Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2009 Личность- субъект общественных отношений (Секция1) Влияние уровня субъективного ощущения одиночества на степень социализированности в юношеском возрасте (Кобзев Роман Александрович )

Кобзев Роман Александрович

Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины

Влияние уровня субъективного ощущения одиночества на степень социализированности в юношеском возрасте

Социализацию человека можно представить как процесс приобретения им родовых качеств, благодаря которым он овладевает своей социальной сущностью. Именно социализация позволяет человеку выступать в роли субъекта различных видов деятельности, в качестве субъекта общения, наделенного интеллектом, сознанием, волей, способностью к деятельности.

Понятие социализации является предельно широким и включает процессы и результаты становления, формирования и развития личности на протяжении всей жизни. Социализация – это процесс и результат диалектического взаимодействия личности и общества, вхождение, «внедрение» индивида в общественные структуры посредством выработки социально необходимых качеств [1, с. 23].

Одним из предназначений человека ради продолжения гуманистической традиции является выполнение социальных обязанностей. Поэтому у каждого живущего должна быть возможность развиваться, понимать окружающий мир и получать знания, чтобы стать социально полноценной личностью. Социализация личности относится к числу актуальных проблем, над разрешением которых постоянно работает общество, независимо от его социально–экономического и культурного потенциала.

Границы юности связывают с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. К числу актуальных проблем социализации молодежи относятся вопросы социальной защищенности, приобретающие все большую остроту. Вопросы материального положения становятся просто кричащими. Они непосредственно влияют на социальное самочувствие молодых людей, возможности удовлетворения не только материальных, но и социально–духовных потребностей – одного из существенных компонентов социализации человека.

Наше представление о себе, в частности, основывается на взаимоотношениях с другими людьми. Отдельные личности и их поведение включаются в определенную систему ролей, обусловливая устойчивость и функционирование такой системы в целом. Характер социальных взаимоотношений влияет на самовосприятие личности. Индивиды, у которых утвердилось пессимистическое отношение к социальным взаимосвязям, подвергаются особому риску одиночества.

Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении. Одиночество также является серьезной проблемой, когда взаимоотношения не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными по отношению друг к другу. Одинокие люди, как правило, имеют мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или вовсе разорваны.

Одиночество – это не только трудное состояние, которого следует избегать. Одиночество, форма, так сказать, социального голода, как и дозированное физиологическое голодание, может быть и полезно и необходимо человеку как средство лечения души, восстановления себя, своей самости, средство самосовершенствования. Человеку необходимо периодически оставаться наедине с собой, со своими мыслями и чувствами, со своими сомнениями и тревогами, находить лишь в самом себе и слушателя, и собеседника, советчика и утешителя [2, с. 47–56]. Некоторые исследователи считают, что творческая работа требует уединения.

Таким образом, одиночество можно определить как переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Расстройство, которое вызывает данное переживание, часто побуждает человека к энергичному поиску средств противостояния этой болезни, ибо одиночество действует против основных ожиданий и надежд человека и воспринимается как крайне нежелательное.

Ощущение одиночества способно усиливаться или ослабляться в зависимости от динамических изменений в индивидуально принятых стандартах интенсивности нормального межличностного общения или широты контактов с людьми, на которые должен идти человек.

С одиночеством можно столкнуться в любом возрасте, но особо высокая степень риска испытать его характерна именно для юношеского возраста. Юность принято считать особенно трудным переходным периодом в жизни человека. Одним из важных аспектов перехода во взрослую возрастную группу является установление взрослых социальных взаимоотношений. Изучение одиночества среди людей юношеского возраста может выявить индивидуальные различия в факторах, способствующих их успешной социальной адаптации в течение важного переходного этапа в развитии.

Потребность в общении, в построении близких доверительных отношений с другими людьми относится к числу базовых потребностей личности. В молодом возрасте острое чувство одиночества способно стать причиной аддитивного поведения.

Одиночество может быть определено двояко – как недостаточное количество контактов с другими людьми и как недостаточная духовная и эмоциональная наполненность общения. Первый подход к определению одиночества фиксирует внешние атрибуты этого явления, в первую очередь физическую изолированность индивида от себе подобных. Второй подход уделяет основное внимание качественной, содержательной стороне общения и признает основным критерием одиночества степень удовлетворенности индивида своими отношениями с окружающими людьми [3, с. 143–149]. Одиночество, таким образом, понимается как особое негативное внутреннее состояние человека, которое может иметь место как в отсутствие контактов, так и при интенсивном, но поверхностном общении.

Одинокий человек сосредоточен на собственной личности и часто не способен адекватно судить о том, какое впечатление он производит на окружающих. По словам Хорни, он «не осознает, в сколь значительной степени его болезненная чувствительность, его скрытая враждебность, его придирчивые требования мешают его собственным отношениям» [4, с. 98].

Понятие одиночества связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный личностно неприемлемый для человека дефицит общения и положительных интимных отношений с окружающими людьми. Одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать с ними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изоляцию от них, то есть одиночество.

Степень испытываемого одиночества также не связана с количеством лет, проведенных человеком вне контактов с людьми; люди, всю жизнь живущие одни, иногда чувствуют себя менее одинокими, чем те, кому приходится часто общаться с окружающими. Одиноким нельзя назвать человека, который, мало взаимодействуя с окружающими, не проявляет ни психологических, ни поведенческих реакций одиночества. Главной задачей в данной работе является изучить уровень социализированности и уровень субъективного ощущения одиночества в юношеском возрасте. При проведении данного исследования, была использована методика изучения социализированности личности, разработанная М. И. Рожковым; а также методика изучения уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.

Объектом исследования стали студенты Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины в возрасте 19–23 лет. Объем выборки составил 60 человек.

Перед началом проведения исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: низкий уровень субъективного ощущения одиночества определяет высокий и средний уровень социализированности.

Для изучения уровня субъективного ощущения одиночества была выбрана методика Д. Рассела и М. Фергюсона. Испытуемым был предложен ряд утверждений. Необходимо было рассмотреть последовательно каждое и оценить их проявления применительно к их жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Результаты исследования показали, что у большинства респондентов был выявлен низкий уровень субъективного ощущения одиночества (см табл. 1).

В силу особенностей юношеского возраста, молодые люди наиболее остро переживают одиночество. Именно поэтому они стремятся к общению, легко идут на контакт с окружающим миром, высоко ценят дружбу. Юность – возраст роста силы Я, его способности проявить и сохранить свою индивидуальность; актуальны основания для преодоления страха утраты своего Я в условиях групповой деятельности или интимной близости, или дружбы. В связи с этим низкий уровень субъективного ощущения одиночества выявлен у абсолютного большинства испытуемых. Средний уровень субъективного ощущения одиночества прослеживается не так часто. Высокий уровень субъективного ощущения одиночества практически не имеет места. Для одинокого человека этот период жизни является опасным и его можно объяснить тем, что отношения близости, соперничества и борьбы переживаются в связи с людьми, подобными себе, со сверстниками. Это рождает предвзятость в отношениях, неприятие самого себя и других, это одиночество, за ним – страх перед близостью.

Таким образом, в юношеском возрасте преобладает низкий уровень субъективного ощущения одиночества. Средний уровень наблюдается значительно реже. Высокий уровень одиночества является нехарактерным для данной категории испытуемых.

Для изучения уровня социальной адаптированности была выбрана методика для изучения социализированности личности, разработанная М. И. Рожковым. Данная методика предназначена для выявления уровня социальной адаптированности молодежи. Респондентам предлагалось прослушать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием, выбирая один из пяти предложенных вариантов ответов («всегда», «почти всегда», «иногда», «очень редко», «никогда»).

Полученные данные свидетельствуют о том, что у большинства испытуемых средний уровень социальной адаптированности (см табл. 2).

 

Таким образом, результаты исследования уровня социальной адаптированности в юношеском возрасте представлены следующими данными: у большинства респондентов наблюдается средний уровень социальной адаптированности. Высокий и низкий уровни по данному показателю не являются ведущими в данный период жизни. Объяснить данную тенденцию можно тем, что в юности индивид стремится к сохранению равновесия между желаемым и достигнутым уровнями социального контакта.

Поставленная задача определялась следующим образом: изучить взаимосвязь степени социальной адаптированности и уровня субъективного ощущения одиночества в юношеском возрасте. Как видно из полученных первичных эмпирических данных, почти в половине случаев (43% респондентов) низкий уровень субъективного ощущения одиночества кореллирует со средним уровнем социализированности. Также выявлена взаимосвязь между средним уровнем субъективного ощущения одиночества и средней степенью социализированности (23%) и между низким уровнем субъективного ощущения одиночества и высокой степенью социализированности (20%). Взаимосвязи между средним уровнем субъективного ощущения одиночества и высокой степенью социализированности (8%), между низкими показателями по данным шкалам (3%) и между высоким уровнем субъективного ощущения одиночества и высокой степенью социализированности (3%) незначительны.

Взаимосвязи между средним уровнем субъективного ощущения одиночества и низкой степени социализированности, между высоким уровнем субъективного ощущения одиночества и низкой степенью социализированности, а также между высоким уровнем субъективного ощущения одиночества и средней степенью социализированности отсутствуют.

Из результатов проведенного нами исследования можно сделать выводы о том, что у большинства респондентов наблюдается средний уровень социальной адаптированности. Высокий и низкий уровни по данному показателю не являются ведущими в данный период жизни. Что касается уровня субъективного ощущения одиночества, то в юношеском возрасте преобладает низкий уровень по данному показателю. Средний уровень наблюдается значительно реже. Высокий уровень одиночества является нехарактерным для данной категории испытуемых. Почти в половине случаев (43% респондентов) низкий уровень субъективного ощущения одиночества кореллирует со средним уровнем социализированности.

В результате обработки полученных данных была частично подтверждена выдвинутая гипотеза: низкий уровень субъективного ощущения одиночества определяет высокий и средний уровень социализированности. В большинстве случаев низкий уровень субъективного ощущения одиночества определяет средний уровень социализированности.

В ходе изучения литературы было выяснено, что главным психологическим приобретением юношеского возраста является открытие внутреннего мира. Это событие вызывает много тревожных, драматических переживаний.

В юности наиболее остро переживается чувство одиночества, через которое проходят практически все девушки. Одиночество – тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны. В юности наиболее остро переживается чувство одиночества, через которое проходят практически все юноши и девушки.

В процессе социализации человек выступает в роли объекта и субъекта, социализация складывается как из формирования индивидуального, так и усвоения социального опыта. Таким образом, социализация – единственный путь формирования и развития личности; понятие адаптации многозначно и может рассматриваться, так же как и результат социализации личности, как ее адаптированность к тем или иным общественным или внутригрупповым условиям.

Литература

1. Весна, Е. Б. Проблема социализации и ее эффектов в развитии личности / Е. Б. Весна // Мир психологии. – 2001. – № 2.

2. Примак, Л. П. Одиночество / Л. П. Примак // Психические состояния / сост. и общ. ред. А. В. Кулешова. – СПб.: Питер, 2001.

3. Садлер, Ч. А. От одиночества к аномии // Лабиринты одиночества / Ч. А. Садлер, Т. Б. Джонсон; пер. с англ.; сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. – М.: Прогресс, 2008.

4. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени: самоанализ / К. Хорни. – М.: Прогресс–Универс, 1993.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы