Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2009 Личность- субъект общественных отношений (Секция1) ОБРЕТЕНИЕ СВОЕГО ГОЛОСА НА БЛАГО СЛУЖЕНИЯ ДРУГИМ (Александрова Светлана Александровна)

Александрова Светлана Александровна

Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина

ОБРЕТЕНИЕ СВОЕГО ГОЛОСА НА БЛАГО СЛУЖЕНИЯ ДРУГИМ

Два огромных потока создают творческую индивидуальность в искусстве. Один – идущий от действительности, от внешнего мира. Другой – от личности художника, его внутреннего мира. Их взаимодействие порождает в итоге тот эстетический продукт, который отражает сущностную многогранность самого художника, особенности стиля его творческого самовыражения. Сама действительность является первичным условием и предпосылкой возможности возникновения и существования разных точек зрения на мир, разных позиций и типов мышления. Один и тот же предмет либо жизненная ситуация различно преломляется в различных художниках и превращает свои различные стороны в столько же различных художественных подач. Это выражается прежде всего в том или ином понимании человека, концепции его личности. Ее становление предполагает, что художник сосредотачивает свое внимание на определенных сторонах жизни, выбирает в ней то, что наиболее соответствует его мироощущению, психологическому складу и особенностям биографии, которая сама, в свою очередь, во многом обуславливается реальностью.

Так постепенно обретает художник свой голос, свой почерк, свой стиль.

Ключевая задача современного человека, по мнению Стивена Кови, автора книги «Семь навыков высокоэффективных людей», состоит в том, чтобы обрести свой голос и вдохновить на обретение своего голоса других.

«Голос как уникальная личная значимость связан с талантом (вашими природными способностями и сильными сторонами), страстью (тем, что как правило придает вам силы, стимулирует, мотивирует и вдохновляет), потребностью (включая то, в чем окружающий мир нуждается достаточно, чтобы заплатить вам за это) и совестью (тем тихим, приглушенным голосом, который говорит вам, что правильно, а что нет и побуждает вас к тем или иным действиям). Свой голос, свое призвание, кодекс своей души – можно обрести, занимаясь такой работой (в профессиональной среде, обществе или семье), которая раскрывает ваш талант и разжигает в вас страсть, – работой, связанной с существованием в окружающем вас мире какой–либо значительной потребности, к удовлетворению которой подталкивает вас ваша совесть»[1, c. 95].

В музыкальной педагогике идея обретения своего голоса была всегда актуальна. Исполнитель, наделенный тонким музыкальным чутьем, индивидуальной исполнительской манерой, выразительным звукоизвлечением и искренней передачей переживаемых музыкальных ощущений всегда вызывает активный интерес со стороны слушательской аудитории. В процессе слушания могут возникнуть музыкальные пристрастия к той или иной трактовке музыкальных произведений, исполненных различными музыкантами. В результате накопившегося слухового опыта становится узнаваемым музыкальный почерк того или иного исполнителя.

Так, исполнительскую манеру Эмиля Гилельса, пылко–романтичную, страстно–вдохновенную нельзя перепутать с педантично–выверенной, образцово – классической исполнительской манерой Святослава Рихтера. Две величайшие личности, два вдохновенных голоса.

К сожалению, от технического приема – как бы интересен, нов и удивителен он ни был, – к искомой оригинальности еще никто не приходил. И не придет. «Ибо быть оригинальным в творчестве (как впрочем и в жизни) – значит быть самим собой»[2, c. 166].

«Никто не знает, что такое «быть самим собой», – пишет В. Леви. – Я же знаю по опыту и личному и рабочему, что это как раз то, чем быть всего труднее, самое неуловимое в нас, то, что «может быть», а не «есть» [3, с.178].

Как стать самим собой – единого и универсального совета нет. Такое не под силу ни педагогу, ни психологу, ни философу, ни художнику с многолетним и богатым опытом работы. Одно не мешает иметь в виду. «Важно уметь прислушиваться к самому себе, пристально всматриваться в себя, тонко чувствовать свое сокровенное «я». Ощущать какие–то импульсы – смутные, далекие, неясные – идущие из глубины собственного душевного мира. Быть нацеленным, внутренне сориентированным на это при любых обстоятельствах, в повседневной деятельности, в суете и сутолоке будней, в общении с окружающими. И, конечно же, наедине с самим собой, в процессе работы; это основное и главное. Тот, кто овладел в какой–то мере этим искусством, вышел на этот уровень психологического развития, – тот, можно сказать, созрел для творчества.

Вдохновить на обретение своего голоса других – задача лидера. Вдохновить на обретение своего голоса своих учеников – задача педагога.

«Лидерство, – по Стивену Р. Кови, – это способность настолько ясно донести до людей мысль об их достоинстве и потенциале, что они смогут увидеть эти качества в себе».

Подобный подход подчеркивает незаменимую роль представителей старшего поколения. Их основная задача в том, чтобы донести до младшего поколения мысль о присущем им достоинстве и потенциале максимально возможным числом способов – настолько ясно, чтобы те действительно поверили в себя и начали действовать, опираясь на эту веру. Если бы такой дух пропитал всю нашу культуру и общество – это оказало бы на мировую цивилизацию невообразимо мощное воздействие, которое бы длилось вечно.

Крайне важно развивать навык поддерживать людей – особенно подростков, молодежь, переживающих личностный кризис – постоянно и искренне говорить им, что вы в них верите. Эти относительно небольшие вложения способны принести необыкновенные результаты.

«Самый лучший способ вдохновить людей на достижение максимальных результатов – убедить их всеми своими поступками и каждодневным отношением к ним, что вы всецело их поддерживаете».

На самом деле люди способны постоянно доносить до других информацию об их достоинствах только в том случае, если сами ощущают собственную ценность.

По мнению Стивена Р. Кови старая управленческая парадигма о том, что лучшая форма мотивации – это метод «кнута и пряника» мифична. Реальностью является новая парадигма, а именно: «мотивация с помощью «кнута и пряника» построена на психологии животных. У людей есть право выбора. Можно купить чье–то тело, но не сердце или ум. Можно купить чьи–то руки, но не дух».

В своей книге «Раскройте свои сильные стороны прямо сейчас» М. Бакингем и Д. Клифтон приводят очень важный вывод: «Великая организация должна не только признавать тот факт, что все сотрудники разные, но и превращать эти различия в капитал» [1, c. 275].

А Стюарт Крейнер в книге «Век управления» отметил, что «информационная эпоха ставит интеллектуальный труд на первое место. Люди все больше осознают, что наем, удержание и поддержка талантливых людей имеют решающее значение для конкурентоспособности» [4, c. 207].

Поэтому так важно педагогу музыканту, работающему с талантливой молодежью поддерживать их творческий потенциал, вдохновлять на обретение собственного голоса, доносить людям информацию об их достоинстве, позволяя им осознать эти качества в себе.

По выражению Стендаля, «единственное средство иметь успех – это быть самим собой» [2, с. 162].

Инакомыслящим принадлежит немало значительных достижений. Всегда должно быть место тем, кто думает иначе, чей мыслительный процесс отличается свежестью идей и творческим подходом. Научитесь по достоинству оценивать уникальные сильные стороны каждого человека. Существует множество людей независимых взглядов и поведения. Они не являются взаимозависимыми, но и не имеют отклонений от нормы и могут сыграть весьма ощутимую роль, выполняя работы, требующие независимого подхода. Самое правильное в этой ситуации – «создать культуру, учитывающую разнообразие в контексте единой цели и ценностей» [1, с.290].

Как писал Эмиль Дюркгейм, «когда моральных норм достаточно, законы не нужны; когда моральных норм недостаточно, законы невозможно привести в исполнение».

Литература

1. Кови, С. Р. Восьмой навык: от эффективности к величию / Стивен Р. Кови; пер. с англ. – М.: Алипина Бизнес Букс, 2007. – 408 с.

2. Цыпин, Г. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. – М.: Сов. Композитор. 1988. – 384 с.

3. Леви, В. Искусство быть собой. – Изд. обновл. – М.: Знание, 1991. – 256 с.

4. Crainer, S. The Management Century // Stuart Crainer. – San Francisco: Jossey – Bas Pablishers, 2000.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Только для вас центр репродуктивной медицины красноярск на выгоднейших условиях.