Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Эстетическое образование (Секция 7) РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ (Тушкевич Ж. А.)

Тушкевич Ж. А.

Средняя школа №3 г. Бреста

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

Искусство никогда не создавалось только ради бескорыстного любования красотой окружающего мира. Приобщая к культурному наследию искусство помогает выстроить систему собственных ценностей, оказывает катарсическое воздействие, очищая внутренний мир от отрицательных эмоций, аффектов, выступая как источник познания глубин человеческого духа [1, с. 17].

Цивилизация есть определенная форма бытия культур. Культура представляет личность исторического индивида. Культуры как и личности, универсальны, они несут в себе некие мирские коды, специфика сохраняется сквозь столетия, усложняясь или упрощаясь.

Цивилизованное существование человека невозможно вне окружающей его культуры. Условием для нормальной жизнедеятельности личности и общества является владение накопленными знаниями, умениями, ценностями, поскольку каждый индивид — необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим человечества.

За последние 25 лет ХХ века сложилась новая парадигма понимания человека. Она характеризуется поворотом от позитивистского, натуралистического проекта — к гуманитарному проекту наук об обществе и человеке [2, с. 90].

Предания и мифы представляют Орфея (легенда о божественной игре и пении) главным образом певцом и музыкантом. Почему? Под божественной музыкой Орфея подразумевается древнее священное учение о музыке сфер!

Для Пифагора музыка была производной от божественной науки математики, и ее гармонии жестко контролировались математическими пропорциями. Пифагор рассматривал вселенную как громаднейший монохорд с одной струной, прикрепленной верхним концом к абсолютному духу, а нижним к абсолютной материи.

Утвердив музыку как точную науку, Пифагор установил гармоническое отношение между планетами, созвездиями, элементами. Пифагорийцы верили, что все, что существует имеет голос и что все создания вечно поют хвалу Создателю. Человек не смог в себе удержать эти мелодии, потому что его душа запуталась в иллюзии материального существования и когда он освободит себя от бремени низшего мира с его ограничениями чувственного восприятия, музыка сфер опять зазвучит, как в Золотой век. Гармония распознает гармонию, и когда человеческая душа возвратит свое истинное достояние, она не только услышит небесный хор, но и присоединится в вечном гимне к вечному добру, контролируемому бесконечное число элементов бытия.

Поистине, человек — «мера вещей». По мере и воздается. От того и вырастает интерес к «человеку», от которого зависит спасение или гибель мира. «Каков человек, таков и мир» — говорил Гегель. Воспитание и образование человека всегда было самой сложной задачей. Проблемы сегодняшнего дня делают процесс воспитания и образования еще более трудным. Каждый человек переступая порог школы ждет встречи с чем–то необыкновенным, неизведанным, интересным. А школа должна дать ему не только знания, но и раскрыть все его потенциальные возможности. Необходимость духовно–нравственного возрождения общества обуславливает важность и значимость музыкального искусства как особого культурологического феномена.

Одной из важных целей музыкального образования является максимальное развитие способностей и дарований. Музыка является проводником существующего общественно–социального опыта, позволяя «пережить то, что каждый человек в силу ограниченности его опыта» пережить не может [3, с. 14].

Музыка остается вернейшей и необходимейшей спутницей человека и человечества на протяжении всей истории их существования. К каким бы векам, эпохам, народам, расам мы не обратились — живительное искусство музыки стоит или на первом месте, или в ряду самых дорогих человеку искусств. «Музыка — высшая ценность, не требующая для своего обоснования ссылок на какие–то более высокие ценности, поскольку таковых просто нет» [4, с. 310].

На музыку человек запрограммирован самой природой. Он сам — готовый естественный музыкальный инструмент, на котором остается только творить и играть мелодии и ритмы живой жизни в музыке. Музыка относится к числу искусств исполнительских. Она реально существует лишь в живом звучании. Созданная композитором, преломленная исполнителем (сквозь призму творческой индивидуальности), музыка доходит до слушателя, что отличает музыку от других искусств, не требующих исполнения.

Первоначальные музыкальные навыки прививаются детям на подготовительных и начальных этапах обучения. Ранние занятия музыкой — гарантия успешности в последующем процессе музыкального становления ребенка. Раннее вовлечение детей в творческую деятельность очень полезно для общего художественного развития, вполне естественно для ребенка и вполне отвечает его потребностям и возможностям [5, с. 15].

Работа с учащимися младших классов сложна, так как первые шаги в музыку оставляют глубокие впечатления на всю жизнь. Далее важную роль играет коллективная форма музицирования (концерты, выступления — организуют свободное время, украшают быт, формируют культуру и духовную общность).

Однако собственная музыкальная практика учащихся — является особым видом обобщения музыкальных впечатлений. «Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу» — отмечал Б. В. Асафьев [6, с. 75].

Художественно–эстетическое воспитание в школе осуществляется прежде всего в процессе преподавания музыки, литературы, изобразительного искусства и во внеклассной деятельности. Большие возможности в решении задач эстетического воспитания содержат уроки музыки.

Для детей музыка не бывает чем–то изолированным и обособленным, она всегда является частью жизни.

Музыка стала самым доступным и многоплановым видом искусства в ХХ веке. Не подлежит сомнению тот факт, что творения многих великих композиторов оказали влияние на формирование других сфер личностей — художников, поэтов, артистов, ученых. Музыкальное творчество всегда выступает в роли «камертона эпохи». Таким образом культура в целом и музыка, в частности, является универсальным средством реализации творческого потенциала личности. На уроках музыки исследуется духовная жизнь человека, красота его чувств и мыслей. Внимание педагога обращается на формирование музыкальных знаний, умений и навыков, но и на повышение эмоционального и интеллектуального уровня на уроках музыкального искусства. Развитое эстетическое чувство лежит в основе художественного творчества, определяет стремление ощущать себя частью бесконечного окружающего мира — частицей, которая способна отзываться на все в мире и в этом смысле содержит весь мир в себе являясь «микрокосмосом».

Музыкальное образование в школе функционирует не изолированно, оно образует некую целостность с общими тенденциями развития эстетического воспитания. Зарубежные авторы утверждают: «Творческая деятельность оказывает огромное влияние не только на научный прогресс, но и на все общество в целом, а те государства, которые смогут лучше всего опознать творческие личности, развивать их и создавать для них самые благоприятные условия, будут иметь большие преимущества» [7, с. 374].

В зависимости от вида деятельности ребенка творческая деятельность приобретает определенный вид — музыкальное, изобразительное, словесное творчество и др. Организация современного музыкального образования в рамках эстетического направления характеризуется знанием музыкальной жизни, ориентирована как на профессиональное, так и на любительское музицирование.

Научить ребенка профессионально играть на инструменте — задача непростая. Эту работу можно сравнить с трудом художника, создающего много лет свое произведение. Одна из первостепенных задач — привить интерес к музыкальным занятиям, вовлекать детей в творческую жизнь, а время определит предназначение каждого.

Так как музыка обладает психо–физическим смыслом, произведения музыкального искусства непосредственно воздействуют на эмоциональную, психологическую, интеллектуальную и социально–нравственную сферы человека, поэтому восприятие, исполнение и создание музыки являются основными формами не только музыкального развития и воспитания, но и психолого–педагогической коррекции.Музыка не только познается, но и является одной из форм познания мира. Музыкальное творчество — это такой вид деятельности, благодаря которому дети вырастают не только музыкально–образованными, но и душевно здоровыми людьми.

Связь между музыкой и физиологией давно известна всем. Терапевтическая сущность музыки заключается в благотворном воздействии на физиологию и психологию человека. Музыка способна помочь выявить и ликвидировать стрессы. Она — источник энергии, поэтому она способствует оздоровлению человеческих душ. Там где присутствует движение под музыку — развивается весь организм естественным путем, данным homo sapiens природой.

В музыкальной психологии считаются твердо установленными следующие факты воздействия музыкальной деятельности на физиологическое и психическое состояние человека: она усиливает метаболизм, повышает и нормализует мышечный тонус, ритмичность работы дыхательной, сердечно–сосудистой и двигательной систем, стимулирует проявление эмоций, активизирует все психические процессы (внимание, память, мышление, волю), в чем и проявляется ее валеологический потенциал.

В жизни современных детей музыкальное воспитание и образование окажутся эффективными тогда, когда соединятся с точными знаниями всех физических механизмов влияния музыки на природу человека, а без знаний об искусстве вряд ли можно стать действительно культурным человеком.

Литература

1. Мартынов, В. Ф. Мировая художественная культура / В. Ф. Мартынов. — Минск, 1999.

2. Смирнов, С. А. Современная антропология / С. А. Смирнов // Человек. — 2003. — №5. — С. 84—96.

3. Гавриловец, К. В. Нравственно–эстетическое воспитание школьников / К. В. Гавриловец, И. И. Казимирская. — Минск, 1988.

4. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства / В. Н. Холопова — М.: Лань, 2000.

5. Теплов, Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания / В. М. Теплов // Сов. пед–ка. — 1947. — №6. — С. 15.

6. Асафьев, Б. В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе / Б. В. Асафьев // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — Л., 1973.

7. Salts, E. Training disadvantaged preschoolers on vaniacus fantasy activities. / E. Salts, D. Dixon, J. Jonson. Child Development.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы