Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Педагогика высшей школы (Секция 8) ОБРАЗОВАНИЕ В БЕЛАРУСИ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТА–ИНОСТРАНЦА (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИНТЕРВЬЮ) (Пахомова Ю. Н.)

Пахомова Ю. Н.

Белорусский государственный университет (г. Минск)

ОБРАЗОВАНИЕ В БЕЛАРУСИ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТА–ИНОСТРАНЦА (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИНТЕРВЬЮ)

В методике преподавания русского языка как иностранного в исследовательских целях применяются социолингвистические методы. Эти методы представляют собой способы получения содержательной информации о социальных явлениях страны носителей языка через фиксацию ее в высказываниях иностранных студентов, а также получение объективных данных, характеризующих речь информаторов.

Одним из самых популярных социолингвистических методов, применяемых в методике преподавания русского языка как иностранного, является интервьюирование.

В ходе проведения нестандартизированного индивидуального интервью в форме свободной беседы интервьюером были письменно зафиксированы мнения магистрантов–филологов, обучающихся в БГУ, высказанные по поводу уровня и качества образования в Беларуси в целом и в БГУ в частности.

Практика показала, что интервьюирование лучше всего осуществлять среди студентов–иностранцев старших курсов, магистрантов и аспирантов. Студенты начальных курсов переживают период адаптации в чужой для них стране. У них еще не сформировалось четкое представление о порядках и специфических особенностях жизненного уклада другой страны и мало навыков развития русской речи. Это не позволяет им свободно выражать свои мысли на русском языке и участвовать в свободной беседе.

Магистранты поделились своими мнениями о качестве образования в главном вузе страны, определили, в чем заключаются преимущества белорусского образования по сравнению с образованием в Китае, США и странах Ближнего Востока, сравнили тактику поведения в отношениях преподаватель —студент в Беларуси и других странах, рассказали, насколько легко/сложно им обучаться в БГУ и осуществлять межкультурную коммуникацию, какие стратегические меры могли бы повысить востребованность образования в белорусских вузах.

Магистранты 1 года обучения из Китая отметили, что белорусские студенты имеют гораздо больше возможностей по сравнению с китайскими. Во–первых, в Беларуси бесплатное образование в школе. Кроме того, у белорусских студентов есть возможность получить бесплатное высшее и среднее профессиональное образование, сдать вступительные экзамены и занять так называемое «бюджетное место». В Китае же обучение в колледжах и университетах только платное.

В КНР более тысячи вузов. Преподавание в них русского языка занимает важное место. Однако состояние его преподавания пока не отвечает полностью запросам научно–технического и экономического развития страны. Именно поэтому китайские студенты едут изучать русский язык в страну носителей языка.

Сегодня в Китае профессия преподавателя считается самой востребованной, а филологический факультет наиболее популярным. Многим китайцам, получившим образование на филологическом факультете БГУ и вернувшимся на родину, удалось сделать удачную карьеру в сфере преподавания, туризма и переводческой деятельности.

Магистрант 1 года обучения из Ирака подчеркнул, что в БГУ так же интересно учиться, как в багдадском университете. Однако процесс обучения в белорусском университете протекает легче. Этому способствуют внешние факторы — мирная обстановка в стране и спокойные дружелюбные жители. Кроме того, на продуктивное обучение иностранцев в БГУ влияет доброжелательное отношение к ним преподавателей.

В арабских странах преподаватель университета по значимости приравнивается к пророку. В связи с этим студенты относятся к преподавателю с особым уважением, испытывают страх и трепет и не осмеливаются обратиться к нему с вопросом.

Преподаватели на филологическом факультете БГУ заслуживают не меньшего уважения, но белорусских студентов в отличие от арабских не воспитывают в страхе перед преподавателем, вот почему взаимоотношения обучаемого и обучающего здесь более свободные. Именно поэтому здесь приятно учиться и легко сдавать экзамены.

По словам магистранта 2 года обучения из США в американских вузах отношения между преподавателем и студентом приятельские. Учащийся может позволить себе пригласить преподавателя в бар или кафе. В английской грамматике нет различия местоимений «ты» и «вы», поэтому пропадает необходимость переходить на «ты» с преподавателем, чтобы выпить с ним по кружке пива.

В БГУ не только преподаватели обращаются к студентам и своим коллегам на «Вы», но и профессоры говорят «Вы» младшим по возрасту преподавателям. Это свидетельствует об уважении в отношениях преподаватель–студент.

Относительно средств обучения в белорусском вузе единственным недостатком, по мнению магистрантов, можно считать не оснащенность аудиторий техническими средствами обучения. Что касается необходимой учебной литературы, то ее достаточно в библиотеках и книжных магазинах. Найти необходимую информацию по конкретному предмету не составляет труда. У обучающихся в белорусском вузе студентов есть возможность покупать учебники по доступным ценам. В США стоимость учебников для студентов варьируется от 200 до 600 у. е.

Таким образом, интервьюирование иностранных магистрантов позволило определить, что главные преимущества белорусского образования заключаются в его высоком качестве, достойном уровне и востребованности в странах Ближнего и Дальнего Востока. Кроме того, было отмечено необыкновенно доброжелательное отношение белорусских преподавателей к иностранным студентам, которое способствует успешному обучению в Беларуси.

Литература

1. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. — СПб., 2002. — С. 45.

2. Крысин, Л. П. О перспективах социолингвистических исследований в русистике / Л. П. Крысин // Русистика. — Берлин, 1992. — № 2. — С. 96—106.

3. Крысин, Л. П. Русский язык по данным массового опроса (опыт конкретного социолингвистического исследования) / Л. П. Крысин. М., 1968.

4. Никандров, В. В. Вербально–коммуникативные методы в психологии / В. В. Никандров. — СПб., 2002.

5. Соколова, Е. Т. Проективные методы исследования личности / Е. Т. Соколова. — М., 1980.

6. Швейцер, А. Д. Методы социолингвистических исследований // А. Д. Швейцер, Л. Б. Никольский. Введение в социолингвистику: для ин–тов и фак. иностр. яз.: учеб. пособие. — М., 1978. — С. 178—188.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы