Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Эстетическое образование (Секция 7) ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЗНАКОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ (Ящук С. Л.)

Ящук С. Л.

Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЗНАКОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Процесс происхождения операций, связанных с употреблением знаков, является категорией, которую нельзя вывести, оставаясь в пределах индивидуальной психологии. Он есть часть истории социального формирования личности ребенка.

Мы опирались на положение Л. С. Выготского о том, что всякая высшая психическая функция появляется в развитии ребенка дважды, в двух планах — сначала социальном, потом психологическом, вначале между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая [3, с. 41]. Из этого исходит знаковое (речевое) опосредование, присвоение культурно–исторического опыта, интериоризация и вообще все «высшее» психологическое функционирование. Это и есть знаково–речевой подход. Люди и их психика развиваются на основе системы знаков (языка и речи). Все идет от социума, от социального опыта; есть биологические предпосылки, которые служат всего лишь «почвой», на которой это внешнее произрастает. То есть «внутреннее», изначально заложенное, не имеет собственной активности, даже зачатков того, что делает человека человеком.

Таким образом, знак первоначально выступает в поведении ребенка как средство социальной связи, как функция интерпсихическая, становясь затем средством овладения собственным поведением, он переносит свое социальное отношение к субъекту внутрь личности. Самый важный из законов, к которому приводит исследование Л. С. Выготским высших психических функций гласит, что «всякая символическая деятельность ребенка была некогда социальной формой сотрудничества и сохраняет на всем пути развития до самых высших его точек социальный способ функционирования. История высших психических функций раскрывается здесь как история превращения средств социального поведения в средства индивидуально–психологической организации» [3, с. 56].

Итак, знак выступает как одно из средств управления при осуществлении тех или иных психологических процессов. И мы воспользовались этим определением при проведении своего исследования.

Теоретический анализ литературы по проблеме знака и особенностей его восприятия позволил нам обозначить, что такие функции, как произвольное внимание, логическая память, высшие формы восприятия и движения, выступают в качестве явлений одного психологического порядка, в основе процесса исторического развития поведения.

Мы пришли к выводу, что знаковые операции возникают не иначе, как в результате сложнейшего и длительного процесса, обнаруживающего все типические черты подлинного развития и подчиненного основным закономерностям психической эволюции. Это значит, что знаковые операции не просто изобретаются детьми или перенимаются от взрослых, но возникают из чего–то такого, что первоначально не является знаковой операцией и что становится ею лишь после ряда качественных превращений, из которых каждое обусловливает последующую ступень, будучи само обусловлено предыдущей и связывая их как стадии единого, исторического по своей природе процесса.

В практической части мы провели исследование по изучению различий в восприятии знаков в зависимости от формы их предъявления в младшем школьном и юношеском возрасте.

С этой целью нами была разработана проективная методика, основанная на распространенной идее в психодиагностике — проекции внутренних переживаний на материал стимулов. Базой для нее выступил цветовой тест Люшера, позволивший нам интерпретировать полученные результаты [5].

В исследовании приняли участие 300 человек в возрасте 16—18 лет и 103 человека в возрасте 7—8 лет.

Выбор респондентов данных возрастных групп обусловлен следующим: опираясь на идеи Л. С. Выготского, можно утверждать, что в возрасте 6—7 лет у детей происходит развитие высших психических функций, начиная от элементарных, сюда входит интересующее нас восприятие, и до более сложных. В юношеском возрасте происходит становление качественно новых особенностей личности, формируется новый уровень самосознания, который характеризуется более устойчивым представлением о своем «Я», происходит переориентация на внешний мир.

Испытуемым предлагался список из 19 букв и 18 звуков, в котором каждый знак предлагалось окрасить в определенный цвет, который подбирался в соответствии с цветовым тестом Люшера [5]. Выбор букв осуществлялся по схеме: на клавиатуре персонального компьютера выбираются буквы, часто употребляемые при работе с ним. В ходе проведения нашего эмпирического исследования обнаружилось, что большинство испытуемых одной возрастной категории окрашивают один и тот же знак в аналогичный цвет. Другими словами, преобладает тенденция эмоционального восприятия знаков в зависимости от формы их предъявления (это буква или это звук), которая проявляется в окрашивании знака в одинаковый цвет.

Результаты нашего исследования по эмоциональному восприятию буквы и звука буквы для каждой возрастной группы были отражены в процентных значениях. Для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего нас эффекта (выбор цвета при окрашивании букв и звуков в русском языке) нами был использован критерий Фишера [6].

Полученные эмпирические значения находятся в зоне значимости. Доля лиц, окрасивших букву и звук буквы в одинаковый цвет в возрастной группе юношеского возраста больше, чем во второй группе младшего школьного возраста.

Результаты, которые мы получили показывают существование различий в эмоциональном восприятии знаков в зависимости от формы их предъявления в младшем школьном возрасте по сравнению с юношеским возрастом. Причем, внутри каждой возрастной группы образовались свои подгруппы, которые отдали предпочтение одному и тому же цвету при окрашивании буквы и звука буквы, при условии, что в процентном отношении они составляют более 7% (превышающие верхний порог случайности) от общего количества испытуемых.

Каждая подгруппа получила по тесту Люшера свою характеристику, свой эмоциональный фон: благоприятный или напряженный — все связано с предпочтениями испытуемых в выборе цвета. Поскольку эти предпочтения по результатам исследования совпали, то можно сделать заключение, что группы испытуемых, образовавшие внутри себя подгруппы испытывают одинаковые эмоциональные воздействия.

Можно утверждать, что полученная разница в восприятии знака в зависимости от формы его предъявления обусловлена разным уровнем развития новообразований таких возрастных групп как юношеский и младший школьный возраст.

В младшем школьном возрасте количество одинаковых выборов цвета меньше, чем в юношеском, зато цветовых вариаций больше.

В юношеском возрасте, как показали результаты исследования, выбор цвета при окрашивании той или иной буквы и звука буквы часто совпадает, поэтому в процентном отношении именно в юношеском возрасте количество респондентов в каждой подгруппе достигает более 50% от общего количества.

Таким образом, младший школьник и юноша одинаково соотносят воспринимаемое с системой связей, скрытой за словом, но сама эта система связей, в которую включается воспринимаемое, глубока и различна в младшем школьном и юношеском возрасте, так же как различны комплекс и понятие; младший школьник, воспринимая, больше вспоминает, юноша — больше мыслит.

Мы решили апробировать полученные результаты на практике, проведя следующий эксперимент: 20 респондентам в возрасте 17 лет были предложены строки из поэзии А. С. Пушкина, где буквы заранее были окрашены в цвета, которые выбрали испытуемые в результате проведенного исследования. Респондентам необходимо было указать, какие эмоции и чувства вызывают данные строки. Далее предлагались те же поэтические строки, но теперь они сами окрашивали их в наиболее подходящий цвет.

Анализ полученных результатов показал, что респонденты испытывали следующие чувства: силу, страх, напор, веру, внутреннее беспокойство, отречение от мира суеты, неясность, невидимую свободу, замешательство, безумие, радость, вдохновение, напряжение, эстетические переживания, веселость, импульс, полноту жизни, спокойствие, нейтральность. Все эти чувства и переживания разные и оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие. Они также находятся в соответствии с интерпретацией цветов по М. Люшеру.

Результаты, которые мы получили по окрашиванию испытуемыми поэтических строк и предложенный уже окрашенный вариант совпадал с выбором, который респонденты делали на пустых неокрашенных бланках. На 9 из 20 бланков этот выбор совпадал в 100% случаев (испытуемые произвольно, не сверяя с оригиналом, окрасили буквы в соответствующие цвета). Респондентам понравилась идея окрашивания поэтических строк в цвета, это поднимало им настроение, стихотворение хотелось прочесть снова и снова, цвета создавали атмосферу мистики и тайны. «Цветное» стихотворение стало живым и энергичным, в нем раскрылась центральная идея духовной веры.

Мы тем самым способны повлиять на эмоциональный фон людей, придав ему яркости, насыщенности положительной энергией, устремив их к творческому поиску, развивающемуся в русле благоприятного эмоционального климата. Это открывает возможности и перспективы дальнейшего изучения такого понятия в психологии как «знак» и особенностей его восприятия. И наш эксперимент по апробации результатов исследования на практике с детьми юношеского возраста тому доказательство. Результаты, которые мы получили, педагоги могут взять на заметку и осознанно применять в своей практике, вживлять в планы учебных занятий, ориентируясь на успешность в процессе обучения. Рекламодатели, создавая свои рекламные ролики, могут, таким образом, воздействовать на настроение, чувства и эмоции, в частности, детей.

Не следует останавливаться и на практическом исследовании данного феномена, поскольку оно раздвигает нам новые границы познания в психологической науке.

Литература

1. Антонов, А. В. Информация: восприятие и понимание / А. В. Антонов. — Киев: Навукова думка, 1988. — 213 с.

2. Базыма, Б. А. Психология цвета: теория и практика / Б. А. Базыма. — М., 2005. — 208 с.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6–ти т. Т. 6. Научное наследство / Л. С. Выготский; под ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1984. — 400 с.

4. Люшер, М. Цветовой тест Люшера / М. Люшер. — М.: «Сова», 2005. — 192 с.

6. Сидоренко, Е. Методы математической обработки в психологии / Е. Сидоренко. — М.: Речь, 2006. — 324 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Смотрите описание шопинг невский на нашем сайте.