Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2009 Социум как среда существования личности (Секция 2) Феномен толерантности в условиях современного межкультурного взаимодействия (Боярчук Татьяна Николаевна )

Боярчук Татьяна Николаевна

Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

Феномен толерантности в условиях современного межкультурного взаимодействия

Специфика существования человека как социального существа связана с тем, что его формирование и дальнейший процесс функционирования возможен только в процесс совместного проживания, в итоге которого происходит процесс социализации. Особенностью социального уклада жизни людей является необходимость их взаимного сосуществования, которое реализуется в различных сферах повседневного взаимодействия: политической, экономической, правовой, религиозной, этнонациональной, художественной и др. Разнообразие этих сфер тесно связано и с конкретными условиями развития и существования человека на каждом из исторических этапов, что характеризуется особенностями занимаемой экологической ниши, социокультурного уклада, способов жизнедеятельности, социально–политических и экономических условий и т.д.

В силу социокультурных и индивидуальных особенностей, вследствие своеобразия условий жизни люди по–разному видят и слышат, у них разные ценности, жизненные установки и системы верований, что может провоцировать напряженность и конфликтность при взаимодействии. Но специфика социально–исторического развития людей такова, что они стремятся к целостности и взаимопониманию своего существования в процессе коммуникации. И тут особую важность приобретает определение и поиск того феномена, который объединяет людей в рамках единого социокультурного пространства. Основой для конструктивного взаимодействия может выступать идея толерантности как необходимое условие бесконфликтного сосуществования. Решение проблемы толерантности нужно искать в конкретных видах социализации людей, в их специфике, вырастающей из этнонациональных, социокультурных и субкультурных традиций.

В последнее время в современной научной среде проблеме толерантности уделяется достаточно много внимания. Проводятся конференции, издаются монографии, научные публикации, организовываются специальные программы, так или иначе затрагивающие феномен толерантности. Феномен толерантности – одна из актуальнейших тем современности, привлекающая внимание ученых из разных областей знания, как в социо–гуманитарных науках – этнической, кросс–культурной и политической психологии, социологии, философии, культурной антропологии, так и в естественных, в том числе в генетике, биологии, медицине.

Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия имеет для современного общества особую актуальность. Это обусловлено тем, что современный мир, стремительно осваивая многоуровневое пространство межкультурных отношений, актуализирует потребность в изучении этнонациональных особенностей поведения и навыков эффективной межкультурной коммуникации субъектов, составляющих единое социокультурное пространство. Проблема толерантности привлекает к себе пристальное внимание исследователей в связи с современным процессом глобализации, так как он представляет собой идеальную модель относительной универсализации этнокультур единого региона. Разработка данной проблемы имеет существенное значение для более глубокого понимания современной ситуации в условиях взаимодействия на глобальном и региональном уровнях.

На пороге XXI века проблема толерантности приобрела особую актуальность в связи с процессом глобализации, сталкивающей цивилизационные, религиозные, национальные и этнические идентичности различных культур и народов. Поэтому на сегодняшний день весьма актуальным является:

1) теоретическое осмысление толерантности как многофакторного и многогранного явления;

2) анализ теоретических исследований в связи с изучением повседневного мира людей;

3) формирование толерантного сознания у людей, объединенных в рамках социокультурной общности.

Основным понятием нашего исследования является «толерантность», поэтому необходимо обратиться к его этимологии для прояснения сущности этого неоднозначного феномена. Исходя из существующих лингвистических переводов понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости». Так, с латинского «tolerantia», английского – «tolerance, toleration»; немецком – «toleranz»; французкого – «tolerance» обозначает как терпение.

Толерантность хотя и отождествляется с понятием «терпение», мы рассматриваем его как терпимость особого типа, которая имеет более яркую активную направленность. Поэтому в нашем понимании толерантность – не пассивное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости для взаимопонимания между этносами, социальными группами, с целью позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, этнической, религиозной или социальной среды. Активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости – основные компоненты понятия «толерантность».

Поэтому толерантность мы будем понимать как осознанно уважительную терпимость и искреннюю способность человека мириться с кем–либо, чем–либо, а также снисходительно относиться к кому–либо или чему–либо. Понимание толерантности как специфической психологической установки, ориентирующейся в процессе взаимодействия людей на уважительное восприятие иной этнической или религиозной самобытности, других культур, обычаев и образа жизни, показывает ее как высшую нравственную ценность. Связанная с процессом коммуникации, направленным на внутреннее самостоятельное психологическое преодоление или ослабление нетерпимости и неприятия отличающегося от своего (т.е. не похожего, иного) на уровне собственного менталитета, связанная с ослаблением реакции на какой–либо неблагоприятный фактор в межрелигиозных, межнациональных и, в целом, межличностных отношениях и стремлению к мирному сосуществованию и взаимопониманию, толерантность является необходимым условием сосуществования людей на различных уровнях жизнедеятельности.

Для определения специфики толерантности нам необходимо переосмыслить сам этот феномен во–первых, как тип отношений; во–вторых, как специфическая особенность человека; в–третьих, как форма саморефлексии.

1. Толерантность как тип отношений.

Рассматривая толерантность как тип отношений нам, прежде всего, необходимо отметить, что толерантность – это сложный и редкий феномен сосуществования людей по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» – тем, кто от нас отличается, а различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности. Поэтому для того, чтобы человеку комфортно существовать, необходимо формировать у него стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Способность человека, сообщества людей, государства слышать и уважать мнение других проявляется в стремлении к взаимопониманию и мирному сосуществованию, что предполагает установление толерантности как формы отношений.

2. Толерантность как специфическая особенность человека.

В связи с тем, что психология человека функционирует по общечеловеческим универсальным механизмам, во всей своей многоаспектности она будет иметь те сферы проявления, где социотипическое поведение той или иной группы людей найдет свою психологическую зону совпадения. Эта зона совпадения (этнотипические стили поведения, коммуникации, ценностно–смысловая сфера) будет основой толерантности в процессе взаимодействия и единства общечеловеческих ценностей в многообразии межкультурных различий.

Толерантность является особым типом культурной ориентации, при котором ценности, связанные с высшими потребностями человека, являются доминирующими. Толерантность, формируемая воспитанием и образованием, спецификой менталитета, в конечном итоге подчиняет все частные и узкокорыстные цели высшим надындивидуальным, общечеловеческим ориентирам. Поэтому не вызывает сомнения, что терпимость, взаимоуважение, понимание, формируемые воспитанием и образованием, должны стать универсальными ценностями. Разнообразие и богатство мнений и позиций, вариативность решений и развития, многообразие культурных традиций – сущностные характеристики отношений современности.

Чтобы гарантировать толерантность в качестве принципа совместной жизни и взаимоуважения между представителями взаимодействия следует ее признавать как основной долг и как собственную потребность, посредством установления ее как позиции сосуществования.

3. Толерантность как форма саморефлексии.

Мы становимся или учимся быть толерантными, постепенно осознавая необходимость саморефлексии и самопознания. Современная социокультурная коммуникация направлена сегодня на то, чтобы спровоцировать нас быть активными, думать, понимать, разгадывать семантические загадки, а посредством постижения субъективного мира другого, находить себя. Для этого рассмотрим саму суть феномена толерантности в рамках феноменологического анализа повседневности, т.е. современного понимания толерантности в рамках феноменологии, посредством описания явлений в том виде, как они проявляются в воображении человека, в его сознании.

Структурирование этнических форм взаимодействия определяется не только ментальностью этноса, но и жизненным миром – повседневностью – и изучение ее, с одной стороны, уводит в сферу либо образа жизни, либо не осознаваемых коммуникативных взаимодействий. Понимание происходящих процессов межэтнического взаимодействия в современном мире связано с необходимостью более глубокого анализа механизмов сохранения и функционирования этноса и характеристики специфической формы взаимодействия между этногруппами, которое, с одной стороны, направлено на формирование внутренней самоизоляции, а с другой – расширению контактов во вне.

Толерантность – это способность к диалогу, которая достигается в процессе познания мира и себя, что возможно лишь при наличии Другого. Таким образом, диалог является необходимым условием развития, как интеллектуального (без способности, прежде всего, воспринимать, вбирая в себя единицы социального опыта, невозможным было бы развитие мышления человека), так и личностного, духовно–культурного, связанного с самой спецификой существования человека.

Именно в процессе взаимодействия людей обнаруживается смысл, процесс и механизм диалога как результат отражения предмета в «другом», либо только в функционировании происходит становление смысла, феноменизация явления. М.Бахтин, обращаясь к феноменологическому анализу феномена диалога, пытается показать способ взаимоотношений миров «Я» и «Другого». Философ утверждает, что «Другой» значителен не потому, что он такой же как «Я», но потому, что он другой. Этот «Другой» обогащает в итоге бытие. В диалоге двух субъектов, цель которого – не соединиться, так как между субъектами остается пространство, где могут совершаться различные метаморфозы. Данную напряженную дистанционность невозможно преодолеть, да и этого не надо, так как это пространство мысли, которое, отделяя нас от другого субъекта, позволяет каждому, не становясь другим, выйти из своих прежних рубежей. Быть другим – это привилегия и «Я», и «Другого». «Я» – нечто другое, чем «ты», значит, мы оба находимся в привилегированном положении.

В процессе взаимодействия важно учитывать тот факт, что каждый человек смотрит на мир через призму своих установок, которую формирует мировоззрение, язык, контекст культуры, определенная парадигма и т.д., и от которой невозможно освободиться. Попытка смотреть одновременно с нескольких позиций похожа на попытку наблюдать предмет сразу из нескольких точек, однако, реально возможна и необходима в данный момент только одна точка зрения. Так как невозможно освободиться от своей призмы или перейти полностью в ситуацию «Другого», возникает необходимость диалога. Таким образом, в процессе диалога культур не предусматривается возможность полной идентификации, но предполагается возможность сближения культур. Приближаясь к «Другому», наблюдая и пытаясь его понять, важно всегда помнить высшее предназначение мирной культуры взаимодействия, благодаря которой и опираясь на которую совершается понимание и диалог, без чего невозможно установление культуры толерантности, задача которой понять, принять, а не раствориться в «другом».

Толерантность как осознанная установка на принятие «Другого» через обратное допущение такого же отношения, позволяет сохранить относительную стабильность в обществе, объединяющем различные этнические культуры. Так в процессе межличностного взаимодействия толерантность исходит из признания «Другого» как свободной и равноправной личности, способной формировать свои собственные убеждения, жить в соответствии с ними самостоятельно или совместно с единомышленниками, исходя из того, что это право не причиняет вреда и остальным. При этом она (толерантность) выступает не как самоцель, а как условие сосуществования.

Толерантность есть не только нравственная характеристика отдельного человека, но и специфическая технология взаимодействия людей, которая обеспечивает достижение целей через уравновешивание интересов, убеждение различных сторон в необходимости поиска взаимоприемлемого решения. Толерантность проявляется в праве всех индивидов быть различными, а также в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, в уважении к разнообразию различных мировых культур, готовности к сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Поэтому формирование у человека толерантных установок через обучение его к конструктивному диалогу, способам ведения переговоров, умению слушать и уважительно относиться к другой точке зрения – проблема современного общества.

Культура толерантности представляет собой неотъемлемую часть общей культуры личности. В соответствии с декларацией принципов толерантности, которая была принята ЮНЕСКО в 1995 году, толерантность рассматривается как ценность и социальная норма гражданского общества. В Декларации подчеркивается, что конструктивное взаимодействие людей и социальных групп с разными ценностями может быть достигнуто на основе формирования установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, выработки навыков позитивного межкультурного взаимодействия.

Таким образом, понятие «толерантность» по смысловой насыщенности значительно шире, нежели просто «терпимое отношение». Это своеобразная этическая доктрина современности, претендующая на центральное место в «оси координат» XXI века. Людям, живущим в эпоху стирания нравственных, этнических, религиозных и иных границ, нужна новая философия, открытое и понимающее сообщество.

Красовская Наталья Николаевна

Государственный институт управления и социальных технологий БГУ (г. Минск)

Теоретические концепции социальной работы, их специфика и роль в человекозащитной деятельности в Республике Беларусь

Современная система социальной защиты Республики Беларусь существенно меняет свой облик, постепенно освобождаясь от устаревших стереотипов и формализованных подходов, адаптируя лучшие образцы отечественного и зарубежного опыта. Экономические, социально–политические перемены в обществе поставили вопрос не только в плане практического решения проблем социальной защиты населения, но и теоретических концепций, которые обобщили бы накопленный мировой опыт, высказали бы рекомендации по совершенствованию социальной работы.

Заметим, что социальная защита с самого своего зарождения привлекала внимание многих исследователей разных направлений, особенно психологов и социологов, педагогов и управленцев. Поэтому на ее развитие сегодня оказывают влияние мировые теории, отражающие эволюцию научных поисков, а также изменения в содержании и практике социальной работы. Прежде всего, это такие модели, как социолого–ориентированные, психолого–ориентированные и комплексно–ориентированные. Каждая из них демонстрирует наличие связей с соответствующими науками о человеке (социологией, психологией, педагогикой и др.), использует свои формы и методы воздействий на личность, группу, разрешая их социальные проблемы.

Социолого–ориентированные теории и модели направлены преимущественно на так называемую структурную социальную работу, прежде всего, озабочены оптимизацией деятельности учреждений социальной сферы, повышением эффективности социальной политики в целом, а это значит улучшением социальных предпосылок, условий осуществления социальной работы. Главными формами, методами социальной работы здесь выступают: социальный контроль за поведением представителей различных групп населения, особенно групп риска, оказание помощи клиентам в том, чтобы они сами нашли свое место в жизни. В качестве механизма здесь выступает разработка различных социальных проектов, программ, в которых участвуют как социальные службы, так и сами группы нуждающихся. Модель социолого–ориентированной социальной работы имеет несколько подмоделей: «модели жизни» в экологической теории; «социально–радикальная модель»; «марксистская модель».

Психолого–ориентированные теории и модели социальной работы главной целью считают задачу помощи клиентам в развитии собственных усилий по изменению ситуации, возникшей на личностном или социальном уровне, оптимально использовать свои личностные и социальные ресурсы. Частные модели: «экзистенциальная модель», «гуманистическая модель».

Комплексно–ориентированные теории и модели. Здесь выделяют несколько частных моделей: «ролевая теория»; «социально–педагогическая модель»; «когнитивная модель».

Итак, развитие теоретических основ социальной работы делает очевидной ту истину, что настала пора отойти от зауженного понимания социальной защиты и рассмотрения ее только как социального обеспечения, социальной помощи, заботы государства о людях, попавших в сложные ситуации. Социальная защита сегодня – это и профилактическая работа, и в целом работа во всех структурах и направлениях социальной политики, социальной сферы.

Формирование современной национальной модели в Республике Беларусь базируется на использовании тех концептуальных посылок каждой из названных моделей, которые в наибольшей мере соответствуют белорусскому менталитету и могут быть адаптированы с учетом происходящих в республике перемен и социально–экономических сложностей.

Прежде всего, национальная модель организации социальной защиты тяготеет к социолого–ориентированной модели, основывающейся на признании особой роли социальной политики, создании условий, предпосылок эффективной социальной работы среди различных категорий нуждающихся, а также формирование и опора на структурные компоненты системы, оптимизацию деятельности учреждений и организаций социальной сферы и социальных работников.

В соответствии с этими концепциями в республике идет поиск наиболее эффективных организационно–управленческих построений системы социальной защиты, совершенствуется деятельность ее структурных подразделений, разворачивается подготовка профессиональных кадров социальной сферы. Происходящие перемены в экономике, политике, духовной сфере, расширение пространства социальной защиты в Республике Беларусь, как и в других государствах СНГ, повлекли за собой существенные перемены в системе социальной защиты населения. Появились новые формы работы с различными группами населения, активно стали развиваться негосударственные формы социальной помощи, четко обозначилась социальная направленность всей государственной политики, осуществляется принцип адресной помощи и др.

Современные концептуально–теоретические подходы к проблемам содержания социальной защиты населения обусловливают соответствующие перемены в ее организации, управлении, и прежде всего в обеспечении системного подхода. Исходным здесь является понимание того, что система современной социальной защиты включает: социальную защиту процесса формирования и развития личности, начиная, естественно, с молодежи; социальную защиту среды формирования и развития личности; социальную защиту прав человека, и в первую очередь молодого человека; целевую социальную защиту, постоянную и краткосрочную реализацию определенных социальных программ и т.д. Важно заметить, что каждое из этих направлений представляет собой достаточно сложный комплекс задач, мер, методик, и, конечно, действий социальных структур на разных уровнях.

Организация деятельности социальных служб играет исключительно важную роль в повышении эффективности социальной работы. Внедрение научных основ управления социальной сферой выступает одной из актуальных задач теории и практики социальной защиты населения.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Снять гостиницу в барнауле аренда квартир снять.