Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Педагогика высшей школы (Секция 8) ВЛИЯНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ (Шабанова Н. В.)

Шабанова Н. В.

Таганрогский государственный педагогический институт (Россия)

ВЛИЯНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Важнейшей проблемой российского высшего образования является обеспечение высокого качества подготовки специалистов. Выход на новое качество подготовки специалистов в вузах страны, отвечающих современным требованиям, видится в переориентации учебных планов на широкое использование самостоятельной работы студентов. Пути решения задач профессионального образования определены и в документах, имеющих особое значение для российского высшего образования, — Болонской декларации и Концепции модернизации российского образования до 2010 года.

В условиях ориентации учебного процесса на самостоятельную работу проблема повышения активности и самостоятельного поиска студентов в учебном процессе приобретает новый смысл и значение, поскольку перед обществом стоят принципиально новые задачи, возникает потребность и необходимость в творческой, самостоятельной и мобильной личности, конкурентоспособной на рынке труда. Самостоятельная работа, являясь важнейшей областью организации обучения, требует поиска новых путей интенсификации процесса самостоятельного получения и усвоения знаний студентами. Эффективность самостоятельной работы зависит от комплексного проектирования ее содержания, внедрения в учебный процесс новых образовательных технологий, от обеспеченности современной учебной и учебно–методической литературой, а также организации постоянного ее контроля. Важным инструментом обеспечения активизации самостоятельного поиска студентом в учебном процессе являются современные образовательные технологии, которые органически вписываются в общую систему организации самостоятельной работы.

К числу некоторых наиболее действенных личностно–ориентированных технологий обучения можно отнести: «разноуровневое обучение», «обучение в сотрудничестве», «проектное обучение» и др. особыми возможностями активизации самостоятельной работы студентов в процессе обучения обладают активные методы обучения, среди которых можно отметить дидактическую игру, дискуссию, «мозговой штурм», групповую и парную работы, ситуационные задачи и т. п.

Результативность самостоятельной работы возрастает за счет обеспечения соответствующего уровня самостоятельной деятельности каждого отдельного студента. При этом групповая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю. В коллективной работе сами студенты лучше осознают себя и понимают, на что им надо обратить внимание, чтобы успешно освоить выбранную профессию.

В целом, активизация самостоятельной работы требует принципиального пересмотра организации учебно–воспитательного процесса в вузе в направлении изменения самих технологий обучения, создания системы методического обеспечения самостоятельной работой студентов, организации регулярного контроля успешности ее выполнения.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы