Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Педагогика высшей школы (Секция 8) Проблема развития коммуникативных способностей студентов–психологов (Короткевич О. А.)

Короткевич О. А.

Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины

Проблема развития коммуникативных способностей студентов–психологов

Среди проблем, в глубокой и всесторонней разработке которых одинаково заинтересованы как теоретические науки о человеке, так и практика, важное место занимает проблема межличностной коммуникации. Вопросы общения широко разработаны в трудах таких отечественных психологов как Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, А. В. Батаршев, Л. И. Божович, В. Н. Куницын, Н. В. Казаринов, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, Б. Ф. Поршнев, Б. Д. Парыгин, Л. Д. Столяренко и др. Проблема межличностной коммуникации приобретает особую значимость для профессиональной подготовки будущих психологов. Многие серьезные трудности в практической деятельности педагога–психолога возникают из–за недостаточного владения знаниями, умениями и навыками в области коммуникации. Для формирования указанных навыков у будущих специалистов–психологов в процессе их профессиональной подготовки необходимо создать определенные психологические условия.

Приоритетной установкой современного высшего образования становится перенесение акцента с узкопредметной подготовки на формирование и развитие высокообразованной целостной личности, переход студента из объекта внешнего воздействия, «потребителя» готовых знаний к субъекту своего профессионального становления. Позиция субъекта деятельности, в том числе и учебной, как отмечали К. А. Абульханова–Славская, А. В. Брушлинский, А. М. Трещев и др., предполагает максимальную степень включенности человека в деятельность, придание ей личностных смыслов, осознание целей и принятие ответственности за ее результативность. Особую актуальность, предложенная проблема приобретает в процессе подготовки будущих психологов, где приоритетным является развитие личностных (коммуникативных) особенностей будущих профессионалов, позволяющие им преобразовывать себя в современном меняющемся мире.

Обобщая многочисленные определения межличностной коммуникации, мы в нашей работе межличностную коммуникацию рассматриваем как деятельность, отражающую отношение и поведение, проявляемое при прямых и опосредованных контактах индивида с различными людьми. Следует отметить, что межличностная коммуникация — это взаимный обмен субъективным опытом людей, находящихся в пространственной близости, имеющих возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь. В свою очередь, межличностная коммуникация выступает составной частью совершенствования профессиональной компетентности личности. В процессе межличностной коммуникации происходит обмен сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом, ведущий к взаимопониманию. Межличностная коммуникация обеспечивает процесс самоконструирования личности, способствует саморазвитию, взаимосвязи, взаимодействию вступивших в общение людей, развитию коммуникативной компетентности личности, навыкам общения, разрешению межличностных и внутриличностных проблем, конфликтов.

В содержательном плане межличностная коммуникация исходит из трехмерной структуры. Также, в соответствии с системно–личностным подходом, существенное значение, как нам представляется, имеет рассмотрение межличностной коммуникации как системы, изначально присущей субъекту общения, то есть ее исследование с позиций внутренних (мотивационно–потребностных, когнитивных, эмоциональных и поведенческих) составляющих личности. Такой же позиции придерживается В. П. Конецкая, исследуя коммуникативную сферу личности. Исходя из вышесказанного, мы выделили основные составляющие сферы межличностной коммуникации: когнитивную, эмоционально–мотивационную, конатативную.

Природа межличностных коммуникаций существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Эмоциональная основа межличностных коммуникаций означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Поэтому межличностные коммуникации можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Когнитивная сфера включает в себя множество характеристик, формирующих в процессе познавательного опыта индивида его внутренний мир в интеллектуальном и эмоциональном планах. Мотивационный параметр, определяемый коммуникативными потребностями, занимает центральное место в структуре межличностной коммуникации. Именно потребность сообщить что–то или получить необходимую информацию служит мощным стимулом для коммуникативной деятельности и является обязательной характеристикой индивида как коммуникативной личности.

Каждая профессиональная деятельность требует от специалиста определенного набора личностных качеств и способностей, умений, и не последнее место среди них отводится развитию межличностной коммуникации. В этой структуре отдельные качества под влиянием специфики деятельности начинают выступать, по мнению В. А. Маркова, как профессионально важные, значимые. Изучению профессионально значимых качеств психолога посвящены исследования Н. А. Аминова, Н. В. Бачмановой, Г. М. Белокрыловой, Т. А. Вернеевой, А. И. Донцова, Т. А. Казанцевой, В. Н. Карандашева и др. Важным результатом профессиональной подготовки является развитие личности будущих профессионалов, прежде всего развитие межличностной коммуникации, которое можно рассматривать как одно из условий ценностно–смысловой сферы студентов.

Психологические условия и перспективы развития коммуникативной сферы студентов–психологов связаны с усовершенствованием наличных коммуникативных качеств личности и расширением ее коммуникативного потенциала в процессе профессиональной подготовки. При обучении студентов–психологов необходимо создать такие условия, при которых каждый из них будет испытывать потребность научиться коммуникативным навыкам общения, быть коммуникативно–компетентным специалистом, обладать коммуникативно–речевой активностью. Это позволит ему приобретать глубокие знания о самом себе, о других людях и на основе этих знаний создавать новые, переживать их при согласовании с той реальностью, с которой ему, уже будучи профессионалом, предстоит встретиться.

Нами было проведено эмпирическое исследование уровня развития коммуникативных и организаторских способностей студентов факультета психологии, обучающихся на 1, 2 и 4 курсе. В исследовании приняли участие 88 человек, из них студентов 1 курса — 36 респондентов, 2 курса — 27 испытуемых и 4 курса — 25 человек.

С целью выявления и оценки коммуникативных и организаторских способностей нами была использована методика «КОС–1», а также с помощью методики В. Ф. Ряховского был выявлен уровень общительности студентов–психологов 1, 2 и 4 курсов.

Анализ данных полученных с использованием теста В. Ф. Ряховского показал, что только приблизительно треть студентов оценивают уровень развития своей общительности как нормальный или средний, а именно: на 1 курсе — 35,3%, на 2 курсе — 38,5% и на 4 курсе — 24%. В тоже время около половины студентов на всех курсах, считают свой уровень общительности развитым ниже среднего, так ответили 52,9 % респондентов 1 курса, 53, 8 % опрошенных молодых людей 2 курса и 48 % — 4 курса.

Результаты обработки данных, полученных с помощью методики «КОС–1», показали, что уровень проявления способностей к коммуникативной деятельности практически у трети опрошенных можно охарактеризовать как низкий и крайне низкий (1 курс — 25%, 2 курс — 37% и 4 курс — 24,9%). В тоже время высокий и очень высокий показатели уровня развития коммуникативных способностей были выявлены более чем у половины анкетируемых студентов (1 курс — 61,1%, 2 курс — 55,5% и 4 курс — 66,6%). При изучении организаторских способностей следует отметить, что половина студентов (50%), обучающихся на факультете психологии, оценили их уровень проявления, как высокий. Интересно, что 75% студентов 1 курса, считают, что обладают высоким уровнем организаторских способностей, тогда как на 4 курсе только 58,3% имеют такое мнение. Наиболее самокритичными оказались студенты 2 курса 25,7%, которых считают, что организаторские способности их находятся на низком уровне.

Таким образом, можно сказать, что большинство опрошенных студентов–психологов недостаточно высоко оценивают свою коммуникативную компетентность и испытывают потребность в развитии коммуникативных способностей и повышении уровня общительности.

Учитывая высокую значимость развития названных качеств как для психоэмоционального благополучия и успешности адаптации в социуме юношей и девушек, так и для профессионального становления будущих психологов, необходимо уделять повышенное внимание развитию культуры общения и формированию коммуникативных навыков и умений у студентов в процессе организации их учебной деятельности. Следует отметить, что развитие коммуникативной компетентности будущих специалистов является главнейшей задачей образовательного процесса. Организация научных конференций, «круглых столов», внедрение интерактивных методов обучения, проведение тренингов способствует развитию коммуникативных навыков и умений в процессе профессиональной подготовке кадров, и способствуют повышению коммуникативной компетентности в целом. По мнению автора статьи, введение системы тренингов «Коммуникативной компетентности» в обязательный план учебных дисциплин позволит решить одну из важнейших проблем повышения уровня коммуникативной компетентности будущих специалистов.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы