Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2009 Личность- субъект общественных отношений (Секция1) ПРОБЛЕМЫ СовРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА КРИЗИС ДУХОВНОСТИ И ИСКУССТВА (Хмара Анатолий Владимирович)

Хмара Анатолий Владимирович

Белорусский торгово–экономический университет потребительской кооперации (г. Гомель)

ПРОБЛЕМЫ СовРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: КРИЗИС ДУХОВНОСТИ И ИСКУССТВА*

События, происходящие в мире, свидетельствуют о том, что человечество постепенно уничтожает себя физически и духовно. Наше общество не остается в стороне от надвигающейся катастрофы. Возможно, я говорю здесь слишком категорично. Возможно, никакой катастрофы не предвидится. Я искренне был бы рад тому, если бы мои слова оказались всего лишь «гласом вопиющего в пустыне». Но, взглянув на мир широко открытыми глазами, можно увидеть приближение нарастающей лавины человеческих пороков, способных смести на своем пути все самое лучшее, чистое, что еще сохранилось в нашей жизни.

Я не собираюсь говорить о современном экономическом кризисе. Он всего лишь следствие порочных интересов сильных мира сего, усиливающее тенденцию нравственного падения людей. Кучка олигархов, обладающая финансовой и политической властью, развращает их, невольно толкая на различные преступления. Особенно податлива к противоправным действиям молодежь. Разумеется, далеко не вся. Однако следует признать этот очевидный крен в сторону нравственной деградации. Действительно, посмотрев на то, как живут в олигархических кругах, молодые люди, не приученные с детства к труду, стремятся вырваться из бедности, своего стесненного материального положения или иных жизненных обстоятельств, которые их не устраивают. Выход же из создавшейся ситуации они нередко реализуют путем преступления, и, бывает, при этом страдают ни в чем не повинные люди.

Мы умиляемся, выступая по радио или телевидению, говоря о прекрасных делах современной молодежи. Да, есть такая молодежь. Я этого не отрицаю. Но пройдите вечером вдоль жилых домов, и Вы увидите, как на скамьях у подъездов в окружении ребят сидят с сигаретами в зубах юные девицы, зачастую в их руках – одноразовые стаканчики, наполненные пивом. Я часто наблюдаю такую картину: в разбитом парке рядом с двумя школами молодые мамы и папы, подойдя с колясками к скамье, тут же усаживаются на нее, выставляют бутылки с пивом и вином, выкладывают пачки сигарет и приступают к трапезе. Милиции рядом не видно. Почему такое происходит? Однозначного ответа на поставленный вопрос мы не найдем. И все–таки многое вырисовывается, когда начинаешь осмысливать и сопоставлять различные стороны нашего бытия.

Мыслители прошлого видели прямую зависимость духовно–нравственного состояния общества от частной собственности, порождающей алчную погоню за богатством и социальное неравенство. Она дает возможность превращать население в рабочую силу «элитной» прослойки. Элита, в свою очередь, диктует обществу свои интересы, потребности и вкусы. Тот, кто обманным путем (подлогом, служебным положением и т.д.) завладел огромными состояниями, не стремится к тому, чтобы осознать свое греховное падение. Нередко политики и представители органов власти смотрят на происходящее сквозь пальцы, порой, оказывают современным нуворишам помощь в виде кредитов, предоставления льгот и высоких должностей.

Да, что бы ни говорили в защиту частной собственности, она, в конечном счете, неизбежно приводит к социальной поляризации, с усилением которой общество и деградирует. В нем рождаются такие явления, как убийства, торговля детьми, проституция. В таком обществе все начинает измеряться не совестью и бескорыстием, а золотым тельцом, опустошающим человеческую душу. Искусство в нем пронизывается духом сатанизма. Всевозможные шоу, проводимые на разных уровнях, подчинены законам бизнеса. На подиум в борьбе за звание «мисс модель» поднимаются даже дети и подростки.

Следует наполнить культуру и искусство духовностью, но для этого человек должен думать меньше всего о себе. Он призван изменять себя как личность, делая установки на служение людям. Смысл человеческой жизни заключается в стремлении преодолеть корыстные интересы, сладострастные и прочие похоти. Жить в дурмане похотливости и увеселений есть не что иное, как непонимание человеком цели своего существования, бескорыстного служения Отечеству и народу.

Элементарные принципы духовно–нравственной направленности культуры в целом и искусства, в частности, далеко не всегда соблюдаются. Художник устремился к свободному самовыражению – фантазии, эгоистичной позиции, приемам, позволяющим чрезмерной экстравагантностью удивить слушателя и зрителя. Опасность кризиса заключается еще и в том, что деятели эстрады бездумно перенимают образцы и формы западной, во многом чуждой нам культуры. Попустительство со стороны государства и общественных организаций по отношению к такому явлению может привести к духовно–нравственной деградации всей нации.

В последние годы в различных видах искусства ощущается идейная бедность. Многие писатели, поэты, композиторы, художники считают, что это результат творения «свободного» искусства. И таким искусством для них становится поп–арт. Он подчинил себе телевидение и кино, литературу, театр и музыку, декоративно–прикладное искусство и моду. Как считают некоторые культурологи, по телевизионным каналам ежедневно осуществляется около 90% всех передач, несущих развлекательный характер. Многие из них наполнены обыкновенным цинизмом, проповедью секса, оправданием богемы современных «звезд». Фактически такие же функции выполняет киноискусство. По крайней мере, в ряде сериалов нам показывают «добрых» бизнесменов, неизвестно где и как получивших богатства, оправдывают свободную любовь и сожительство. Курение становится фоном и стержнем поведения героинь кинолент, шаблоном, штампом, с помощью которого делается попытка подчеркнуть переживание (реакцию на что–либо) героини фильма. Видимо, у режиссеров и артистов отсутствуют иные средства, позволяющие поверить зрителю чувствам действующего персонажа. Все эти шаблоны, хотим мы того или нет, делают похожими многочисленные картины одна на другую. Словом, киноискусство переживает кризис.

В литературе наблюдается та же тенденция. На протяжении столетий произведения этого вида искусства всегда наиболее полно заключали в себе духовно–нравственные идеи. Вспомним «Слово о полку Игореве», «Задонщину» или поэму Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», «Русский характер» А. Толстого, тысячи иных произведений! Именно в литературе читатель имел возможность проследить образ героя во времени, поставить себя на его место, подражать ему в поступках и деяниях. Мы знаем, что с именем Павки Корчагина в Великую Отечественную войну шли на врага советские солдаты. И побеждали его.

Что же мы видим сегодня? Появилась масса низкопробной, пошлой, циничной литературы. Происходит смена духовных ценностей. Нравственная позиция в отношении различных проблем общества подчас отсутствует или искажается. Читателю навязывают новых героев – бизнесменов, бандитов, борцов против большевиков и коммунистов. Авторы не задумываются над тем, что большевиками и коммунистами были, как правило, самые преданные Отечеству, честные и порядочные люди. Именно они строили города и заводы, поднимали целину, шли в первых рядах на войне, заслоняя собой стариков и детей, спасая мир от фашистского гнета.

В последние годы некоторые политики, преследуя корыстные цели, стремятся вдолбить в сознание миллионов, что все было наоборот. Коммунисты и фашисты, по сути, – это одно и то же. Именно в таком духе не однажды выступал господин В. Жириновский и ряд представителей «Единой России». Как мне думается, переносить действия отдельных большевистских (коммунистических) вождей и лидеров на великий народ – в высшей степени безнравственно.

Сегодня среди приоритетных жанров – юмор и сатира. Многие писатели–юмористы не сходят со сцены. Бормочут что–то, не отрываясь от текста, и выдают примитивные диалоги и монологи за искусство, литературное творчество. Некоторых из них называют «классиками». Правда, тонкого юмора в выступлениях этих классиков очень мало. Исключение, как мне кажется, составляют юмористические анекдоты Михаила Задорнова.

Происходит перекос в музыкальном искусстве. Классика, не говоря уже о народной музыке, отошла на задний план. Ныне процветает популярная эстрада, причем в своем самом низкосортном качестве. Большинство эстрадных песен не содержат ничего высокоморального и идейного. Исполнителям не требуются вокальные способности, нужны лишь спонсоры, реклама и технические средства для красочных шоу, в которых сценический образ создается не содержанием текста, не красками голоса, а приемами пошлого эротизма. На эстраде почти не появляется новых певцов и певиц, такого уровня, как Георг Отс, Юрий Гуляев, Виктор Вуячич, Иосиф Кобзон, Сергей Захаров, Ярослав Евдокимов, Майя Кристалинская, Анна Герман и другие. Правда, иногда говорят о «золотых» голосах России. Но послушаешь эти голоса – и берет сомнение: можно ли их назвать «золотыми»? Иной раз слышатся разговоры о победах участников–патриотов в европейских конкурсах. Подобно Марку Твену, увидишь этих конкурсных героев, услышишь их пение и начинаешь сомневаться, задаешь себе каламбурный вопрос: почему мне не видно и не слышно того, чего не видно и не слышно?

Нередко по радио и телевидению звучат песни, наполненные какой–то бессмыслицей. Вслушиваясь в гнусавые, хриплые голоса, просто диву даешься, как могли допустить к микрофонам таких бездарных исполнителей, называемых «звездами». Серость, как ржавчина, разъедает пространство настоящего искусства. Попса стала доминировать в нем. При помощи телевидения формируются новые представления у молодых людей об эстетическом идеале и красоте. При этом очевидна парадоксальность: многочисленные «звезды», многие из которых, не обладая прекрасным даром Евтерпы, покровительницы поэзии и музыки, получают немыслимые, по сравнению с рабочими, специалистами сельского хозяйства и промышленности, учеными, художниками, талантливыми писателями и поэтами, доходы. Справедливо ли это? О какой справедливости может идти речь, если отдельным вокалистам за одно выступление дают несколько сотен тысяч рублей, а труженикам села, то есть тем, кто кормит их хлебом, эту сумму надо будет зарабатывать в течение 5–10 лет? Не безумство ли это современной эпохи? Кому на руку такие разбежки в доходах? Видимо, на уровне правительства и законодательных органов должна сформироваться система, решающая вопросы справедливого распределения народного богатства. Ее–то и нет.

Однако в России есть «звезды». Есть «фабрика звезд», своего рода инкубатор, производящий птенцов современных «звезд». Их много. К сожалению, они не горят, не светятся ярко. Они хрипят, блеют, имитируют пластику движений, прыгают, скачут на фоне живых человеческих конструкций и цветовых сполохов, отвлекающих внимание слушателя. Быть может, так и задумано: все эти гимнастические упражнения и всплески цветовых гамм компенсируют отсутствие или недостаток вокальных возможностей. В советское время слушали певцов, сейчас смотрят «звезд».

Пошлость и цинизм становятся неотделимыми свойствами социального искусства. Оказывается, порнографические «произведения» вызывают живой интерес в определенных кругах российского общества. Вне всякого сомнения, интересы этих кругов объясняются, в первую очередь, материальной выгодой. Это значит, что в них произошла духовно–нравственная деградация. Дальнейшее ее расширение, расползание по периферии приводит к ослаблению национальных традиций, оправданию распущенности и разврата. Поэтому необходимо создать законы, которые бы смогли ограничить не свободу, а беспредел, имеющий место в средствах массовой информации.

Что касается Беларуси, то следует отметить: в первое десятилетие XXI века страна, по сути, переживает подъем. Происходит развитие науки, которая органически соединилась с производством, обеспечивает и стимулирует его материально–техническую базу. Вступила в полосу реформирования система школьного образования. Появились новые типы учебных заведений: гимназии, лицеи и др. Значительные изменения претерпела высшая школа: абсолютное большинство институтов республики преобразовано в университеты. Общая тенденция в образовании связывалась с дальнейшей его гуманизацией. Однако происходящие «корректировки» вузовских программ свидетельствуют о том, что процесс гуманизации застопорился: существенно сократились часы фактически по всем общественным наукам, экзамены по ряду дисциплин заменились зачетами. В связи с этим хочу провести параллель: в 1950–60–е годы в Гарвардском университете читались курсы лекций о предыстории славян в составе общего курса «Славянские народности и культуры». Возможно, этот курс существует и поныне. Я думаю, он читался для того, чтобы узнать сильные и слабые стороны славянских народов. У нас же о славянстве в большинстве университетов лекции в данном направлении фактически не читаются. Можно говорить о единстве славянских народов, общности их культуры, но толку от этого будет мало. Необходимо знать историю и культуру славянства, а чтобы знать, необходимо ввести названный курс в вузовские программы.

Чрезмерный рационализм подминает под себя духовность. Это уже происходит на наших глазах, что неизбежно приводит к падению нравственных ценностей общества. Бескорыстие, взаимопомощь, человеческая доброта и чуткость могут смениться безудержной погоней за богатством, наслаждениями, стремлением к власти. Исчезновение духовной основы в конечном итоге чревато гибелью человечества, далеко не осознанной нами и потому не пугающей нас неизбежностью своего приближения.

Важно, чтобы совершенствовались нормативно–правовые основы культуры, была государственная программа ее функционирования и развития, осуществлялась всесторонняя поддержка со стороны государства деятелей искусства и т.д. Это само собой разумеющееся. Но главное заключается в том, чтобы акцентировать внимание в сфере культурной деятельности на духовно–нравственных аспектах.

В новых жизненных условиях, когда была провозглашена свобода слова, сняты многие табу и ограничения, а индивиду предоставлено право выбора творческого пути, мы воспрянули духом: наконец–то на отеческой земле нам посчастливилось стать свидетелями христианского Ренессанса. Люди потянулись к храму. Но, случается, что после духовного всплеска наступает его угасание. В этот момент мы начинаем задумываться над причинами, повлекшими падение духовно–нравственного начала в сознании человека и его поступках. С утратой христианской православной культуры селевый поток пороков может смести все на своем пути. Этот поток способен обрушиться на нас в любое время, и духовный апокалипсис не преминет поставить точку в историческом пути человеческих судеб. Колебания этой порочной селевой массы уже ощутимы. Мы наблюдаем это повсеместно. То, что происходит в России, начинает происходить у нас.

Посмотрим на эстраду, телевидение. Как и в России, у нас хлынул на сцену «звездный» поток. Большинство его представителей не обладают божьим даром – красивым и сильным голосом (я не говорю об оперных певцах и представителях старшего поколения!). Исключение составляют Анатолий Ярмоленко, Николай Скориков, Алеся и еще два–три певца – вот, пожалуй, и все. Так и хочется вновь процитировать Марка Твена. В самом деле, как можно слышать то, что не слышно, видеть то, что не видно.

Я помню победу белорусской девочки на Евровидении. Такие победы и события, связанные с ними, ребенка делают взрослым человеком, с его амбициями и самомнением. На мой взгляд, игра в «Евровидение», с духовно нравственной точки зрения, – опасная игра. Этот вопрос я только ставлю, но не рассматриваю.

Мне пришлось послушать пение одной девочки из Ново–Белицы (район Гомеля). Она выступала в нашем университете. Ей было примерно столько лет, сколько и победительнице «Евровидения». Но голос ее отличался от голоса победительницы, как небо от земли. Он был просто изумительным, красочным, чистым, светлым, мягким, теплым, не звенящим, не надрывающимся в стремлении покорить всех. Это был голос, данный Богом. Возможно, эта девочка станет оперной певицей. Не надо, чтобы ее называли «звездой». Разве нужно таланту быть одним из тех, кто рожден «фабрикой звезд»? Я думаю, она покорит человеческие сердца своим Божьим даром.

Буйство пороков не заставит себя долго ждать, если человек не повернется сердцем и душой к православию, религии, если все его помыслы будут направлены не на духовно–нравственное преобразование общества, а решение, главным образом, меркантильных вопросов, удовлетворение эгоистических потребностей. Такая эгоистическая психология, к нашему горькому разочарованию, принимает массовый характер. Я вновь отмечу парадоксальность нашей жизни. Раньше в советское «безбожное» время учили молодое поколение высоким идеалам, формировали в нем лучшие духовно–нравственные качества: добро, честь, совесть, долг, бескорыстие и т.д. В наше время эти регуляторы человеческого поведения уходят куда–то на задворки личностных ориентиров и устремлений.

В конечном итоге воспитательные просчеты могут вылиться в аномальные явления человеческого поведения (тяга к наживе, воровство, грабеж, обман, подлоги и т.д.). Вот здесь–то и может помочь нам обращение к религии, православию, его духовно–нравственным основам, его культуре. Поворот к православию не означает отхода и от современной светской культуры, если в ней стержневое место занимают подлинная человеческая свобода, любовь и уважение к человеку.

Inocent–Mбria V. Szaniszlу

Kosice Slovakia

Can we replace medical abortion at the end of pregnancy by infanticide («ending the life of a newborn»)?

This conference follows the first International Days of Bioethics of Strasbourg on dying and death rites where the question of death throughout medical, religious and social rites was thoroughly developed. Prenatal death and postnatal death which were not spoken of was the main topic of these 3rd International Days of Bioethics organised by European Centre of Ethics (Prof. Marie– Jo Thiel) in collaboration with the University of Lausanne. How to handle severe foetal pathology? Can we replace medical abortion at the end of pregnancy by infanticide («ending the life of a newborn»)? Is actively giving death and letting die the same thing from the ethical point of view? Difficult questions we cannot avoid for our humanity is at stake.

Koncom marca 25–28.3.2009 sa v Љtrasburgu, v tieni o tэћdeт neskфr konanйho summitu NATO, uskutoиnil III. roиnнk medzinбrodnэch dnн etiky, pod nбzvom „Keп sa konин rodiaci sa ћivot» (vљeobecnб situбcia bioetiky). Tъto konferenciu usporiadalo Eurуpske centrum pre vyuиovanie a vэskum v etike љtrasburskэch univerzнt (CEERE) pri novorodiacej sa Љtrasburgskej univerzite (dochбdza k zlъиeniu troch najvдиљнch univerzнt mesta) vedenэ dynamickou profesorkou Marie–Jo Thiel v spoluprбci s univerzitami Ћenevy (Centra љtъdiн techniky a legislatнvneho ohodnotenia Prбvnickej fakulty– CETEL) a Lausanne (Medzifakultnй oddelenie etiky– DIE). Pozvanie na tъto konferencie ponъkala aj medzinбrodnб sekcia spoloиnosti pre katolнcku teolуgiu.

Uћ avнzovanб tйma ponъkala veѕmi zaujнmavъ diskusiu medzi lekбrmi, prбvnikmi, oљetrovateѕmi, pфrodnэmi asistentkami, filozofmi a teolуgmi. Samotnб skutoиnosќ existencie ќaћkej patolуgie plodu pred narodenнm je skъљobnэm kameтom pouћitia eticko–morбlnych hodnфt v praxi. Fetбlna a neonatбlna medicнna totiћ prinбљajъ naozaj ќaћkй otбzky, a to tak pre rodiиov, ako aj pre lekбrov, oљetrovateѕov, teolуgov, filozofov a vlastne pre celъ naљu spoloиnosќ.

Otбzky, ktorй tбto tйma prinбљa, sъ naozaj delikбtne: aћ pokiaѕ je potrebnй reanimovaќ takto diagnostikovanэ narodenэ plod? Kto mб prбvo rozhodnutia pri zistenн ќaћkej zбvady plodu? Je moћnй zameniќ lekбrske preruљenie tehotenstva (potrat) za paliatнvnu starostlivosќ pri narodenн? Takisto po narodenн takйhoto plodu otбzky nestratia na nбroиnosti.

Na tieto otбzky sa pokъљali odpovedaќ odbornнci z viacerэch kontinentov. Uћ v prvэ veиer konferencia zaиala otvбracou prednбљkou Jean–Franзois Mattei, bэvalйho ministra zdravotnнctva a dneљnйho predsedu Иervenйho krнћa Francъzska v priestoroch veѕkйho amfiteбtra lekбrskej fakulty. Tejto prednбљke predchбdzala otvorenб debata obиanov, s viacerэmi odbornнkmi v oblasti bioetiky o sъиasnom stave tohoto odboru.

Samotnэ profesor Mattei ma prekvapil veѕmi kvalitnou prednбљkou, ktorб sa pokъљala jednoznaиne ukбzaќ na posvдtnosќ ћivota a ъctu k nemu. Zбroveт sa zmienil o stбle aktuбlnych, utilitaristickэch a ѕudskйmu ћivotu a jeho dфstojnosti nie celkom naklonenэch myљlienkach austrбlskeho profesora Petra Singera. Jeho nбzor, ћe narodenie dieќaќa je kolektнvnym podujatнm, bol naozaj dфleћitэ. V tomto kolektнve by mal maќ miesto nielen lekбr odbornнk a mnohн пalљн, vrбtane psychiatra, ale aj nбboћenskэ duchovnэ (prof. Fagioni). Takisto nбzor, ћe narodenie kaћdйho dieќaќa prinбљa jedineиnъ osobnosќ, bol hodnэ pozornosti. Prof. Mattei dodal, ћe dieќa pred narodenнm je neodluиiteѕnй od svojich rodiиov a uvaћovaќ o zбujme dieќaќa bez zohѕadnenia zбujmu jeho rodiиov je absurdnй. Tъћba po dieќati musн byќ tъћbou po reбlnom dieќati, ktorй naozaj prнde na svet, a nie po rodiиmi vysnнvanom ideбle (chбpanie ћivota ako daru).

Пalљie dni sa niesli v znamenн tэchto tйm:

1. Narodenie bez ћivota

2. Bytie bez narodenia

3. Riziko a nepredvнdateѕnosќ pred narodenнm

4. Narodenie sa a иo пalej…

5. Narodenie sa a sprevбdzanй zomieranie.

Celъ konferenciu je moћnй sledovaќ aj teraz na internete, pretoћe bola nahrбvanб pre novэ televнzny kanбl Canal Ethique TV na www. ethique–alsace.com. Ja, ako etik a moralista, by som sa v tejto reportбћi zameral len na niektorй dфleћitй myљlienky, dokonca aj spфsoby myљlienkovэch postupov.

Konferencia bola veѕmi dфleћitб pre porovnanie legislatнvy viacerэch eurуpskych a mimoeurуpskych krajнn. Mбlokto vedel, ћe mnohй krajiny umoћтujъ legislatнvne previesќ umelй preruљenie tehotenstva иasovo aћ do termнnu pфrodu. Takisto prбvny status nenarodenйho a narodenйho dieќaќa sa v eurуpskej legislatнve hodne lнљi a filozoficko–teologicky je dosќ neakceptovateѕnэ. Sъиasne vљak prichбdzajъ modernй otбzky ћalovateѕnosti lekбrov za „donosenie takto postihnutйho dieќaќa», dokonca aj zo strany dieќaќa, ktorй ћaluje za takto ћitъ kvalitu ћivota, ktorъ by ћiќ nemuselo, keby sa povinne vykonбvala prenatбlna diagnostika, a pod. Nбzor belgickйho pediatra, prof. Luca Roegiersa, o umelom preruљenн tehotenstva ako skutku lбsky v utrpenн, bol takisto pre kresќanskйho иloveka zarбћajъci.

Na nebezpeиenstvo manipulбcie s ѕudskэm ћivotom a zбsadnй filozofickй otбzky upozornil hlavne Dominique Folschied, profesor filozofie z univerzity Marne–la–Vallйe. Napriek tomu, ћe vystъpil ako filozof, prekvapivo veѕmi dфrazne pripomenul evanjeliovй posolstvo a slovб Jeћiљa Krista v zбvere svojej prednбљky.

Takisto uhol pohѕadu svetovэch nбboћenstiev bol veѕmi prнќaћlivэm momentom. Postupne sme sa dozvedeli nбzor ћidovskйho rabнna a љpecialistu z Inљtitъtu Pouah v Jeruzaleme Benjamina Davida, ako aj nadkonfesnэ kresќanskэ pohѕad profesora etiky z Lausanskej univerzity Alberta Bondolfiho a nakoniec aj moslima a lekбra Sadeka Beloucifa, bэvalйho иlena konzultatнvnej nбrodnej etickej komisie Francъzska. Z mфjho pohѕadu, tieto dфleћitй myљlienky boli vypovedanй dosќ predиasne, vzhѕadom na nбslednй praktickй prednбљky z prostredia klinнk. Prбve po mnohэch nбzornэch prнkladoch by sa skфr ћiadalo zaujaќ teoreticko– hodnotovй stanovisko. Иasto bolo totiћ poиuќ nбslednъ kritiku teolуgov a filozofov na slovnй spojenia ako „rodiиovskэ projekt», kvalita ћivota, a pod.

Najviac zaujнmavou bola konfrontбcia niekoѕkэch nбrodno–etickэch љkфl pohѕadu na zodpovednosќ pri rieљenн danэch problйmov. Takto vystъpenie francъzskej љkoly v podani Francisa Golda, profesora pediatrie z Parнћa poukбzalo na vэraznй nedostatky, oproti љvajиiarskej љkole, ktorъ prezentoval Sergio Fanconi z Lausanne. Jednoznaиnй љvajиiarske rieљenie, ktorй spoинva v jasnom rozhodnutн rodiиov, ostro kontrastovalo s rozhodnutнm lekбrov len vo Francъzsku, aj keп uћ aj tбto љkola pracuje v zmysle љvajиiarskej lнnie. Nakoniec nбzor americkej љkoly, ktorб vћdy veѕmi silne bojovala za prбvo na ћivot dieќaќa a kde rozhodnutie nemфћe byќ ponechanй ani len na samotnэch rodiиoch, ale aj na dieќati, na ktorom sa mб vykonaќ abortus predniesol Marc Mercurio, profesor pediatrie z Univerzity v Yale.

Mrazivosќ bola v sбle vљak citeѕnб po prednбљke dekana a profesora pediatrie z univerzity v Groningene v Holandsku Pietra Sauera, ktorэ apeloval na odstrбnenie bolesti, a teda skorй umelй ukonиenie takйhoto ћivota, dokonca eљte v lone matky (dieќaќu sa takto pichne injekcia smrti a matka, dopredu upozornenб, ho takto porodн o niekoѕko tэћdтov mаtveho…).

Samozrejme, ostatnй nemenej zaujнmavй vystъpenia si mфћete pozrieќ vizuбlne na uћ vyљљie menovanej internetovej strбnke. Pre mтa ostбva dodaќ uћ len malъ poznбmku: nie je dnes pre nбboћensky orientovanэch vedcov jednoduchй viesќ dialуg s lekбrskym prostredнm. Ani dialуg na rovine prirodzenйho zбkona nie je ѕahkэ. Predsa vљak cнtiќ zбujem tejto komunity o spoloиnй hѕadanie pravdy. Preto je veѕmi dфleћitй uskutoиnenie takйhoto stretnutia, kde prнdu naozaj vљetci, иi sъ pro life, alebo utilitaristi, prнpadne inйho presvedиenia. Takэto dialуg vљak pomaly nie je moћnэ, ak sa uskutoиnн na nбboћenskej (v naљom prнpade katolнckej pфde). Иastй len konfesnй konferencie oslabujъ schopnosќ poиъvaќ druhъ stranu, a takto dokбzaќ pre dneљnъ inteligenciu hѕadaќ sprбvne argumenty. Predsudky z oboch strбn sъ skoro neprekonateѕnй a predиasnй nбboћensky podloћenй argumentovanie bolo aj na tejto konferencii vэrazne a hluиne odmietnutй. Ostбva teda trpezlivб prбca na spoloиnom stretnutн sa takto rozdielnych pozнciн. Chcem sa preto naozaj poпakovaќ prof. Marie– Jo Thiel (a aj prof. Matteimu a inэm) za takйto stretnutie a hlavne za spфsob dialуgu medzi иasto nezmieriteѕnэmi pozнciami. Pravda totiћ nie je moja, ani nikoho. Ten, kto je cesta, pravda a ћivot totiћ sбm prichбdza a nadvдzuje dialуg s bytosќami, ktorй sбm stvoril. Myslнm si, ћe len takouto cestou si dokбћeme aj u nбs na Slovensku zнskaќ dфveru odbornej, veѕmi иasto bezkonfesnej, lekбrskej obce.

Bibliography

1. Czarnecki, P. Marii Ossowskiej nauka o moralnoњci / P. Czarnecki. – Warszawa, 2006.

2. Czarnecki, P. Etyka / P. Czarnecki. – Warszawa 2006.

3. Czarnecki, P. Zarys etyki / P. Czarnecki. – Lublin 2008.

4. Czarnecki, P. Etyczne dylematy wspуіczesnoњci / P. Czarnecki. – Warszawa 2008.

5. Czarnecki, P. Etyka mediуw / P. Czarnecki. – Warszawa 2008.

6. Kowalski. W. Wioski dzieciкce SOS w њwiecie I w Polsce 1949–1999 / W. Kowalski. – Kraњnik, 1999/

8. Czarnecki, P. Etyka, cele, zadania i funkcje, w: Filozofia bliїsza їyciu / P. Czarnecki. – Warszawa 2005.

9. Czarnecki, P. Etyka chrzeњcijaсska w zjednoczonej Europie / P. Czarnecki // Parerga. – 2006. – №2.

10. Czarnecki, P. Bioethics, sozology and modern ethical sub–disciplines / P. Czarnecki // Humanum Miкdzynarodowe Studia Spoіeczno–Humanistyczne. – 2008. – №1.

11. Czarnecki, P. Filozofia moralnoњci, bioetyka, sozologia oraz wspуіczesne subdyscypliny etyczne / P. Czarnecki // Choiсska, B., Konstaсczak, S., Olech, M. Filozofia wobec problemуw globalizacji. – Sіupsk, 2008.

12. Czarnecki, P. Die Ethik in Polen in den Jahren des Systemwandels / P. Czarnecki // Doctrina. 2005. – № 2.

13. Czarnecki, P. Ekumeniczne implikacje adhortacji Jana Pawіa II Ecclesia in Europa / P. Czarnecki // Biuletyn Ekumeniczny. – 2004. – № 2/130.

14. Czarnecki, P. O potrzebie studiowania etyki w: Ekofilozofia, bioetyka, etyka biznesu, Aktualne problemy wspуіczesnoњci / P. Czarnecki. – Siedlce 2004.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы