Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Эстетическое образование (Секция 7) РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ОБРАЗОМ И ЕГО СЛОВЕСНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ ЗВЕНО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В КЛАССЕ ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ (Супрун Н. Л.)

Супрун Н. Л.

Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка (г. Минск)

РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ОБРАЗОМ И ЕГО СЛОВЕСНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ ЗВЕНО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В КЛАССЕ ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ

 

В музыкальной педагогике одно из центральных мест занимает проблема воспитания у студентов способности образного постижения созданного композитором музыкального произведения, умения правильно, адекватно автор–скому замыслу понять сущность его образов и в своем исполнении донести до слушателя его идею.

Особое значение проблема приобретает для студентов музыкально–педагогического факультета педуниверситета, будущих учителей общеобразовательной школы, поскольку учитель должен не только исполнить музыкальное произведение, но и суметь ярко, выразительно и в то же время лаконично, с учетом возраста детей рассказать им о характере музыкального образа и особенностях его развития. Особые трудности испытывают студенты в связи с необходимостью дать словесное раскрытие музыкальной экспрессии, эмоционального состояния. Дать конкретную и убедительную характеристику чувствам и настроениям, передаваемым музыкой, нелегко. Еще Н. А. Римский–Корсаков отмечал, что музыка способна чрезвычайно точно и определенно передавать настроение, но для описания и изложения его иногда решительно не хватает слов.

Такая концепция великого русского композитора не может освободить от словесной интерпретации тех музыкантов, которые занимаются музыкально–эстетическим просвещением. У учителя музыки не только должно хватать слов, чтобы помочь детям понять и пережить сущность произведения, но, более того, речь его должна быть яркой, понятной, богатой эпитетами, сравнениями. Свободное владение учителем выразительной речью способствует тому, что и дети, анализируя прослушанную музыку, делясь своими впечатлениями о ней, постепенно начнут пользоваться не отдельными словами, а развернутыми предложениями, при этом знание средств музыкального изложения помогает полнее и точнее рассказать о впечатлении, которое произвела услышанная музыка.

Слово, разумеется, не может заменить эмоционального воздействия самой музыки, но помогает уточнить и обогатить представления о ней, углубляет ее восприятие, понимание причин ее воздействия.

Придавая важное значение развитию названной способности, педагог класса хорового дирижирования должен предостерегать своего ученика от недостатков, встречающихся в практике. Во–первых, нужно стремиться избегать словесных штампов и постараться проникнуть в то особенное, что делает данное произведение неповторимым; во–вторых, чувствовать границу, за которой словесная интерпретация музыкальной выразительности может приобрести вульгарную упрощенность.

Среди разнообразных видов деятельности учителя музыки в школе важное место принадлежит работе над хоровым произведением. Эмоциональное его исполнение имеет большое воспитательное воздействие на душу ребенка, способствует формированию у него высоких человеческих качеств. Однако, этот вид деятельности остается все еще наиболее сложным и требует совершенствования.

Выучив поэтический и музыкальный текст, студент–дирижер не знает зачастую, как работать далее над выразительным исполнением произведения. Среди ряда причин выделяется та, которая определяет художественную сторону исполнения: умение выявить те выразительные средства, которые точнее, ярче определяют характер песни. Вторая причина — неразвитость ассоциативного мышления, воображения, создающих необходимую предпосылку для образного мышления, которое способствует нахождению нужного звукового результата, необходимых исполнительских приемов воплощения. Развитие этих качеств исполнителя, художественная активность будущего учителя–музыканта в значительной мере зависят от творческого взаимодействия педагога и студента в классе хорового дирижирования. Образное мышление студента должно подвергаться систематическому развитию.

Музыкальный образ вокально–хоровых жанров имеет свои специфические отличия от жанров инструментальной музыки. Идейно–эмоциональное содержание хорового произведения есть результат теснейшего взаимодействия слова и музыки, поэтических и музыкальных образов. Перевод поэзии на язык музыки — всегда творческий процесс. Личность композитора обязательно проявится в характере прочтения стихов, в том, какие чувства и мысли, отраженные в поэтическом образе, вдохновили композитора. Когда мы говорим о чутком проникновении в поэтический текст, то имеем в виду не только следование ритму стиха, но и умение конкретизировать главное: общий эмоциональный тон стихотворения. Музыка способна наполнить поэтический образ более глубоким смыслом и предельно обострить заложенные в нем чувства и мысли.

Педагог класса хорового дирижирования должен постоянно направлять внимание своих воспитанников на поиск глубинного характера взаимопроникновения поэзии и музыки на всех этапах работы над вокально–хоровым произведением. Работа студента–дирижера над музыкальным художественным образом — это, в сущности, вся кропотливая работа над партитурой, которая начинается от первого знакомства с ней до ее художественного воплощения в дирижерском исполнительском жесте. Прежде чем приступить к анализу всех формообразующих и выразительных средств изучаемого хорового произведения, необходимо составить себе целостное представление о данной музыке, почувствовать ее общий эмоциональный тон. От общего охвата характера музыкального воплощения поэтического текста формирование художественного образа вокально–хорового произведения должно пойти по пути углубленного познания всех особенностей музыкального языка изучаемой партитуры.

Но аналитическое осмысление необходимо сочетать с «живым» звучанием музыки: пением хоровых партий со словами, игрой партитуры на инструменте. Пальцы исполнителя при этом как бы произносят слова хора и должны придавать этому произношению ту окраску, которая диктуется особенностями художественного образа. Продуманная фразировка, максимально выразительно передающая смысл каждого поэтического предложения, поможет найти необходимый исполнительский дирижерский жест.

Играя партитуру на инструменте, студент должен постоянно вслушиваться в каждый элемент музыкальной выразительности и стараться объяснить ту художественную цель, которой он служит. Чувственное, эмоциональное вос–приятие изучаемой хоровой партитуры в единстве с аналитической работой разума способствует дальнейшему осознанию художественной идеи произве–дения. Слагая воедино множество фактов, накопленных в результате анализа, и объясняя характер их взаимодействия, дирижер постепенно создает целостную картину — образную композицию вокально–хорового произведения.

Способность студента, обучающегося в классе хорового дирижирования, к постижению содержательной основы музыкального языка формируется на базе музыкального опыта и развитого музыкального воображения. Музыкальный опыт, в свою очередь, складывается под воздействием того круга произведений, изучение которых оставило след в музыкальной памяти учащегося. Чем богаче музыкальная память, тем разнообразнее музыкальные представления, которые она вызывает, тем полнее и точнее впечатления от музыки.

В связи со сказанным становится особенно ясной роль, которую выполняет изучаемый студентом репертуар. Способность музыканта–исполнителя к вычленению из звуковой ткани всех выразительных средств и пониманию их образно–эмоционального значения музыкальная психология считает исходным моментом, без которого невозможна ни оценка, ни ответное эмоциональное реагирование, ни ассоциативная деятельность. В ассоциативном характере музыкального мышления исполнителя проявляется сложное переплетение жизненного и музыкального опыта благодаря связи музыкального языка с реальным миром, с явлениями, имеющими место в действительности. Благодаря ассоциациям из кладовых памяти возникают события, образы природы, знания, полученные с помощью науки, искусства, повседневного опыта.

Все это проявляется в нужный момент в виде воспоминаний, мыслей, при помощи работы воображения. Ассоциативно–образное мышление помогает студенту реализовать музыкальные представления посредством необходимого звукового выражения, наполнить смыслом все детали исполнения.

В музыке, связанной со словом, воображение исполнителя имеет не мень–шее значение, чем в инструментальных жанрах. Поэтический текст дает лишь направление работе воображения; ассоциации, связанные с музыкальным звучанием, обогащают первоначальные образные представления, конкретизируют их, делают более тонкими.

Ключевым в работе над образно–эмоциональным содержанием произведения является такое обучение, при котором, не предлагая студенту своего слышанья музыкального образа, педагог все время побуждает его к поиску собственного решения, к постижению глубинного смысла произведения. Метод проблемного обучения стимулирует активизацию творческого начала в мыслительной деятельности учащихся, своей направленностью позволяет обеспечить самостоятельность в познавательном поиске.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы