Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Педагогика высшей школы (Секция 8) ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНО–ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ (Архипова Е. А.)

Архипова Е. А.

Республиканский институт высшей школы (г. Минск)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНО–ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

В последние годы огромное внимание уделяется психологическому сопровождению учебно–воспитательного процесса. Давно известно, что психолог в образовательных учреждениях способствует улучшению качества образовательного процесса. Психолог в учреждениях образования измеряет определенные личностные качества, на этой основе ставит диагноз, находит место, которое занимает испытуемый среди других по выраженности изучаемых особенностей. Согласно Л. Д. Столяренко, психологический диагноз — это структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств — способностей, мотивов, устойчивых особенностей личности. Важно не только поставить диагноз, но и дать рекомендации по развитию изучаемых качеств. Вместе с тем управленческому консультированию, применяющемуся преимущественно в качестве психологической помощи преподавателям в решении проблем формирования студенческого коллектива уделяется недостаточно внимания.

Организуя курсы повышения квалификации, перед преподавательским коллективом стоят важные задачи по профилактике психического выгорания преподавателей вуза, по смягчению и ликвидации имеющейся симптоматики, по содействию преподавателям в решении их личностных проблем, изменению отношения к социальному окружению, по вооружению способами разрешения конфликтов в студенческом коллективе. Важно познакомить слушателей с психотерапией, основанной на классическом психоанализе З. Фрейда и неофрейдистов К. Хорни, Э. Фромма, психодраме Дж. Морено, трансактном анализе Э. Берна, индивидуально–психологической терапии А. Адлера, арттерапии, музыкотерапии и др. Другой важной задачей курсов повышения квалификации является оказание помощи в психологическом консультировании, в определении, уточнении и решении определенных задач, возникающих у преподавателя в управлении студенческим коллективом. Другими словами, преподаватель курсов повышения квалификации всегда выступает в роли человека, дающего советы, оставляя право за слушателем воспользоваться советами по своему усмотрению.

Курсы повышения квалификации призваны помочь в решении практических задач совершенствования учебно–воспитательного процесса. Н. Ф. Талызина так сформулировала основные функции психологической помощи в образовании: «Она теряет свое дискриминационное назначение, хотя и сохраняет в определенных пределах прогностическую роль. Главной ее функцией должно быть определение условий, наиболее благоприятствующих дальнейшему развитию данного человека, помощь при разработке программ обучения и развития, учитывающих своеобразие наличного состояния его познавательной деятельности» (Талызина Н. Ф., 1981).

Психологическое сопровождение учебно–воспитательного процесса осуществляется ради прогноза определенного поведения, развития способностей, повышения успеваемости. Если психологические признаки можно непосредственно наблюдать и регистрировать, то, согласно Л. Д. Столяренко, психологические категории — это скрытые психологические факторы (психологические причины), которые обусловливают определенное поведение и особенности человека. Для диагностики интеллектуального развития, специальных способностей и профессионально важных психологических качеств студентов, их личностных качеств и мотивационной сферы занятия со слушателями повышения квалификации проводят разные преподаватели, которые глубоко раскрывают тот или иной заявленный вопрос.

Одни преподаватели дают разностороннюю характеристику психодиагностических методик (малоформализованных и высокоформализованных), другие раскрывают вопросы надежности, валидности и стандартизации психодиагностических тестов, дают классификацию психодиагностических методик (объективные и субъективные: приборные, аппаратурные, объективные тесты, тесты–опросники, проективные методики, методики «Конструктов» Келли, методики ранжирования, парных сравнений, «сортировки» и др.).

Особое внимание уделяется вопросам освещения тестов учебных и профессиональных достижений. Так как тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, то они являются более объективным показателем обученности, чем оценка. Слушатели знакомятся с тем, что модели тестовых заданий могут быть различными: по типу вопросов: «Что, где, кто, когда?», «Для чего, зачем, почему?»; «Из чего, из каких частей состоит…?»; «Определите понятие…»; «Заполните пропуск»; «Проведите аналогию»; «Продолжите ряд…»; «Какие из вариантов ответов близки по смыслу?».

Содействию совершенствования сопровождения педагогического процесса во многом способствует содержание курсов повышения квалификации «Искусство психолого–педагогического взаимодействия», организованных кафедрой психологии и педагогического мастерства ГУО «РИВШ». Программа курсов очень насыщенная. Особенно нравятся слушателям лекции по таким проблемам как «Психологическая деятельность преподавателя как творческий процесс», «Педагогические способности преподавателя и их диагностика», «Техника овладения инициативой в общении», «Возникновение и развитие конфликтов», «Игротехнические методы оптимизации психологического климата в группе», «Техника формирования аттракции». В этих лекциях делается акцент на основные направления улучшения качества преподавания в вузе, способах овладения инновационными технологиями каждым преподавателем вуза, улучшении качества образования, ориентации личности на активное освоение способов познавательной деятельности. Повышение качества подготовки специалистов, их способность адаптироваться на рынке труда, формирование гражданской ответственности, патриотизма рассматриваются как основные направления государственной образовательной политики в системе высшего образования.

В действующем Законе Республики Беларусь «О высшем образовании» установлено, что высшее образование обеспечивает подготовку квалифицированных специалистов, развитие способностей и интеллектуально–творческого потенциала личности.

Профессорско–преподавательским коллективом кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского института повышения квалификации ежедневно проводились лекции, семинарские, практические занятия. Слушателям курсов нравятся нетрадиционные формы проведения занятий, которые проходят в форме дискуссий, тренингов, заседаний круглого стола. У слушателей вызывает интерес организованные психологические тренинги профессионального самосознания педагога.

Большая дискуссия на курсах развертывается вокруг вопросов «поддерживающего» и «инновационного образования». Если поддерживающее образование — процесс и результат такой учебной деятельности, которая направлена на поддержание, воспроизводство определенных знаний, умений и навыков, то инновационное образование — процесс и результат учебной деятельности, который, помимо поддержания существующих традиций стимулирует у будущих специалистов стремление внести изменения в технологии преподавания и в качество подготовки специалистов.

Опрос слушателей курсов «Искусство психолого–педагогического взаимодействия» был организован по следующим вопросам: какую помощь оказали вам курсы повышения квалификации? какие способы профессионального совершенствования вы знаете? что такое психическое выгорание? какие вы знаете способы профилактики психического выгорания? и др. Анализ ответов слушателей показал, что 80% участников курсов повышения квалификации ответили, что курсы помогли сориентироваться в основных положениях Закона «О высшем образовании», «Концепции воспитания студенческой молодежи», «основных компонентах творческого труда преподавателя вуза», в структуре педагогических способностей преподавателя, проследить отношение к творчеству в различные эпохи», познакомиться с концепциями креативности Дж. Гилфорда, Э. П. Торренса, условиями развития творческих способностей преподавателя вуза». Было установлено, что творческим людям присущи следующие личностные черты: независимость, открытость ума, высокая толерантность, развитое эстетическое чувство, стремление к красоте. Почти все преподаватели знают, что психическое выгорание характеризуется эмоциональным истощением, деперсонализацией, редукцией профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением преподаватели понимают чувство эмоциональной опустошенности и усталости. Деперсонализация характеризуется безразличным отношением к труду. Редукция профессиональных достижений характеризуется разочарованием в выбранной специальности. Исследование показало, что преподаватели, чьи реальные достижения ниже их возможностей, переживают серьезные проблемы в личностной и эмоциональной сфере, а также в сфере межличностных отношений. Огромный интерес у слушателей вызвали вопросы профессиональной пригодности преподавателя вуза, мотивации профессиональной деятельности, психологической диагностики уровней профессионального мастерства преподавателей вуза. Было замечено, что эффективность трудовой деятельности, удовлетворенность процессом и результатом труда, перспективы профессиональной карьеры в значительной степени зависят от пригодности субъекта труда к выполнению конкретных операций.

Преподавателями кафедры психологии и педагогического мастерства ГУО «РИВШ» были даны рекомендации заведующим кафедрам по профессиональному отбору преподавателей, сообщено, что профессиональный отбор — это комплекс мероприятий, направленных на выявление лиц, в наибольшей степени соответствующих требованиям конкретного специалиста по своим индивидуальным качествам. Психологический отбор — это процедура изучения и оценки степени развития психических и психофизиологических качеств человека, требуемых конкретной профессией, что способствует успешному овладению профессией и последующей эффективной деятельности.

Преподаватели рекомендовали слушателям использовать разнообразные формы учебной деятельности. Это не только лекции, семинарские и практические занятия, но и лабораторные, контрольные, тестирование, коллоквиум, рефераты, эссе, сочинения, диктанты, промежуточные зачеты, основные зачеты, курсовые и дипломные работы. На семинарских занятиях следует шире использовать разнообразные вопросы: каким образом можно… использовать для…? что случиться, если…? что подразумевается под…? в чем сильные и слабые стороны…? на что похоже….? каким образом…. влияет на…? каким образом…. связано с тем, что мы изучали ранее? объясните, почему…? объясните как…? в чем смысл…? почему важно…? в чем разница между…. и…? как можно применить в повседневной жизни? какой аргумент можно привести против? какой способ является лучше и почему? какие могут быть возможные решения задачи? что на ваш взгляд является причиной…. и почему? согласны ли вы с утверждением, что…? чем вы можете аргументировать свой ответ? как, по вашему мнению, посмотрели бы…. на вопрос...? Применяя разнообразные вопросы симулирования познавательной активности студентов, развиваются такие навыки мышления, как анализ, идентификация, создание аналогий, активизация ранее приобретенных знаний, анализ значимости, сравнение– противопоставление, применение в реальном мире, контраргументация, оценка и ее обоснование, рассмотрение других точек зрения.

С целью улучшения качества учебно–воспитательного процесса педагоги должны уметь анализировать лекции по следующим критериям: идейное содержание, научность, сочетание теоретического с практическим, доказательность, связь с профилем подготовки специалиста, структура лекции (четкая, расплывчатая, беспорядочная), воспитательная направленность (высокая, средняя, низкая), соответствие материала, использование времени (рационально, использует посторонние разговоры, время используется нерационально), методы изложения (проблемный, поисковый, частично–поисковый, объяснительно–информационный), использование наглядности, владение материалом (свободно владеет, читает без конспекта, частично использует конспект, излагаемый материал знает слабо, читает по конспекту, при изложении материала допускает грубые ошибки), уровень новизны, реакция аудитории, поведение преподавателя: манера чтения лекции (увлекательная, живая, монотонная, скучная), культура речи (высокая, средняя, низкая), контакт с аудиторией (яр–ко выражен, недостаточный, отсутствует), манера держать себя (умеренно выраженная, суетливая), мимика (избыточная мимика, выразительная), жестикуляция, (достаточная, суетливая, беспорядочная), внешнее проявление психического состояния (спокойствие и уверенность, некоторая нервозность, выраженная нервозность), отношение преподавателя (в меру требовательное, слишком строгое, равнодушное), такт преподавателя (тактичен, бестактичен), внешний облик (опрятен, неряшлив).

Особое внимание при анализе лекции следует обратить на освещение различных подходов к анализу проблемы, использование методических приемов для повышения мотивации к изучению темы, осуществление связи с будущей практической деятельностью студента, логичности выводов и обобщений, использование результатов современных научных исследований для активизации памяти, мышления, речи, стили общения преподавателя со студентами.

Важное место среди психологических механизмов успешной профессиональной деятельности принадлежит самооценке. Завышенная самооценка провоцирует постановку целей, превышающих возможности, заниженная самооценка — пассивность, боязнь ответственности. Результатом неадекватной самооценки и в том и в другом случае является недостаточная профессиональная адаптация к труду и неполная реализация возможностей человека в профессиональной деятельности.

Профессорско–преподавательский состав вуза — это кадры высшей научной квалификации. Труд преподавателя напряженный, творческий и сложный. Неслучайно принят Указ Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2007 года № 450, в котором предусмотрено существенное увеличение доплаты за ученые степени и звания. Вместе с тем преподаватель вуза должен быть высоко квалифицированным специалистом, ученым, великолепным педагогом–психологом, воспитателем, организатором.

Ученые называют преподавателя ключевой фигурой образовательного процесса. Однако он будет востребован студенческой аудиторией при условии следования тезису: «Образование через всю жизнь». Поэтому все преподаватели должны стремиться постоянно повышать свою квалификацию.

Государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы» приглашает на повышение квалификации и переподготовку преподавателей и специалистов учреждений образования по следующим направлениям: «Основы идеологии белорусского государства в условиях инновационной деятельности», «Студенческая молодежь и здоровый образ жизни», «Методика обучения основам здорового образа жизни», «Методология и методика диссертационного исследования», «Кадровый менеджмент в вузе», «Научно–теоретические основы инновационной деятельности», «Педагогическое мастерство преподавателя вуза» и др.

Таким образом, преподаватели курсов повышения квалификации призваны оказать помощь слушателям в овладении технологиями психологического сопровождения учебно–воспитательного процесса, в оказании помощи в профессиональном самообразовании и самовоспитании. В силу сложности совершенствования личности необходимы тактичность, высокий авторитет преподавателей, его компетентность, наблюдательность, инновационный, исследовательский подход, ориентация на гуманистические ценности, развитие творчества, педагогической эмпатии.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы