Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Педагогика высшей школы (Секция 8) Управление профессиогенезом как проблема междисциплинарной интеграции (Титовец Т. Е. )

Титовец Т. Е.

Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка (г. Минск)

Управление профессиогенезом как проблема междисциплинарной интеграции

В условиях информационной общественной формации происходит переход от адаптационной к опережающей модели образования. Она выдвигает образовательный идеал личности, готовой не только и не столько успевать за научно–техническим прогрессом и адаптироваться к социокультурным переменам, сколько прогнозировать и корректировать их влияние на последующее духовное обогащение и развитие человека. Способность к такому стратегическому мышлению требует существенных преобразований в содержании профессионального образования. В условиях ускорения темпа социокультурных перемен, когда жизненный цикл изобретений, возникающих структур и самих периодов экономического развития сокращается в несколько раз, одной из мировых тенденций развития высшего профессионального образования становится усиление его открытости профессиогенезу с ускорением социального времени и ростом сложности управляемых систем.

Профессиогенез определяется в двух координатах:

— вертикальный профессиогенез — индивидуальное профессиональное развитие, заключающееся в растущей гармонизации реализуемых сущностных возможностей человека и требований его профессии;

— горизонтальный профессиогенез — усложнение отраслевой и социальной структуры профессии.

Обе плоскости рассмотрения профессиогенеза тесно связаны между собой: если вертикальный и горизонтальный профессиогенез в равной степени выражены по отношению к определенной профессии, она остается престижной и продолжает эволюционировать, несмотря на изменения социальных и экономических условий. Эволюция профессии только посредством вертикального профессиогенеза лишает профессию свойства ангажированности (поддержание каналов взаимодействия с политической, экономической и социокультурной сферами жизни общества и взаимообмен инновационным опытом). Потеря такого свойства чревата отчуждением представителей профессии от проблем современности, их неспособностью дать адекватную оценку и своевременно повлиять на окружающие события, что оборачивается вполне оправданным снижением востребованности самой профессии обществом, побуждая ставших на ее путь к поиску других путей творческой самореализации.

В условиях преобладания горизонтального профессиогенеза профессия перестает успевать за темпом социокультурных перемен и научно–техническим прогрессом в силу недостаточной аккумуляции прогрессивного новаторского опыта в профессиональной среде. Такая полярность профессиогенеза также грозит устареванием многих профессий.

Проблема профессиогенеза активно изучается зарубежными учеными, которые в качестве проблемного поля данного феномена выделяют следующий ряд вопросов.

1. Каковы основные факторы профессиогенеза?

2. Что составляет сущность любой профессиональной практики и какова ее структура, отражающая инвариантное, присущее всем профессиям?

3. Какие элементы составляющие профессии подлежат динамике в процессе профессиогенеза?

4. Какую роль играет носитель профессии в управлении этой динамикой?

5. Какой подготовкой он должен обладать, чтобы осуществлять профессиогенетическую функцию?

6. Что подлежит реформированию в содержании университетского образования, чтобы обеспечить данный род подготовки выпускнику?

Рассмотрим накопленный опыт в интерпретации данных проблем. К основным факторам профессиогенеза относят:

— востребованность общества в новом роде деятельности на границах существующих профессий, которая теперь занимает полный рабочий день;

— необходимость прохождения специального обучения и экзаменационных испытаний для данного рода деятельности;

— недостаточность прежней профессиональной этики для решения проблем в рамках данного рода деятельности.

В основе любой профессиональной практики (как одного из видов регулируемых и сознательных человеческих практик в философском значении данного понятия) лежит инвариантная структура, сложившаяся в ходе эволюции профессии и представленная

— системой профессиональных знаний в данной области;

— ключевыми компетенциями и системой оценивания результатов решения проблемы (так называемый менеджмент профессиональных ошибок — их предупреждение, диагностика и коррекция);

— сложившимися механизмами обогащения системы профессиональных знаний (приобретение новых фактов, повышение точности интерпретации накопленных прежде фактов, устранение ошибок в понимании феномена, замена прежней теории на новую, предлагающую более системный уровень обобщения);

— подходами к решению нетрадиционной, впервые возникающей проблемы, основанных на анализе соотношений между параметрами диагностируемого объекта и его поведением, т. е. знанием глубинных взаимосвязей между различными переменными, образующими систему;

— общепринятой концепцией профессии, ее сущностью (духом), основанных на общечеловеческих ценностях, ее миссией и вытекающего из этого идеала профессионального поведения [1].

Как показывает ряд исследований, наиболее динамическим компонентом данной структуры, а значит, наиболее ответственным за профессиогенез, является последний — общая модель профессии, представления о ее сущности и этической основе (Аса Кашер, Майкл Дэвис, Майкл Слот, Джина Мориарти, Бенджамин Фридман и др.). «В чем состоит призвание носителя именно этой профессии в отличие от другой», — ответ на данный вопрос пересматривается на каждом новом витке профессиогенеза, а вместе с ним пересматривается вся концепция профессии:

— какова высшая цель данной профессии, во имя каких человеческих потребностей она осуществляется?

— какой спектр научных и ненаучных знаний необходим носителю данной профессии для реализации ее миссии?

— какие сущности входят в рамки объекта профессионального воздействия и преобразования (с чем или кем носитель данной профессии имеет право работать)?

— каковы основные критерии эффективности и нравственной направленности результатов (продуктов) его преобразующей деятельности?

— какие нормы профессионального взаимодействия должны создаваться при достижении им цели преобразующей деятельности? (Цель не всегда оправдывает средства).

Основная роль, которую может сыграть носитель профессии в создании ее новой концепции — это оказать помощь в переводе запросов общества, представленных в лице современного клиента, в формулировании новых стандартов профессии, которые бы служили выражением ценностей социума [1].

Однако решение такой системной задачи требует, по словам Кашера, этического интерфейса — посредника между обществом и профессией, который переводит требования социума и цели профессиональной деятельности на общий язык. Как указывает автор, существуют два способа создания этического интерфейса: междисциплинарный диалог представителей социолого–философских наук и специалистов профессии; подготовка специалистов в области общей профессиональной этики, способных к междисиплинарному видению профессиональных проблем и междисциплинарному мышлению.

Вопрос о реформировании университетского образования остается недостаточно изученным, хотя ученые отмечают растущую роль междисциплинарной интеграции в подготовке специалистов для профессиогенеза (при этическом интерфейсе как первого, так и второго типов).

Литература

1. Kasher, A. Professional Ethics and Collective Professional Autonomy: A Conceptual Analysis / A. Kasher // Ethical Perspectives: Journal of the European Ethics Network 11. — №1. 2005. — Р. 67—98.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы