Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Педагогика высшей школы (Секция 8) Университет как центр интеллектуальной культуры (Резько П. Н.)

Резько П. Н.

Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

Университет как центр интеллектуальной культуры

Средневековое западноевропейское общество опиралось на три общепризнанных авторитета — regnum, sacerdotum, studium. Первый, олицетворявший королевскую власть, со временем уступил место республиканской форме правления. Второй — римско–католическая церковь — утратил монопольное положение. И ни один институт средневековой Европы не получил в мире такого признания, какое выпало на долю университета. Жизнестойкость университета, как социального института во многом связана с его способностью устанавливать и постоянно поддерживать паритет между традициями и инновациями.

Средневековый университет, отражавший интересы различных социальных слоев, сохранил свою непреходящую значимость для последующего развития цивилизации, обозначив и закрепив в институциальной структуре деятельности три важнейших компонента: обучение, научные исследования и воспитание. Соотношение и содержание этих компонентов в разные исторические эпохи оказывается различным, но именно они образуют ту основу, которая при адаптации к локальным и исторически различным социокультурным контекстам обусловила его жизнеспособность, устойчивость и все возрастающую социальную значимость. Реагируя на экономические и политические запросы общественной жизни, университет в значительно большей степени, чем другие социальные и образовательные институты способствовал развитию цивилизации путем распространения культуры, приращения знаний и подготовки профессиональной и интеллектуальной элиты.

В ранний период своей истории университеты не имели ни своего имущества, ни своих зданий, и встречи учителей с учениками происходили в церквах, соборах или монастырях. Слово «университет» не обозначало в то время конкретного места, где могли бы происходить занятия. Пришедшее из римского права, оно применялось для определения групп лиц по роду их деятельности, т. е. некоторых сообществ: каменщики, врачеватели, правоведы [3, с. 18]. Этим словом назывались городские корпорации или гильдии мастеров и ремесленников, которые существовали задолго до появления осознающей свое единство «совокупности схоластов».

По мнению известного британского исследователя Рэшдолла, было «чистой случайностью», что слово «universitas» окончательно закрепилось за конкретной, одной из многих гильдий или корпораций мастеров, а именно за ассоциацией преподавателей и студентов. Учебное производство или ремесло облеклось в такие же регулированные формы, как и любое ремесленное производство: общее собрание членов, внутренняя дисциплина и последовательность градации в среде членов. Градации школяров, бакалавров и магистров соответствовали цеховым градациям учеников, подмастерьев и мастеров. Первые университеты часто не имели собственной недвижимости, и поэтому в случае конфликта с местными властями, легко самораспускались и возникали на новом месте.

Университеты, как и другие средневековые корпорации, обладали определенными правами, привилегиями и опирались на базовые принципы, которые определялись цеховой формой их функционирования, таких как самоуправление, автономность, общности учебных программ и языка обучения, единая система академических степеней и званий, академическая свобода, мобильность, демократичность и всесословность, финансовая независимость.

Хотя высшие школы обеспечивающих высокий уровень преподавания существовали и в раннем Средневековье, тем ни менее, первым европейским университетом считается Болонский университет, основанный студентами и магистрами в 1088 году, положивший начало:

во–первых, соединению в структуре одного учебного заведения профессионального и общего высшего образования. Университет становится высшей школой, поскольку в нем, кроме специально–профессиональных, даются еще и дополнительные гуманитарные знания. Применительно к университету определение «высшее» означает: выше того, что необходимо для профессиональной подготовки;

во–вторых, возникновению союза ремесла и науки.

То есть, благодаря появлению университета интеллектуальная профессия обрела свой общественный статус, что и помогло ей со временем стать массовым явлением. С появлением университета в Европе возникает новый тип школы, где объединяется обучение ремеслу и науке. В этом объединении как обучении интеллектуальной профессии и можно увидеть призвание университета. До него задачи воспитания интеллектуала–профессионала, школа не решала. Таким образом, смыслом университетского образования, помимо обучения профессии, становится сохранение интеллектуальной культуры.

Таким образом, университет возникнув одновременно как продолжатель и протагонист церкви, изначально притязал на сохранение мира духовного, мира культуры как условия, предпосылки возобновления человеческого в человеке. Судьба университета — это во многом судьба человека и культуры. Как говорят классики, это забота о судьбе и сфере духа, без которой человеку невозможно дышать [1].

В 1405 году канцлер Дж. Герсон так высказывался о ценности университета: «Университет четырьмя своими факультетами представляет всю целостность доступного человеку знания, как в теоретическом, так и в практическом измерении. Кроме того, принимая в свои ряды представителей любой другой страны и государства, он выступает в роли микрокосма всего общества, а, следовательно, является лучшим интерпретатором идеи общей пользы» [1]. Как видим, радикальной разницы между современными и средневековыми взглядами на роль университета нет.

Поскольку университетская культура увязывала профессиональную компетентность с общим миром духовных ценностей и смыслов и воспитывала специалиста, который являлся активным субъектом культуры, то одной из основных функций современного университета является воспитательно–эстетическая, которая реализуется через формирование нравственных, этических и профессиональных качеств личности; ее эмоциональной и нравственной направленности. Особое внимание должно уделяться воспитанию гражданской позиции, патриотизму и социальной ответственности. В эту работу необходимо максимально включать самого студента, его собственные силы и его активность. Важную роль в этом процессе играет студенческий коллектив и работа куратора группы. На наш взгляд, воспитательно–эстетическая функция университета включает в себя четыре составляющих: креативная, культурная, гуманистическая и интеллектуальная.

Креативная функция означает творческое развитие личности преподавателей и студентов, умение использовать наработанный другими опыт, переосмысливать его и вносить что–то свое новое. Это обучение студентов самостоятельно вести поиск научной истины. Знания в современной интерпретации, по Херсту, представляют собой не просто хранилища информации, но скорее «совокупность способов понимания, вырабатываемых человеком в процессе познания» [2, c. 23]. Поэтому, задача университета в современной ситуации, как она видится нам, может быть обозначена как формирование у студента опыта работы на границах порядков, говоря языком философии, — опыта работы с «ничто». Это предполагает смену перспективы видения университета, и в частности — перемену в организации учебного процесса в современном университете. Она должна быть организована на иной, по сравнению с ныне существующей, ценностной основе. Необходима смена ценностных установок: от ценности знания к ценности незнания. Таким образом, главный навык, который должны обрести студенты университета, получая образование, заключается в том, чтобы научиться работать в проблематических полях (в науке, например, при столкновении с новым знанием уметь ориентироваться и открывать за ним ту конкретную жизненную проблему или ситуацию, ответом на которую явилось это знание).

Культурная функция выражается в гармонизации личных и общественных интересов, в культивировании эстетических и нравственных свойств личности и основывается на связи воспитания с жизнью, современным уровнем социально–политического и культурного развития общества. По словам профессора философии Мадридского университета и политолога Ортеги–Гассета Хосе: «В строгом значении понятие университет означает институт, который помогает обыкновенному студенту стать культурным человеком и хорошим специалистом [7, c. 85]». Ортега делает акцент на трансляции культуры и считает ее основной функцией университета. Более того, университет, согласно его представлениям, изначально является основным творцом культурных ценностей. Проблема современности заключается в том, что университет, к сожалению, утрачивает свои исходные функции — формирования мировоззрения и продуцирования культурных ценностей. В связи с этим возникает опас ность размывания его сущности. Функция формирования культуры мировоззрения в значительной степени отошла к таким институтам социализации, как семья и средства массовой информации. Для Ортеги упадок культуры в Испании подтверждается тем, что более сложные фундаментальные социальные институты передают свои функции простейшим, а это, естественно, сказывается на состоянии всего социума. Состояние регресса и безразличия к совершенствованию жизни в Испании философ характеризует как состояние «опошления» общества. «Глупо закрывать глаза на то, насколько очевидна иерархия духовных реальностей. В ней журналистика занимает низшую ступень. Однако получается так, что общественное сознание не испытывает сегодня иного давления, не получает иного руководства, нежели то, что исходит от той ничтожной духовности, которой полны колонки газет. Нередко она настолько низка, что практически вообще перестает быть духовностью; фактически становится антидуховностью» [7, c. 77].

Гуманистическая функция проявляется в формировании абсолютного образовательного и общечеловеческого идеала — всесторонне развитой личности, в распространении передового научного знания; формировании гуманистического мировоззрения; обеспечении свободной циркуляции мыслей посредством личного общения и универсального обучения; сохранении и передаче знаний, духовного богатства общества; обеспечении разумного баланса: при достижении индивидуальных и общественных целей высшего образования; в формировании условий для образования на протяжении всей жизни и т. д.

Интеллектуальная функция осуществляется путем формирования интеллектуальной культуры и интеллектуального мировоззрения студентов. Известный исследователь высшей школы и первый ректор Ирландского католического университета Джон Генри Ньюмен1 (1801—1890) считал, что «задача университета состоит в том, чтобы интеллектуальная культура стала сферой его деятельности, его задача — формирование интеллекта... Назначение университета — интеллектуальная культура. Именно на ней должно быть сосредоточено внимание ученых, именно это определяет содержание их работы, ориентированной на всестороннее развитие интеллекта,на познание и установление истины» [6, c. 148—149]. Можно согласиться с Дж. Г. Ньюменом, что главная цель университета — не сообщить какую–нибудь конкретную информацию, а дать студенту возможность с головой окунуться в мир науки, научиться спорить и уважать оппонентов, советоваться с ними и помогать друг другу [5, c. 5].

Литература

1. Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе. / М. А. Гусаковский, Л. А. Ященко, С. В. Костюкевич и др.; Под ред. М. А. Гусаковского. — Минск: БГУ, 2004. — 279 с. /Режим доступа: http://charko.narod.ru/index38.html. – Дата доступа: 22.10.2006. (монография).

2. Barrow, Woods, An introduction to philosophy of education/ Barrow, Woods. — London. N. Y., 1997. — 212p.

3. Durkheim, E. The Evolution of Educational Thought: Lectures on the Formation and Development of Secondary Education in France/ Translated by Collins P. / E. Durkheim. — London: Routledge and Kegan Paul, 1977. — 354p.

4. Newman on University Education/ Ed. by Roger J. McHugh. — Clonskeagh: Brown and Nolan — 1944. –167p.

5. Newman, J. H. Historical Sketches. New Impression/ J. H. Newman. — London etc: Longmans, Green and Co, 1909–1914. — Vol. I–III.

6. Newman, John Henry (Cardinal). The Idea of a University. / J. H. Newman. New–York: Doubleday and Co, Cardin City. — 1959. — 477p.

7. Ortega y Gasset, Josй. Mission of the University / Ortega y Gasset. — Norton. New–York, 1966. — 238 p.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы