Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Педагогика высшей школы (Секция 8) ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Заблоцкая М. В.)

Заблоцкая М. В.

Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

На протяжении тысяч лет, когда темпы прогресса были невысоки, условия жизни и работы, требования к объему знаний и уровню умений в течение жизни одного поколения практически не менялись. Сегодня общество заинтересовано в трудовых ресурсах свободно владеющих информационно–коммуникативными технологиями; с высоким уровнем развития интеллектуальных и творческих способностей. Для того чтобы не просто выживать дальше, но и активно развиваться, необходимо коренным образом улучшать систему образования. Сегодня, как никогда ранее, возрастает потребность в постоянной переподготовке профессиональных кадров. Многие, получив первоначальную квалификацию, вступают во вторичное образование для роста профессиональной карьеры либо для смены области деятельности. Достижение высокой отдачи возможно за счет организации ориентированного на результат процесса обучения, в ходе которого решаются проблемные вопросы, приобретаются знания и осуществляются позитивные перемены.

По оценке специалистов, одним из самых перспективных направлений подготовки и переподготовки специалистов в XXI веке как форма образования без отрыва от производства является дистанционное образование, которое открывает неограниченные возможности и горизонты. Развитие дистанционного обучения, в частности, способно послужить движущей силой прогрессивной реформы профессионального образования в целом, перехода от репродуктивной к активной парадигме освоения знаний, к образованию, основанному на активной и конструктивной совместной деятельности.

Развитие дистанционного образования приобретает особую актуальность для образовательной системы под воздействием следующих процессов: политические изменения, способствующие росту международных связей; экономические реформы, выдвигающие новые требования к образованию; формирование потребностей населения в новом содержании и технологиях образования; реализация конституционного права на образование каждого гражданина страны.

Обучаться посредством дистанционных методов удобно и комфортно. Среди характерных особенностей дистанционного образования можно отметить: гибкость и комфортность; социальное равенство; совместимость обучения с основным видом профессиональной деятельности; уникальную практичность обучения; рентабельность; технологичность и доступность различным категориям людей в желании получать новые знания в избранном направлении; интерактивность; возможность работать с преподавателями различных культур и разных языков общения; реализацию права человека на получение образовательной информации в течение всей жизни; модульность; качественные учебные материалы в электронном виде; совмещение различных методов обучения; лучшее понимание и запоминание учебного материала; использование передовых коммуникационных и информационных технологий. Данный метод доступен представителям разных социальных и возрастных групп; он обходится на 20—25% дешевле, чем традиционные формы получения образования [1, с. 31].

Система дистанционного образования помимо чисто образовательных функций может обеспечить возможность профессионального общения и обмена опытом через тематические конференции, чат–форумы, электронные библиотеки и базы данных, асинхронные семинары, форумы, лекции, телеконференции, лабораторные работы, программированный контроль, психологическое тестирование, курсовое проектирование, мультимедиа, деловые компьютерные игры, практические занятия, контрольные мероприятия, коллоквиумы, тематические общеобразовательные проекты, сетевые олимпиады, конкурсы, видеолектории [2, с. 193].

Перечисленные особенности определяют преимущества дистанционного образования перед другими формами получения образования.

Анализ опыта и результатов внедрения дистанционного образования свидетельствует о его перспективности, хотя, конечно, сама эта форма нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании. Существенное значение при разработке и реализации имеют следующие факторы: большое количество теоретических разработок и минимума материалов, посвященных анализу реального состояния практики продвижения этой формы обучения в корпоративные образовательные среды; состояние законодательной базы, регламентирующей использование информационных технологий; финансовые ресурсы вузов; профессиональный уровень и подготовка профессорско–преподавательского состава и сотрудников, принимающих участие во внедрении информационных технологий; уровень информационной подготовки студентов; качество телекоммуникационных систем; сложившиеся в обществе ценности и нормы, взгляды и представления, стереотипы, общественное мнение, точки зрения экспертов на данную проблему. К недостаткам можно отнести отсутствие личности педагога или ограничение контакта студентов с преподавателями в процессе получения знаний, что не позволяет педагогу влиять на обучающегося, повышать интерес к изучаемому материалу, а также ограничение возможности общения студентов между собой, их взаимопомощи. Серьезной проблемой является невозможность осуществлять идейно–воспитательное воздействие на молодого человека, что имеет значительное влияние на формирование личности студента, его гражданских и социально–психологических качеств. Проблема заключается и в идентификации личности студента и выработке объективного критерия «качества».

Несмотря на отмеченные выше недостатки, остается несомненным факт, что дистанционное образование позитивно себя зарекомендовала в дополнительном образовании, которое призвано повысить компетенцию лиц, уже имеющих базовое образование, а также способствовать гармоничному развитию личности.

Главная цель дистанционного образования в Республике Беларусь заключается в наиболее полном обеспечении потребностей и прав граждан на получение образования, а также в повышении уровня образования за счет более активного использования научного и образовательного потенциала на основе современных технологий [3, с. 50].

Таким образом, мы можем с уверенностью говорить о перспективности дистанционного образования как в плане предоставления возможности получения образования и повышения квалификации, так и в плане информатизации всей системы образования.

Литература

1. Капранова, В. А. Сравнительная педагогика / В. А. Капранова. — Минск: Новое знание, 2004. — 222 с.

2. Андреев, А. А. Технологии дистанционного обучения / А. А. Андреев // Школьные технологии. — 2001. — №5. — С. 188—195.

3. Тавгень, И. А. Модель организации структуры системы дистанционного образования в РБ / И. А. Тавгень // Открытое образование. — 2002. — №2. — С. 49—55.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы