Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2009 Личность- субъект общественных отношений (Секция1) НОРМАТИВНЫЕ КРИЗИСЫ ВЗРОСЛОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ Я–КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ (Мех Татьяна Ивановна )

Мех Татьяна Ивановна

Белорусский государственный экономический университет (г. Минск)

НОРМАТИВНЫЕ КРИЗИСЫ ВЗРОСЛОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ Я–КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ

Сегодня одной из важнейших задач психологической науки является построение модели жизненного пути личности. Однако если относительно особенностей развития личности ребенка накоплен огромный фактический материал, то данных, касающихся особенностей развития личности в периоды взрослости, существует еще очень немного. До сих пор ведутся дискуссии по поводу оснований для выделения периодов и возрастных границ развития взрослых.

Разные авторы по–разному определяют границы взрослых возрастов. По мнению Ш. Бюлер, зрелость (взрослость) определяется возрастными границами от 25–30 до 45–50 лет и связана с достижением конкретных жизненных целей и самоосуществлением личности. Моргун В. Ф. и Ткачева Н. Ю. делят весь период взрослости на 7 основных этапов, первый из которых он называют эпохой юности (17–18 лет), а последний – эпохой непосредственно зрелости (40–55 лет). В периодизации канадского ученого Д. Ливенсона представлено 7 периодов взрослой жизни личности, при этом средняя взрослость охватывает период с 29 до 42 лет, начинаясь и заканчиваясь переходными периодами (29–32 года и 40–42 года), между которыми находится стабильный период (33–39 лет) [2]. Исходя из анализа различных вариантов периодизации взрослых возрастов, можно предположить, что период средней взрослости находится в пределах от 30 до 40 лет.

Многие авторы, рассматривая периодизацию жизни зрелого человека, пишут о наличии в ней возрастных кризисов (переходных периодов), и о их необходимости для продолжения процесса развития. В процессе переходных кризисных периодов человек совершает важную духовную работу и приходит к пониманию того, что ему необходимо изменить в себе самом, чтобы строить дальнейшую жизнь на реальной основе [4].

Возраст средней взрослости начинается после прохождения личностью кризиса смыслоутраты [3] и завершается кризисом середины жизни. Мы полагаем, что чем ближе находится личность к критическому возрасту, тем ярче выражена рассогласованность между отдельными личностными характеристиками, повышается внутриличностная конфликтность, обусловленная теми или иными возрастными противоречиями, характерными для данного возрастного этапа. Критический возраст всегда связан с переоценкой ценностей, жизненных целей, а соответственно, и взглядов на самого себя, на собственные возможности. Особенно внутренним перестройкам подвержены интегральные личностные образования, такие как Я–концепция личности. Я–концепция есть система представлений индивида о самом себе, сопряженная с их оценкой, являющаяся результатом постоянного процесса осознания себя, своих характеристик в различных жизненных ситуациях [5].

Личностные образования не остаются неизменными в течение жизни человека, а претерпевают множество преобразований. Это касается и системы представлений личности о самой себе. Сам процесс осознания себя не может оставаться неизменным во времени по причине того, что по мере взросления человека происходит изменение и усложнение тех структур, которые участвуют в процессе отражения себя и окружающего мира.

Ф. Е. Василюк говорит о существовании двух видов кризисных ситуаций. Первый – те критические ситуации, которые могут серьезно затруднять реализацию жизненного замысла, но при этом человек может выйти из такой ситуации, сохранив свою самотождественность. Второй вид ситуаций – это кризис, который делает реализацию жизненного замысла невозможной, и результатом переживания этой невозможности является метаморфоза личности, принятие нового замысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа Я [1].

Анализируя проблему строения личности, А. Н. Леонтьев отметил, что в особенностях мотивационной сферы личности коренятся несколько типов личностных конфликтов, приводящих в определенных ситуациях к некоторой расщепленности самосознания, которая, по–видимому, выступает как неизбежный и необходимый для развития момент на некоторых возрастных этапах. Такое строение самосознания оказывается препятствием в выполнении личностью ее главной функции – служить способом (органом) интеграции психической и социальной жизни индивида. Обнаружение того, что прошлые действия, равно как и актуальные намерения и планы, не соответствуют жизненной цели, приводит к их обессмысливанию, особенно когда целый отрезок, а то и вся прожитая жизнь теряет свой смысл, так как становится очевидной ее оторванность от собственной жизненной цели. Вместе с утратой смысла жизни утрачивается и смысл «Я». Собственные качества и черты оказываются столь же ненужными и отчужденными, как и дела, которые этими чертами «обеспечивались». Возникает феномен, который можно было бы назвать феноменом «потерянного Я». Наконец, обнаружение бессодержательности собственной жизненной цели сталкивает человека с проблемой недостаточной нравственной, ценностной обоснованности собственного существования. Возникает феномен «неоправданного Я». Происхождение этих феноменов – расщепление самосознания, потеря себя и переживания неоправданности собственного «Я» – является результатом адекватной работы самосознания, а отнюдь не нарушений его работы [5]. Можно предположить, что такие состояния самосознания характерны прежде всего для личности, находящейся в некоторой критической точке своего жизненного пути, переживающей переломные моменты развития.

Таким же образом характеризуются внутренней конфликтностью и структурные элементы продукта самосознания – Я–концепции. Приближение личности к критическому возрасту характеризуется, по нашему мнению, возрастанием степени рассогласованности между структурными элементами Я–концепции. При этом можно рассмотреть следующие виды конфликтов внутри Я–концепции личности. Первый – конфликт между «реальным Я» и »идеальным Я» – именно этот конфликт ведет к переоценке собственных возможностей в различных сферах жизни личности (семья, профессия) и в результате к изменению жизненных планов, приближению их к более реальным, менее идеализированным по сравнению с этапом ранней взрослости. Второй – конфликт между различными аспектами временной представленности Я, то есть между «Я настоящим», «Я будущим», «Я прошлым», при этом для личности взрослого человека, как ни для какого другого возраста, важна максиамльная концентрация на настоящем, что способствует оптимальному раскрытию потенций личности на данном возрастном этапе. Еще одно понятие, характеризующее временной аспект Я–концепции – «возможное», или «потенциальное Я» – то, каким я, скорее всего, буду. Преодоление критического периода характеризуется переосмыслением ценностно–смысловых аспектов представлений о собственном «Я», а соответственно, и изменением отношений между структурными элементами внутри данной системы, приведением ее снова в относительно равновесное, согласованное состояние.

Исследование внутренней динамики таких интегральных личностных образований как Я–концепция, изучение специфики их функционирования на различных возрастных этапах, особенно в переходные, критические для личности периоды развития, может способствовать созданию целостной картины жизненного пути человека.

Литература

1. Василюк, Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. – М.: Изд–во Моск. универ–та, 1984. – 200 с.

2. Моргун, В. Ф. Проблема периодизации развития личности в психологии / В. Ф. Моргун, Н. Ю. Ткачева. – М.: Изд–во Моск. ун–та, 1991. – 84 с.

3. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 464 с.

4. Поливанова, Л. Н. Психология возрастных кризисов / Л. Н. Поливанова. – М.: Издат. центр «Академия»,2000. – 184 с.

5. Психология самосознания: хрестоматия. – Самара: Издат. дом «БАХРАХ–М», 2000. – 672 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы