Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Эстетическое образование (Секция 7) Культурация содержания музыкально–творческого развития дошкольников (Ходонович Л. С.)

Ходонович Л. С.

Национальный институт образования (г. Минск)

Культурация содержания музыкально–творческого развития дошкольников

Актуальными проблемами современного эстетического образования дошкольников являются проектирование образовательного процесса как культуротворчества и обогащение его содержания для формирования культуры и наиболее полной реализации творческого потенциала ребенка.

В психологии и педагогике дошкольное детство определяют сенситивным периодом для эстетической и, в частности, для музыкально–творческой деятельности (А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Е. И. Николаева, Б. М. Теплов и др.). При рассмотрении феномена дошкольного детства в настоящее время особую значимость приобретает не столько организация музыкально–творческой деятельности детей, сколько придание культурогенного смысла их музыкальному творчеству. В этой связи вопрос о культурации содержания музыкально–творческого развития дошкольников определяется актуальным и своевременным.

Культурация, по К. М. Клахкому, — это процесс передачи смыслов культуры. М. Херсковиц ввел понятие инкультурация, трактуемое как приобщение индивида к культуре, усвоение им существующих норм, привычек, свойственных данной культуре. Культурация понимается нами как процесс развития ценностного творчества субъекта, воспитания и обучения творчеству как общечеловеческой ценности. Процесс культурации содержания музыкально–творческого развития дошкольников придает последнему культурный контекст, ускоряет освоение ребенком универсалий культуры, системы языков культуры, «врастание» в культурное наследие семьи и культурную национальную традицию, способствует вызыванию у дошкольника необходимости проявления вершинных и актуальных ценностей — музыкальной культуры и музыкального творчества, в противовес проходящим ценностям, относящимся чаще всего к массовой культуре, затмевающей в настоящее время подлинные общечеловеческие и национальные ценности.

Культурация содержания музыкально–творческого развития дошкольников актуализирует ориентацию на аксиологический и культурологический подходы, их реализацию в музыкальном образовании детей. При этом необходимостью становится конструирование педагогической системы, способной культивировать отношение к ребенку даже не столько как к личности, сколько как к личности творца, а к образовательному процессу как к культуротворческой деятельности ребенка и взрослого. В такой системе ведущее место занимает музыкальная игра. Сказанное выявляет ключевой момент в решении проблемы культурации содержания музыкально–творческого развития дошкольников — это культурация содержания музыкальной игры. В этом случае музыкальная игра приобретает не только новый уровень содержания, но и раскрывает свои полифункциональные возможности: выступает как ведущий для данного возраста детей вид музыкально–творческой деятельности, как средство развития музыкального творчества ребенка, как форма организации музыкально–творческого процесса дошкольного учреждения. Говоря о культурации содержания игры, мы подразумеваем содержание дошкольного образования в целом, так как именно в игровой деятельности интенсивно формируются качества и индивидуальные особенности личности ребенка, происходят главнейшие изменения его психики, развиваются процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Игра в дошкольной педагогике имеет глубокие исторические корни. Н. К. Крупская подчеркивала исключительное значение игры для детей дошкольного возраста. Игра, по К. Д. Ушинскому, — это своеобразный род деятельности, в которой самостоятельно работает детская душа, притом свободной и обязательно осознанной деятельности, под которой понимается стремление жить, чувствовать, действовать. Лишение ребенка игры как сознательной деятельности есть для него самое страшное наказание, утверждал великий педагог. А. С. Макаренко неоднократно указывал на важность игры в жизни и развитии ребенка: «У ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра» [1, с. 272].

Особая ценность игры заключается в ее воздействии на оптимистическое мироощущение ребенка в сегодняшнем дне. Через игру, по словам педагога–гуманиста В. А. Сухомлинского, как через огромное светлое окно в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности [2, с. 104].

Говоря о культурации содержания игры для развития дошкольного образования, вспомним о «Законах» Платона, в которых автор показал связь игры с искусством, с эстетической культурой личности растущего человека. И. Кант и Ф. Шиллер, связывали игровую деятельность человека со сферой его эстетической практики. Игра по Шиллеру, — это свободное самодеятельное раскрытие всех сил человека, его сущности. Человек в игре творит реальность высшего порядка — «эстетическую реальность» и, значит, творит себя самого как гармоническую личность. Эстетический аспект игровой деятельности исследовался в психологии Г. Спенсером, в педагогике — Ф. Фребелем, в эстетике — К. Гроссом. Г. Рид, связывая мир эстетики и мир игры воедино, называет игру универсальным методом воспитания через искусство.

В музыкальном воспитании дошкольников применяют различные музыкальные игры: подвижные, с пением, хороводные, дидактические (Н. А. Ветлугина, А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, А. Н. Зимина, А. И. Катинене, А. В. Кенеман, Э. П. Костина, Г. П. Новикова, О. П. Радынова, М. Л. Палавандишвили). В структуре музыкального занятия названные средства традиционно применяются отдельно и не в игровом сюжете. Это привело к потере в образовательном процессе культуротворческого потенциала игры и музыкального искусства, возможности осуществления индивидуального подхода, создания атмосферы проблемности, перехода ребенка к самостоятельной музыкально–творческой деятельности.

Игра вызывает у детей самые различные эмоции и эмоциональные состояния, сложная структура которых обнаруживается наряду с игрой в других явлениях культуры: в празднествах, в сценических перевоплощениях, ритуалах. Сложность и своеобразие эмоций, возникающих в игре, позволяет сравнивать их с художественными эмоциями, а саму игру рассматривать как феномен культуры. Общее, что связывает игру с художественной деятельностью и искусством — это образность, условность, метафоричность, эмоциональность. То общее, что роднит игру и искусство, позволяет адекватно для детского возраста осуществлять эстетическое воспитание и творческое развитие в игровой форме. Близость игровой и художественной деятельности доказывает связь игры с творчеством. По мнению В. В. Давыдова, именно в дошкольном детстве благодаря игровой деятельности у ребенка возникают и начинают развиваться творческое начало, потребность в созидании и воображение, как психологическое средство их реализации. Л. С. Выготский называл игру «общим корнем, из которого разъединились все отдельные виды детского искусства», игра, по мнению автора, «.. служит подготовительной ступенью художественного творчества» ребенка [3, с. 64].

Однако не каждая игра имеет выше названный потенциал, а лишь имеющая определенную структуру и содержание, в котором представлены разные виды культуры, раскрыты их ценности.

К настоящему времени в Республике Беларусь широко применяется учебно–методический комплекс (УМК), разработанный для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Мир музыки» [5; 6; 7]. В нем показан вариант новой формы организации музыкально–творческого процесса — музыкальный сюжетно–игровой комплекс, отличающийся новой структурой, содержанием, методикой организации и проведения.

Музыкальный сюжетно–игровой комплекс представляет собой систему сюжетных музыкально–дидактических игр, объединенных общим сюжетом и игровым образом [4]. Если музыкально–дидактическая игра выступает одной отдельной составляющей занятия и применяется в той или иной его части, то музыкальный сюжетно–игровой комплекс является собственно игровой формой организации образовательного процесса. Его содержание отличается двойной адресованностью (на ребенка и взрослого), культуроемкостью, игровой основой, проблемностью.

Музыкальный сюжетно–игровой комплекс, как игровая форма организации музыкально–творческого процесса, позволяет организовать деятельность детей в соответствии с ее определением в современной психолого–педагогической науке: как важнейший канал присвоения субъектом общественно–исторического опыта (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.); как способ преобразования действительности (А. Н Леонтьев, В. Н. Мясищев, А. А. Никифоров, Э. Г. Юдин и др.); как раскрытие и реализация потенциальных возможностей индивида, где он выступает по отношению к вещам как субъект, а к людям — как личность (Л. П. Буева, Г. С. Бакинцев и др.).

Структура музыкального сюжетно–игрового комплекса состоит из следующих компонентов, важных для развития самостоятельности, культуры и творчества ребенка: игрового сюжета, игрового образа, игровой проблемной эмоционально–образной ситуации, дидактического или творческого задания, игрового действия, игровых правил, игрового результата, игрового оснащения. Представленная структура вызывает у дошкольников позитивное отношение к игре, развивает способность к перевоплощению, активному творческому самовыражению, восприятию игровой ситуации как собственной, не заданной педагогом.

Значимо, что в условиях музыкального сюжетно–игрового комплекса обучение оптимально сочетается с творчеством. Обучение представлено дидактическими заданиями, творчество — творческими. Однако, в отличие от прямой формулировки дидактических заданий в традиционных играх, в игровом комплексе они помещены в проблемную ситуацию, окрашены эмоциональным потенциалом художественных произведений, а побуждением к их решению является чувство сопереживания игровому персонажу. Так дидактическое задание приобретает некоторый творческий характер, происходит тесная взаимосвязь между творчеством и обучением как процессом усвоения детьми знаний, умений и навыков, побудителем к которым выступает творческий инструментарий. Разные сочетания и соотношения дидактических и творческих заданий в игровых комплексах способствует возникновению оптимальных взаимоотношений между обучением и творчеством.

Игровой результат ориентирует ребенка на качество создаваемого творческого продукта, что выступает показателем, своеобразным индикатором подлинного творчества. Кроме того, требования игрового результата, четко сформулированные в содержании игр, побуждают ребенка к оценке качества исполнения взятой на себя и партнером по игре роли, ожиданию определения значимости своего творческого продукта для окружающих. Средством побуждения детей к игровому результату выступают игровые правила и игровое оснащение.

Игровые правила способствуют осознанию ребенком способа самовыражения для достижения успеха в игре посредством того или иного вида деятельности, стимулируют игровые действия, помогают оценить игровой результат. В отличие от игровых правил традиционных игр, в музыкальных сюжетно–игровых комплексах они открывают ребенку возможность выбора интересующего его персонажа игры, предпочитаемого вида деятельности, партнера для совместных творческих действий, игрового оснащения. Такое построение игровых правил легко вводит дошкольника в интересную и значимую для него деятельность, побуждает желание достижения в ней хорошего результата. Игровое оснащение позволяет разнообразить и усилить занимательность игрового действия, побуждает ребенка к активному личностному общению, практическому освоению нового опыта творческого самовыражения.

В музыкальных сюжетно–игровых комплексах открывается возможность комплексного воздействия игрового оснащения на детей, а также использования его без непосредственного вмешательства взрослого в процесс творчества. В этом случае, в отличие от традиционных игр, возможным становится изменение способов использования игрового оснащения и применения его в следующих важных функциях: косвенного побудителя дошкольников к самостоятельной творческой деятельности, снятия трафаретов при воспроизведении сюжетных коллизий, ролевых взаимодействий, творческих проявлений, фиксации той или иной ситуации и придачи ей доступности для понимания всех играющих, опредмеченных вех, помогающих двигаться по заранее составленной программе и т. п.

В рамках данной статьи отметим культуроемкость содержания музыкальных сюжетно–игровых комплексов. Она проявляется в насыщенности разнообразными видами и жанрами искусства (музыкальное, изобразительное искусство, литература, белорусский музыкальный и устный фольклор). Интеграция разных видов искусств способствует приобщению детей к общечеловеческими и национальными ценностями, воспитанию музыкально–эстетического вкуса, позволяет применять шедевры разных видов искусств как косвенные образцы для творчества ребенка, побуждает его соотносить качество творческого продукта с нормами, ценностями культуры и инициировать создание ее новых артефактов. Расширение культурного компонента содержания музыкально–творческого развития ведет к реализации принципа единства национальных и общечеловеческих ценностей, решает основные задачи музыкального образования детей: обогащение музыкально–эстетическими впечатлениями, развитие музыкальности, воспитание позитивного мировосприятия, формирование культурных, духовных, нравственных, творческих ценностей, развитие способности видения материала в новых, неожиданных, непривычных аспектах, удовлетворения внутренней потребности в творческом самовыражении.

Начавшаяся культурация содержания музыкально–творческого развития дошкольников, представленная в разработках белорусских ученых, рассматривается как перспектива развития дошкольного образования в целом. Дело теперь за практиками, которые должны грамотно и профессионально внедрять новые учебно–методические комплексы (УМК) в образовательный процесс дошкольных учреждений. Когда проявится единство науки и практики, выиграет общество в целом, так как оно получит человека, творческие свойства и качества которого позволят всему народу выйти на новые рубежи жизни.

Литература

1. Макаренко, А. С.. Полн. собр. соч.: В 4 т. / А. С. Макаренко. — М.: Педагогика, 1958. — Т. 4. — С. 272.

2. Сухомлинский, В. А. Избр. пед. соч. / В. А. Сухомлинский. — М.: Педагогика, 1979. — Т. 1. — С. 104.

3. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопр. психологии. — М. — 1966. — № 6. — С. 62—76.

4. Ходонович, Л. С. Педагогические средства развития музыкального творчества дошкольников / Л. С. Ходонович // Весн. Мазыр. дзярж. пед. ун–та. — 2007. — № 1 (16). — С. 139—143.

5. Ходонович, Л. С. Путешествие в мир музыки: учеб.–метод. пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Л. С. Ходонович. — Минск: НИО, 2006. — 240 с.

6. Хадановіч, Л. С. Падарожжа у свет музыкі: вучэб. дапаможнік для выхаванцаў старшай ступені (ад пяці да шасці гадоў) устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі, з беларускай і рускай мовамі навучання / Л. С. Хадановіч. — Мінск: НІА, 2006. — 64 с.: іл.

7. Хадановіч, Л. С. Падарожжа у свет музыкі рабочы сшытак: вучэб. дапаможнік для выхаванцаў старшай ступені (ад пяці да шасці гадоу) устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі, з беларускай і рускай мовамі навучання / Л. С. Хадановіч. — Мінск: НІА, 2006. — 64 с.: іл.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы