Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Педагогика высшей школы (Секция 8) Оптимизация процесса обучения русскому языку как иностранному (Козорог З. П.)

Козорог З. П.

Белорусский государственный экономический университет (г. Минск)

Оптимизация процесса обучения русскому языку как иностранному

Обучение русскому языку как иностранному — процесс очень сложный, многоплановый. Добиться высоких результатов возможно лишь тогда, когда преподаватель четко осознает свою роль в этом процессе, определит свои функции на каждом этапе обучения.

Основная задача преподавателя русского языка как иностранного — дать студентам необходимые знания по данному предмету и сформировать навыки и умения использования этих знаний в практической деятельности. Для успешного решения этой задачи преподаватель должен оптимально организовать учебный коллектив, учитывая потребности и возможности как группы в целом, так и каждого студента в отдельности.

В процессе обучения можно выделить несколько этапов, на каждом из которых работа преподавателя имеет свою специфику:

— подготовка преподавателя к работе в данной группе;

— формирование коллектива группы, определение стратегии учебной работы;

— этап стабильного, планового обучения (сюда же можно отнести промежуточный контроль);

— заключительный, обобщающий этап (подготовка к экзамену, к общению на изучаемом языке).

Говоря о подготовке преподавателя к работе в данной группе, мы понимаем, что она не ограничивается профессиональной квалификацией и методической компетенцией. Преподавателю необходимо также владеть полной и конкретной информацией о родине студентов, знать и понимать их систему приоритетов, национальный стереотип мышления, мотивацию данного контингента студентов.

Кроме того, преподаватель должен скрупулезно исследовать учебник, который является одновременно и основным инструментов преподавателя, и инструментом студента. Такое исследование необходимо, чтобы, во–первых, детально познакомить с учебником студентов, научить самостоятельно пользоваться им, а во–вторых — выяснить, какие разделы нуждаются в дополнениях и уточнениях. Поскольку учебник содержит основной материал курса и указывает перспективу изучения, он должен использоваться не только для подкрепления объяснения преподавателя, но и для подготовки к восприятию нового материала, для самостоятельной работы студентов, для контроля за усвоением новых знаний.

Следующий этап работы преподавателя — формирование коллектива и выработка ведущей стратегии обучения — является определяющим, так как от него зависит результативность учебного процесса в целом.

Преподаватель должен очень серьезно отнестись к изучению потребностей, возможностей и интересов каждого студента и приложить максимум усилий для создания благоприятной обстановки в группе (правильных межличностных контактов). Именно в этот период окончательно формируются и закрепляются отношения как между преподавателем и группой, преподавателем и каждым студентом в отдельности, так и между студентами в группе. Для успешной деятельности преподаватель должен провести диагностику личности каждого студента, что даст возможность осуществить индивидуальный подход, который и послужит основой для организации коллектива, для создания высокой учебно–познавательной мотивации. Учесть психологические особенности каждого члена группы, уровень сформированности коммуникативной и лингвистической компетенции поможет широкое использование тестов. В процессе формирования коллектива необходимо выявить лидеров в разных аспектах учебной деятельности, выбрать результативные формы межличностных контактов, найти оптимальный для данной группы темп работы, определить объем самостоятельной работы, спланировать наиболее эффективные внеаудиторные мероприятия и т. д.

Если все вышеназванные условия соблюдены, можно переходить к наиболее важному и длительному этапу стабильного обучения. В этот период преподаватель должен целенаправленно руководить деятельностью студентов, способствовать созданию атмосферы сотрудничества. Основная задача преподавателя — организация смыслового поля учебной коммуникации, в рамках которого протекает процесс обучения. Студенты должны понимать изучаемую на занятиях тематику и проблематику, принимать информацию курса как интересную, полезную, коммуникативно значимую. Очень важно понимание студентами связи изучаемого информативного и языкового материала с потребностями их собственной речевой деятельности. Отсюда следует, что процесс регулярного обучения должен быть насыщен заданиями, имеющими характер реализации существующих интенций общения членов коллектива средствами изучаемого языка.

Этап стабильного обучения прерывается промежуточным контролем. Преподаватель должен добиться четкого понимания студентами того, что контроль со стороны преподавателя, самоконтроль и взаимоконтроль в ходе занятий и во внеаудиторном общении — нерасторжимые стороны одного и того же процесса и что овладение навыками контроля и самоконтроля — необходимое условие овладения речевыми умениями. Сознательный контроль формирует у обучаемых объективную систему отсчета своей деятельности и в результате оптимизирует учебный процесс.

Студент должен давать себе отчет, каким объемом материала он овладел за период между двумя промежуточными контролями, насколько он продвинулся к намеченной цели.

Выбор формы промежуточного контроля определяется языковым материалом и целями данного этапа обучения. Это может быть устный опрос (фронтальный или индивидуальный), выборочная аудиторная проверка письменного задания, комментарий проверенной преподавателем письменной работы, коррекция заданий творческого характера и т. п.

Один из возможных вариантов организации промежуточного контроля — объединенные занятия (совместные занятия двух параллельных групп, в которых ведут занятия разные преподаватели) в форме обсуждений, дискуссий, круглого стола и т. п.

Преподаватель должен думать не только о форме, но и об условиях проведения промежуточного контроля. Необходимо создать в аудитории такую обстановку, чтобы студенты не только имели возможность, но и хотели отвечать, контактировать друг с другом и с преподавателем, понимая, что это полезно и важно для усвоения изучаемого материала, для достижения конечной цели — овладения русским языком.

Заключительный, обобщающий этап обучения русскому языку как иностранному тесно связан с последующим общением на этом языке. Основной задачей в этот период является активизация усвоенного студентами языкового материала и сформированных в разных видах речевой деятельности навыков и умений. Преподаватель должен приложить максимум усилий, чтобы организовать речевую деятельность группы, во–первых, путем подбора интересного и значимого для студентов языкового материала, во–вторых, собственным участием в речевой деятельности в качестве равного партнера студентов. На этом этапе обучения студенты должны преодолеть языковой барьер и начать использовать русский язык не только в качестве средства общения, но и в качестве инструмента для получения знаний по выбранной специальности.

Обобщающий этап — это и этап подготовки к экзамену, поэтому естественно, что задания, предлагаемые студентам, в той или иной мере по форме и содержанию дублируют экзаменационные задания. Это необходимо для психологической подготовки к ситуации предстоящего экзамена. Однако на заключительном этапе обучения нецелесообразно заниматься лишь данным видом деятельности. Во–первых, объем экзаменационных материалов всегда значительно уже курса обучения в целом, поэтому часть материала активно не используется. Во–вторых, исключается участие в процессе преподавателя в качестве равного партнера, что необходимо как форма перехода от учебной коммуникации к свободному языковому общению.

Определяя методику работы в группе, необходимо рассматривать предэкзаменационный период как развернутое во времени собеседование на базе изученного информативного и языкового материала между партнером–преподавателем и партнерами–студентами.

Таким образом, каждый отдельный этап учебного процесса, будучи подчинен общей задаче передачи знаний и формирования навыков и умений, имеет свои особенности, требует определенного акцента в деятельности преподавателя для мобилизации усилий студентов, оптимизации процесса обучения. Нарушение последовательности этапов обучения снижает эффективность учебного процесса.

Преподаватель — это не только информатор, передающий знания и умения, — он также должен направлять и регулировать познавательную деятельность группы. При этом необходимо учитывать коммуникативные потребности студентов, специфические особенности и условия, в которых преподается русский язык как иностранный.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы