Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2009 Социум как среда существования личности (Секция 2) МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ НЕОБХОДИМОСТЬ, ВОЗМОЖНОСТЬ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО ШКОЛОЙ (Полухин Руслан Анатольевич)

Полухин Руслан Анатольевич

Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ: НЕОБХОДИМОСТЬ, ВОЗМОЖНОСТЬ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО ШКОЛОЙ

На протяжении тысячелетий семья была основной формой социализации личности. Вопрос о роли семьи в формировании человека привлекал внимание многих ученых и порождал противоречивые суждения. Античные философы, в частности Платон, утверждали: все зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают прежде всего из наличия неравных условий воспитания в семье. Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит индивидуализм, корыстолюбие и прочие пороки.

Философы нового времени не обошли эту проблему, хотя оценивали ее по–разному. Т. Кампанелла, Ш. Фурье, В. Годвин считали, что счастье людей недостижимо при сохранении моногамной (единобрачной) семьи и семейного воспитания (эту форму воспитания ребенка они отрицали как абсолютное зло). Т. Мор и Г. Мабли, настаивая на единобрачии, предполагали сочетание семейного и общественного воспитания. Т. Дезами и Р. Оуэн видели идеал будущего в свободном союзе свободных людей; при этом общество должно взять на себя максимум забот по воспитанию детей. Детям лишь в младенчестве надлежит жить с родителями. Затем они должны воспитываться в общественных детских учреждениях, чтобы преодолеть разнородность влияния отца и матери на мировоззрение ребенка и создать для каждого ребенка одинаковые условия развития его собственных способностей.

Последняя точка зрения получила некоторое распространение и в современной педагогической науке: вплоть до начала 60–х гг. XX века существовало мнение о том, что государство должно взять на себя воспитание детей «от люльки до университета». Современные ученые, не преуменьшая роли общественного воспитания, подвергают критическому пересмотру эту тенденциозную точку зрения, указывая, что гармоничное развитие ребенка наиболее полно осуществляется при сочетании семейного и общественного воспитания, а не при их противопоставлении.

В современном обществе система семейного воспитания претерпевает значительные изменения, и сегодня приходится отметить, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин: однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях, обострение социальных и экономических трудностей (низкая зарплата, безработица, низкий прожиточный минимум и. т. д.); гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром телепередач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а на общении с детьми, то есть на их воспитание не остается времени и т. д.

Однако именно семья обязана формировать физически и психически, здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание.

Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей или, как минимум дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические идеалы подвергаются сомнению, появиляются ложные ценности, разрушающие внутренний мир детей и родителей, заложенную природой гармонию.

Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих студиях, группах и т. д.

Безусловно, школа помогает ребенку воспринимать те или иные музыкальные явления, пробуждает интерес и любовь к музыке, особенно если занятия проводит любящий свое дело учитель. Однако старания учителя станут более эффективными, если и в доме школьника царит дух любви и уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к этому источнику радости и вдохновения.

Но привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам тонко чувствует музыку, глубоко воспринимает ее. Результаты различных социально–психологических исследований ярко свидетельствуют о том, что семья оказывает значительную помощь школе в воспитании у ребенка увлечения музыкой и подготавливает почву для его формирования. Поэтому возникает вопрос о музыкальном воспитании и самих родителей, о педагогическом взаимодействии учителя музыки с семьей школьника.

Как организовать работу с родителями по обучению в области музыки, как привлечь родителей к совместной работе со школой, какую помощь оказать им, чтобы общие усилия в музыкальном воспитании детей дали положительные результаты?

Основные усилия в наделении родителей музыкально–педагогическими знаниями должны исходить от школы, ибо она является ведущим воспитательным институтом, в котором работают профессиональные педагогические кадры, владеющие необходимой методикой, способные использовать не только современные научные данные, но и свои ежедневные наблюдения за детьми, опыт работы с ними.

Основные направления работы учителя музыки по совместному взаимодействию с семьей ученика могут заключаться, по нашему мнению, в следующих направлениях:

– информирование родителей учащихся о значимости эстетического воспитания;

– привлечение родителей к тесному сотрудничеству. Родители и преподаватель–музыкант – партнеры и единомышленники, отсюда вытекает связь: педагог – родители – дети;

– создание в семье ученика благоприятного музыкального микроклимата;

– приобщение родителей к музыкальному искусству;

– понимание родителями значимости того, что они имеют большое влияние на детей в поддержке интереса и уважения к музыке, к этому источнику радости и вдохновения;

– понимание родителями ответственности за подготовку подрастающего поколения;

Благотворность влияния семьи на развитие интереса к музыке и творческих способностей ребенка подтверждают биографии многих музыкантов. Свои первые впечатления связывают с семьей М. И. Глинка, А. Г. и Н. Г. Рубенштейн, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский, Н. А. Римский–Корсаков, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович. Они отмечают, что домашние музыкальные вечера, царившая на них атмосфера любви и уважения к искусству вызвали в них заинтересованность музыкой, воспитали преданность ей.

В России музыкальное воспитание в семье имеет глубокие исторические корни. Возникнув в эпоху Петра, оно вошло в круг воспитания дворянских семей, даже среднего сословия. Более того, умение владеть каким–либо музыкальным инструментом стало почти обязательным. Известный в то время композитор М. И. Бернарди в 1844 г. отмечал, что в России каждая девица учится играть на фортепьяно.

Домашние музицирование, которое начиналось обычно еще до поступления в школу и продолжалось затем параллельно школьным занятиям, играло значительную роль в приобщении к музыке молодых людей, воспитывало у них любовь к искусству.

Русская теоретическая мысль уделяла вопросам семейного музыкального воспитания большое внимание Д. И. Писарев, Н. В. Шемунов, В. П. Острогорский, А. П. Юдин, В. В. Демьянский сделали ряд выводов, интересных и полезных для современной практики домашнего музыкального воспитания:

а) домашнее музыкальное воспитание не должно сводиться лишь к обучению игре на музыкальном инструменте. Большое внимание следует уделять воспитанию эстетических потребностей, вкусов, интересов у детей, развитию их творческих способностей, формированию социальных чувств и стремлений;

б) полноценное музыкальное воспитание в семье предполагает руководство со стороны родителей;

в) в домашнем музыкальном воспитании, как и воспитании вообще, очень важен учет возрастных особенностей детей.

В настоящее время проблема участия семьи в воспитании у ребенка интереса к музыке приобретает особую остроту. Это, прежде всего, связано с бурным развитием средств массовой коммуникации. Никогда еще музыка не была столь доступна во всем своем многообразии буквально каждому.

Считаем целесообразным рассмотреть в данной статье некоторые формы музыкально–педагогического взаимодействия с семьей. Центральное место следует, по нашему мнению, отвести музыкально–педагогическому лекторию, который познакомит взрослых с особенностями детей определенной группы, конкретными задачами музыкального воспитания. Достижению же наибольшей результативности будет способствовать сочетание педагогического лектория со следующими формами: музыкально–педагогическое самообразование родителей; индивидуальные консультации с родителями; организация концертов для родителей силами детей; совместные походы в театр, на концерты, в филармонию и др.

На лекториях родители должны узнать, что прежде всего необходимо подготовить почву для воспитания музыкального интереса своим вниманием к музыкальным занятиям и успехам детей, уместными советами и собственным участием в этих занятиях.

На занятиях целесообразно раскрыть значение активной музыкальной деятельности, в процессе которой развивается и закрепляется интерес к музыке. Родителей следует учить, что педагогически целесообразно организовывать домашнее музицирование ребенка (пение, слушание музыки, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку). Они должны знать, что у детей формирование вокальных мышц начинается только к 7–8 годам, а заканчивается лишь в 12–13 лет. Младшие школьники поют за счет натяжения голосовых связок. Поэтому родителям важно обратить внимание прежде всего на охрану детского голоса, т. е. на то, чтобы ребенок не пел слишком громко, не переходил во время пения на крик. Хорошо, если взрослые будут петь, но и постоянно стимулировать его желание проникнуть в содержание исполняемого.

Не менее важно создание дома благоприятного музыкального климата: родители должны показать детям, что их любимые музыкальные произведения доставляют им радость, удовольствие, вызывают бодрость, желание делать большие, хорошие дела улучшают настроение. Кроме того, на восприимчивую психику детей очень большое влияние могут оказывать яркие литературные образы. Семейные чтения доступных книг и рассказов о жизни музыкантов, их творчестве, отдельных музыкальных произведений, просмотр передач на музыкальную тематику (например, канала «Культура») помогут вызвать интерес детей к музыкальному искусству.

Большое внимание следует уделять посещению музыкального театра, особенно подготовительному этапу работы, методика которого может быть такой: краткая беседа о театре, оперном или балетном жанре; знакомство с музыкально–литературной композицией; ознакомление с образами литературы и изобразительного искусства, близкого спектаклю по теме и идее; зарисовка отдельных эпизодов будущего спектакля.

Очень интересными и полезными являются встречи с артистами театра, с композиторами и певцами. К каждой встрече нужно готовится заранее. Родители и дети готовят самые интересующие их вопросы о творчестве, о жизни музыканта, который должен быть на встрече. Гость в свою очередь готовит небольшой рассказ о своей жизни, как он стал музыкантом. Исполняет свои произведения (если он композитор), а если исполнитель, то показывает свой репертуар.

Привязанность ребенка к родителям и, главное – его доверие, стремление к постоянным и интенсивным контактам с ними позволяют взрослым в процессе педагогически организованной музыкальной деятельности активно формировать и развивать у него интерес к подлинно художественной музыке.

Роль семьи в процессе музыкального воспитания варьируется. Соотношение домашнего музыкального воспитания и обучения в общественных учебных заведениях также может принимать разные формы. Подобно другим сторонам формирования личности человека, семейное обучение музыке касается прежде всего начального, детского периода. На смену ему обычно приходит обучение в том или ином музыкальном учебном заведении. Но домашнее музыкальное образование может выполнять не только подготовительную, но и вспомогательную функцию (репетиторская работа с отстающими или недостаточно подготовленными к занятиям учениками), а также играть самостоятельную роль.

Литература

1. Латышев, О. Л. Педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей: дис. …кан. пед. наук / О. Л. Латышев. – Калуга, 2002. – 158 с.

2. Матвеева, Л. Роль семьи в организации процесса музыкального образования ребенка / Л. Матвеева // Искусство и образование. – 2002. – № 4. – С. 40–45.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы