Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Педагогика высшей школы (Секция 8) МЕХАНИЗМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ (Вераксо Е. Г.)

Вераксо Е. Г.

Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова

МЕХАНИЗМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

 

Проблемам повышения эффективности идеологической и воспитательной работы со студенческой молодежью сегодня уделяется все более пристальное внимание. Именно поэтому преподаватели вузов должны осознавать, что в их задачи входит не только дать знания привить профессиональные навыки подготавливаемым им специалистам, но и воспитать морально–нравственные, духовные качества личности. Основной целью подготовки будущего преподавателя является формирование активной, творческой личности, глубоко знающей свой предмет, владеющей разнообразными методическими средствами и приемами, имеющее основательное психолого–педагогическое образование, обладающей эрудицией, культурой, стремящейся к постоянному самосовершенствованию. Современный преподаватель–специалист должен уметь реализовывать на практике свои основные профессиональные функции — конструктивную, организаторскую, исследовательскую, коммуникативную.

1. Конструктивная функция включает отбор и анализ содержания учебной информации, которая должна быть усвоена студентами; планирование деятельности студентов при усвоении данной информации; планирование собственной деятельности при взаимодействии со студентами, подбор материала.

2. Организаторская функция подразумевает использование различных видов деятельности студентов, организацию путей и методов передачи информации преподавателем.

3. Исследовательская функция — это изучение возрастных и индивидуальных особенностей студентов, исследование различных способов воздействия на аудиторию, анализ результатов преподавательской деятельности, ее достоинств и недостатков.

4. Коммуникативная функция устанавливает общение со студентами, во время которого преподаватель является организатором и руководителем учебно–воспитательного процесса, в то же время он выступает в роли партнера по речевой коммуникации.

Преподаватель выступает одновременно формальным руководителем и неформальным лидером учебного коллектива.

На наш взгляд, отдельно можно выделить и воспитательную функцию, включающую развитие духовных, морально–нравственных качеств, гражданско–патриотического сознания, т.е. всех качеств, предусмотренных Концепцией воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

Преподаватели вузов должны осознавать, что в их задачи входит не только дать знания, привить профессиональные навыки подготавливаемым им специалистам, но и воспитать морально–нравственные, духовные качества личности.

Преподаватель–предметник, работающий со студентами ежедневно, имеет достаточные возможности в воспитании студентов. В своем исследовании мы остановились на воспитательной работе преподавателя во время практических языковых курсах. Преподаватель должен научить студентов самостоятельно разбираться в предлагаемом им материале из учебников и пособий.

Нами был сделан подробный анализ литературы, рекомендуемой студентам для изучения иностранного языка. За основу были взяты учебники, пособия и методические указания, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь и используемые на непрофильных факультетах. Цель нашего исследования — определение соответствия между содержанием материала и компонентами Концепции патриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь: культурно–исторического, героико–исторического, социально–политического, духовного, военно–технического, физического. Все эти компоненты взаимосвязаны и составляют содержательную основу гражданско–патриотического воспитания молодежи.

Содержание материала, изучаемого соответственно учебной программе «Иностранный язык для высших учебных заведений неязыковых специальностей» студентами белорусских вузов (2001), отражено в таблице. За основу исследования нами взята рабочая программа изучения английского языка на непрофильных факультетах (период изучения иностранного языка 2 года), составленная преподавателями кафедры английского языка МГУ имени А. А. Кулешова.

 

Темы, формирующие гражданско–патриотическое сознание студентов на уроках иностранного языка

 

 

Как видно, подобранные темы затрагивают все компоненты Концепции патриотического воспитания молодежи в РБ, а также расширяют познания студентов в области организации современного образовательного и воспитательного процесса не только в РБ, но и в ведущих англоязычных странах (Великобритании и США). Особенно хотелось бы отметить включение в эту программу материалов по СМИ, знакомящих студентов с деятельностью и особенностями источников информации. События на территории СССР в период начала 90–х годов ХХ века показали полную беззащитность населения и в том числе молодежи перед информационной агрессией Запада, поэтому так важно вооружить студента знаниями о СМИ. Столь же актуальным, на наш взгляд, является рассмотрение проблем современного мирового сообщества, истории и традиций народов Великобритании и США с позиции уважения их обычаев и полного отрицания расизма и шовинизма.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Информация кпк горсберкасса отзывы тут.