации, зачастую им придается бытовой оттенок.

Сборник Адама Глобуса (Владимира Адамчика) «Казкi» содержат следующие виды мифологических интертекстов:

1. Обращение к библейским сюжетам: «Ружовы анел», «Чорны хлебароб», «Шэравокае немаўля»;

2. Обращение к »пионерским» мифам: «Чорная труна з белымi крыламi», «Шэрая рука», «Сiнi матрос»;

3. Обращение к народным мифическим образам и сказкам: «Чорная рыбка», «Зяленая русалка», «Белая каралева» [3].

Реализация интертекстуальности данных произведений осуществляется в виде явных цитат, аллюзий (свеобразных намеков, фраз, имен, которые легко декодируются человеком, живущим в нашей культуре), а также в виде отдаленных реминисценций.

Таким образом, характерными чертами постмодернизма как направления в литературе являются фрагментарность, монтаж уже существующих культурных символов. Мифология служит достаточно весомым «пластом», к которому часто обращаются авторы произведений литературы постмодернизма. Однако, такое обращение ведет не к идеализации, а деканонизации и дегероизации мифологического интертекста. Рассмотренные произведения имеют иронический оттенок и демонстрируют театральность современной культуры. Наблюдается смешение жанров, высокого и низкого, стилевой синкретизм. Немалую роль мифологические интертексты играют в переосмыслении уже сложившихся устоев, в активном участии читателя во время восприятия произведения.

Литература

1. Бубенцова, Е. И. Мифологизм в западноевропейской литературе XX века: метод. реком. по курсу совр. западноевропейской литературы / Е. И. Бубенцова – Могилев: МГУ им. А. Кулешова, 2002. – 56 с.

2. Глебус, Адам. Браслаўская стыгмата. Апавяданьні / А. Глебус – Менск: «Наша Ніва», 2001 – 192 с.

3. Глобус, Адам. Казкі / А. Глобус – Мінск: Логвінаў, 2007 – 200 с

4. Гулыга, А. В. Миф как философская проблема / А. В. Гулыга // Античная культура и современная наука. – М.: Наука, 1985. – №5. – С. 275–282.

5. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский – М.: Наука, 1976. –126 с.

6. Barnes, J. A History of the World in 10 Ѕ Chapters / J. Barnes – N. Y.: A Division of Random House, INC, 1990 – 258 p.

7. Hassan, I. Making sense: the trials of postmodern discourse / I. Hassan // New Literary History. – N. Y., 1987. – № 2. – p. 14.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы