Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Педагогика высшей школы (Секция 8) ОСОБЕННОСТИ КОЛОРИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ–ПЕДАГОГОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ (Дубина Н. Г.)

Дубина Н. Г.

Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

ОСОБЕННОСТИ КОЛОРИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ–ПЕДАГОГОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Подготовка художников–педагогов и других специалистов–колористов высшей квалификации имеет большое значение в жизни и культуре общества. Консерватизм обучения художественного образования по проблеме колористики в высших учебных заведениях приводит к снижению колористической культуры в обществе. Это же влечет за собой и падение уровня школьного и дошкольного образования в данной области.

Вузовская подготовка в настоящее время играет определяющую роль в ориентации всей системы профессионального образования, в том числе и художественно–педагогического. А это предполагает определение функций и конкретизацию общих целей высшего образования.

На сегодняшний день функция высшего образования в системе общего производства заключается в создании интеллектуального базиса. По мнению белорусского ученого А. С. Зубра одна из величайших функций высшей школы состоит в том, чтобы готовить высокообразованных, высококультурных людей, которые могут и должны стать искателями, проводниками, инициаторами больших социальных перемен, движения общества к лучшему будущему.

Целью высшей школы является не простая передача знаний, не просто сообщение какой–нибудь конкретной информации, а предоставление студенту возможности погрузиться в мир науки, научиться спорить и уважать оппонентов, советоваться с ними и помогать друг другу. Все это способствует созданию интеллектуальной ауры, здоровой и ясной атмосферы мысли.

В процессе обучения в высшей школе происходит освоение совокупного социально–исторического опыта человечества, но уже с уровня специального и специализированного развития. В процессе индивидуального развития человек осваивает нормы культуры только через обучение, посредством которого он развивается и одновременно включается в культуру.

Специализированное обучение в высшей школе осуществляется посредством освоения профессиональных знаний, методов деятельности, культурных норм жизни, представленных в предметной форме. Таким образом, обучение выступает как процесс осознания предмета как такового и структуры деятельности в данной области. Образование же означает вхождение человека в культуру, осуществляемое в виде индивидуальной самодеятельности. Английский ученый Джон Ньюмен писал, что…«образование есть более высокое слово, обозначающее не просто научение каким–либо ремеслам или искусствам, а воздействие на нашу умственную природу, на складывание характера» [1, с. 42].

Колористическая подготовка специалистов в высшей школе различных художественных специальностей, в том числе и художников–педагогов, имеет специфические особенности. Отметим следующее.

Полноценное освоение колористики возможно только при изучении учебных дисциплин, способствующих наиболее адекватному и эффективному отражению профессионального содержания при системном подходе к обучению, но только при условии подчинения этих отдельных дисциплин единой цели.

Художественно–графические дисциплины (рисунок, живопись, композиция) занимают центральное место при подготовке специалистов в данной области. Подготовка по этим дисциплинам проходит в основном в форме практических занятии.

Следует подчеркнуть, что основу способностей владения цветом составляют интеллектуальные способности, обеспечивающие действие с объектом деятельности, и система профессиональных понятий, задающих способ колористического «видения» действительности. (Под объектом деятельности понимается предмет изучения — это понятие, представление, методы деятельности, видимый предмет и т. д.).

Можно выделить следующие дидактические условия, необходимые для формирования профессионального мышления и способностей владения цветом в период специализированной подготовки. К ним относятся:

— организация процесса формирования образно–концептуальных компонентов профессионального мышления художника на основе обучения учащихся средствам и методам профессиональной деятельности;

— формирование понятийного аппарата через систему условно–схематизированных образов, отражающих основное содержание базовых понятий в определенной области (колористической, художественной, и т. д.);

— свертывание умственных действий и автоматизация процесса работы с профессиональными понятиями в области цвета путем отработки скорости получения образного решения;

— преодоление полученных знаний через творческое решение учебных задач (выявление стереотипного образа, осознанное его разрушение и трансформация).

Обучение колористическим способностям в высшей школе должно быть направлено не просто на творческие результаты, а на процесс освоения учащимися способов и методов профессионального мышления. Изучение способа мышления является первичным в обучении профессиональной деятельности, но должно идти параллельно с освоением технических приемов и навыков.

Литература

1. Захаров, И. Джон Ньюмен и его модель идеального университета / И. Захаров, Е. Ляхович // Alma Mater. — 1993. — №1. — С. 42.

2. Зубра, А. С. Педагогические основы формирования культуры личности студента высшей школы: дис. …докт. пед. наук / А. С. Зубра. — Национальный институт образования. 13.00.01. — Минск, 1996. — 235 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы