Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2009 Социум как среда существования личности (Секция 2) ЭСТЕТИКА КАК ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА (Шершеневич Наталья Сергеевна )

Шершеневич Наталья Сергеевна

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

ЭСТЕТИКА КАК ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА

Сегодня как на бытовом уровне, так и в сфере образования эстетика воспринимается прежде всего с позиций ее основных, наукообразующих, категорий – прекрасного и искусства, что зачастую стирает границы между эстетикой и историей мировой художественной культуры, эстетикой и искусствоведением. Тем не менее, эстетика возникла как наука, призванная изучить специфический способ познания. Ее основатель, А. Г. Баумгартен обратил внимание, что при взаимодействии с произведениями искусства человек задействует иной способ восприятия, нежели рациональный. Иными словами, когда человек имеет дело с произведением искусства, то восприятие происходит не на уровне рационального осмысления, а посредством чувственного переживания. И в самом деле, подлинное произведение искусства воздействует на человека таким образом, что он не только не занимается философской рефлексией в момент контакта с ним, но и, напротив, утрачивает способность здраво оценивать обстановку, полностью погружаясь в мир, созданный средствами искусства. Эстетика в понимании Баумгартена – это наука о чувственном (то есть при помощи чувств) способе восприятия мира человеком. Таким образом, Баумгартен толковал сущность эстетики, прежде всего, в гносеологическом смысле – как науку об одном из видов познания. Действительно, познание окружающего мира может осуществляться различными способами, как минимум, тремя: рациональным, чувственным и интуитивным.

Рациональное восприятие, как это следует из этимологии самого слова, осуществляется при помощи ratio – разума. Оно является основным, привычным и естественным способом взаимодействия с окружающим миром для абсолютного большинства современных людей. Рациональное восприятие – это, прежде всего, восприятие формально–логическое. Формальное восприятие имеет дело с формами в аристотелевском смысле этого понятия. Форма у Аристотеля – не что–либо внешнее, поверхностное и незначительное, как в современном понимании слова «формальный», а, напротив, самая сущность, глубинный смысл явления. Так форма, приданная куску глины гончаром, составляет сущность кувшина, полученного из этого куска. Итак, рациональное восприятие имеет дело с формами (смыслами, сущностями) окружающего мира. Рациональное познание (познание с помощью разума) стремится запечатлеть сущность любого встреченного явления. Запечатление же сущности (смысла) для рационального познания – это выражение его в понятии (одном главном слове). Это слово отражает понимание того, с чем сталкивается человек, оттого и называется понятием. Итак, рациональное мышление – это формальное (понятийное) мышление, то есть мышление словами.

Рациональное мышление – это, как указывалось выше, еще и логическое мышление, иными словами, мышление, осуществляемое по законам логики, то есть путем умозаключений, в результате которых получается внутренне непротиворечивый вывод. Законы логики обеспечивают достоверность и правильность получаемого представления об окружающем мире. Итак, рациональное (формально–логическое) восприятие – это тип взаимодействия человека с окружающим миром, при котором результат взаимодействия выражается в понятиях, отражающих сущность явлений. Естественным образом, для человека с выраженным понятийным типом восприятия потребуется речь (слова), язык и письменность для общения с себе подобными.

Развитие подобного типа восприятия в своем максимальном выражении непременно приведет к возникновению науки, основанной на тех же принципах: знание в науке – это способность выразить логически полученный вывод в понятии (сформулировать). При этом наука для обеспечения объективности получаемых результатов в обязательном порядке требует закладки дистанции между субъектом и объектом. Дистанция гарантирует отсутствие задействованности и заинтересованности познающего субъекта в объекте познания и возможных вследствие этого искажений истинного положения вещей. В качестве примера рационального подхода в эстетике может послужить отрывок из работы Н. Н. Вокач, жены выдающегося русского философа И. А. Ильина: «Созерцание прекрасного образа, раздвигая границы индивидуально–чувственного воплощения красоты, бесконечно расширяет сферу художественного опыта. То неведомое, творчески образующее предмет искусства, которое открывается в иррациональном видении, не может быть постигнуто одним этим видением именно в силу неисчерпаемого богатства своего содержания. Приобщение к нему вызывает стремление познать его со всей полнотой, доступной познающему духу, стремление к тождеству с ним и в интуиции, и в идее. Так возникает потребность осознать, осмыслить непосредственно открывшееся в созерцании и развернуть это осмысленное в системе понятий–смыслов. Так начинается искание разума в красоте, так родится философия искусства (и эстетика. – Н. Ш.)» [1, с. 415]. В приведенной цитате, прежде всего, обращает на себя внимание четко просматривающееся противоречие: попытка выразить рационально (в системе понятий (смыслов)) открывшееся в иррациональном видении. Эта попытка есть не что иное, как попытка перевода объекта из сферы чувственного (иррационального) восприятия в сферу понятийно–логического (рационального).

Чувственное восприятие характеризуется тем, что при взаимодействии с окружающим миром человек не осмысляет, а переживает информацию. Переживание же непременно требует задействования чувств человека, в отличие от рационального осмысления, сознательно блокирующего чувственную сферу для обеспечения дистанции между субъектом и объектом познания. Ярким примером чувственного способа познания является созерцание. Чтобы имело место созерцание, один способ восприятия (рациональный) должен полностью смениться другим (чувственным). Простейшим требованием при этом является отказ от главного проявления рационального восприятия – мышления словами (понятиями). Иными словами, необходимо освободиться от мыслей, что для современного человека равносильно самоуничтожению. Современный человек в абсолютном большинстве случаев обладает рациональным способом восприятия окружающего мира – мыслит словами. Перестать мыслить словами для него со времен Декарта – все равно что перестать думать, что, в свою очередь, означает перестать быть человеком. Тем не менее, отсутствие мыслей еще не означает отсутствие познавательной деятельности. Убедительным примером тому является исихазм: исихасты–молчальники добивались не только отсутствия внешней звуковой речи, но, прежде всего, внутреннего молчания – молчания мыслей, после чего достигали нового уровня восприятия – созерцания Фаворского света и постижения сущности мира на совершенно отличных от рационализма основах познания. Культура Востока на протяжении своей истории разработала множество доведенных до совершенства практик медитативного плана, позволяющих познавать себя и окружающий мир без посредства рационального осмысления. Свободное от мыслей сознание немедленно получает иное наполнение – объектом познания. Дистанция между субъектом и объектом познания, столь культивируемая в случае рационального восприятия, при созерцании уничтожается. Субъект познания сливается с объектом и получает возможность не осмыслять его нейтрально по законам логики, а переживать изнутри. Проиллюстрировать сущность чувственного восприятия может фрагмент из романа Джона Рональда Руэла Толкина «Властелин Колец», произведения, абсолютно эстетического по своему характеру: «Фродо взялся за веревочную лестницу, а левой рукой оперся на мэллорн (род дерева, наподобие ясеня – Н. Ш.) – никогда еще ему столь полно не открывалась живая жизнь, пульсирующая в дереве. Он ощущал бархатистую кожу–кору и могучую, но беззащитную древесную плоть не как лесничий, столяр или плотник, а так, словно стал побратимом ясеня» [2, с. 321]. Чувственное восприятие, в отличие от рационального, оперирует не словами (понятиями), а образами. Образ же, в свою очередь, чрезвычайно трудно вербализуем. Образ сам по себе есть выражение смысла того или иного явления, поэтому передать смысл образа, выразить его словесно, сформулировать не только трудно, но и во многом является напрасной задачей. Для выражения образа служат средства искусства. Если у человека восприятие окружающего мира осуществляется преимущественно посредством образов, то совершенно естественным типом передачи его опыта другим людям будет искусство. Для того чтобы воспринять опыт, выраженный в образе, необходимо будет для его «дешифровки» применять чувственный способ, основанный на переживании.

Необходимо отметить, что и формально–логическое, и образное мышление вовсе не могут выступать в качестве единственно истинных. У человека разумного выражена способность к ним обоим. Но рациональный (понятийно–логический) способ мышления выступает в качестве преимущественного для большинства современных людей, за исключением людей искусства (творческих личностей), составляющих редкое и потому ценимое в обществе меньшинство. Тем не менее, большую часть истории человечества чувственный способ восприятия выступал в качестве основного, находя выражение, например, в мифе как способе объяснения действительности, рассчитанном на чувственное переживание основной идеи, доносимой посредством мифа. Рациональное восприятие, автоматически развертывающее за каждым словом его понятийное значение, бессильно адекватно отреагировать на описание возлюбленной из библейской «Песни песней»:

Как прекрасна ты, милая, как ты прекрасна –

твои очи – голубицы из–под фаты,

Твои волосы – как козье стадо,

что сбегает с гор гилеадских,

Твои зубы – как подстриженные овцы,

возвращающиеся с купания,

Родила каждая из них двойню,

и нет среди них бесплодной [3, с. 29]/

В это же время чувственное переживание служит своего рода ключом к восприятию наследия архаических и средневековых культур, для которых образный стиль мышления был основным.

Задача современной эстетики, преподаваемой в высшей школе, состоит в выравнивании диспропорции между рациональным и чувственным способами восприятия окружающего мира человеком, развитии образного мышления, формировании эстетического сознания как отражения ситуаций реальной действительности в категориях эстетики. Решение этой задачи требует учитывания гносеологического характера эстетики. Это позволит более эффективно задействовать потенциал личности и сформировать гармонично развитого человека.

Литература

1. Вокач, Н. Н. Боттичелли: опыт по философии искусства // цит. по: Ильин, И. А. Собрание сочинений: в 10 т. / И. А. Ильин. – Т. 6, кн. 1. – М., 1996.

2. Толкин, Дж. Властелин Колец: трилогия / Дж. Р. Р. Толкин; пер. с англ. В. Муравьева и А. Кистяковского. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН–ПРЕСС»,2002.

3. Цит. по: Бычков, В. В. Малая история византийской эстетики / В. В. Бычков. – Киев, 1991.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Диодные светильники для уличного освещения как правильно выбрать светодиодные уличные.