Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Эстетическое образование (Секция 7) ЗНАЧЕНИЕ ТЕХНИКИ ГРИЗАЙЛЬ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСНЫМ ТЕХНИКАМ (Селивонец И. Н. )

Селивонец И. Н.

Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

ЗНАЧЕНИЕ ТЕХНИКИ ГРИЗАЙЛЬ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСНЫМ ТЕХНИКАМ

Гризайль — техника, которой в живописи очень часто пренебрегают, считают ее невыразительной и скучной, потому что для выполнения работы используются только ахроматические цвета, отличающиеся друг от друга лишь по светлоте.

Между тем у этих цветов большие изобразительные возможности. Человеческий глаз способен отличить по степени светлоты до 300 — 400 переходных оттенков от белого к черному цвету. Они позволяют наглядно передать объем и свет, пространство, наполненное воздухом, его туманную, дымчатую глубину.

Важную роль гризайль играет в преподавании живописи на начальном этапе обучения, с целью развития у студентов умения анализировать форму предметов.

Форма — одно из основных средств изобразительного искусства. Говоря о форме, сразу же, подсознательно, вспоминается и цвет. Но, несмотря на их тесное соседство, они все же являются антиподами в психологическом смысле. Форма и цвет воспринимаются раздельно; люди различного возраста и психологического склада реагируют на цвет и форму по–разному и ценят их неодинаково. Схематически можно разделить людей на два типа: «рациональный» и «эмоциональный». Первый больше ценит форму, острее на нее реагирует, раньше замечает, второй же лучше воспринимает цвет. Если сравнивать взрослых и детей, мужчин и женщин, «классиков» и «романтиков», то первые окажутся в группе приверженцев формы, вторые — цвета. Что касается живописцев, то среди них можно выделить «колористов» и «неколористов». У первых на почетном месте цвет, у вторых — форма, рисунок, композиция, светотень [3, с. 125].

Несмотря на различия в психологическом смысле, в живописи цвет и форма составляют почти неразлучное единство, могут действовать заодно, быть направленными к одной цели. Говоря конкретно: цвет в живописи выявляет форму. В реалистической живописи эти два понятия не разделимы. Учащиеся в учебных работах должны грамотно передать цветовые отношения и при этом не забывать о форме и объеме предметов. Эта задача не из простых. Типичная ошибка студентов — увлечение цветом в ущерб передаче объема тоном. Они забывают, что тон является неотъемлемой частью живописи. Получается, что за живописностью мазков теряется объем, глубина, пространство, т. е. все то, что необходимо для передачи правдивого изображения предметов. Поэтому прежде чем приступить к изображению в цвете, полезно познакомиться с процессом тонального изображения натуры в технике гризайль.

Выполняя практические задания в этой технике, учащимся ставиться более простая задача: передать объем натуры тональными отношениями. В одноцветной живописи необходимые тональные градации по форме предмета достигаются наложением краски в нужную силу. Работа ведется от темного к светлому. Работая с натуры, выполняя живопись в технике гризайль, надо так распределить на изобразительной плоскости переходы тонов от светлого к темному, чтобы самое темное в натуре было и на рисунке самым темным, самое светлое — самым светлым, а остальные промежуточные тона во столько раз сильнее или слабее этих двух пределов, во сколько они выглядят слабее или сильнее их в натуре, т. е. переданы в пропорциональных зрительному образу отношениях [1, с. 37].

Чтобы правильно взять светотеневые отношения, тональные различия, необходимо пропорционально передать все светлотные характеристики предметов в их отношении друг к другу и к фону. Выполняя задание в технике гризайль, учащиеся учатся видеть и передавать объем изображаемых объектов.

Гризайль также удобно использовать на начальной стадии ознакомления с методикой работы акварельной, гуашевой или масляной живописными техниками, по изучению свойств и особенностей изобразительных материалов, а также при переходе от простого к более сложному заданию.

На первом курсе, на начальном этапе обучения акварельной живописи придается огромное значение предварительным упражнениям в тоновом изображении кистью. Студенты, которые в достаточной степени решили задачи тонового изображения в акварельной технике, как правило, более успешно продвигаются в дальнейшем обучении. В подтверждение сказанному хочется процитировать слова английского искусствоведа Джона Рескина, который утверждает: «Без совершенной обрисовки контуров форм, без исполненного в совершенстве перехода пространства невозможны ни прекрасный цвет, ни прекрасный свет» [4, с. 263].

На втором курсе, учащиеся сталкиваются с другой проблемой. Это переход от одной живописной техники к другой, от акварели к гуаши. Сложность заключается в том, что они начинают работать с новым видом письма, который имеет свои характерные свойства и технику исполнения. Поэтому знакомство со свойствами гуашевых красок целесообразно начинать именно с задания, выполняемого в технике гризайль.

На третьем курсе, кроме трудности перехода от гуашевой живописи к масляной, возникает еще одна. Если на младших курсах, на занятиях по живописи учащиеся писали лишь натюрморты, то теперь им надо освоить живопись головы, а в дальнейшем и фигуры человека.

Процесс обучения живописному изображению головы человека можно разделить на несколько взаимосвязанных этапов. Первый из них — изображение головы в технике гризайль.

Все сказанное еще раз подтверждает тезис о необходимости и важности использования в начальной стадии обучения техники гризайль.

Не хотелось бы, ограничивать значимость такой техники лишь учебными задачами. Работы, выполненные в одноцветной живописи, могут представлять собой художественное произведение. Например, работа Н. Куприянова «На лестнице» (1928) выполнена черной акварелью. Сюжет ее незатейлив: женщина с керосиновой лампой в руке, открывая дверь, выходит на темную лестницу. Главное выразительное средство в ней — свет, сияющий вблизи лампового стекла, скользящий по ступеням и стенам, выхватывающий из полутьмы лицо и грудь женщины, но оставляющий в глубокой тени большую часть ее фигуры. Здесь нет никаких контуров, резких границ света и тени, предметов и окутывающего их темного пространства. Белизна и чернота в этом рисунке — не свойства изображаемых предметов, не отображение их цвета. Они принадлежат только свету, внесенному в это темное помещение и преобразившему его [2, с. 138].

Художник представляет свое произведение как целостную, сложно организованную структуру, где все элементы участвуют в воплощении художественного замысла.

Следовательно, значение техники гризайль велико как на начальном этапе обучения учащихся живописным техникам, так и при создании той или иной образной картины.

Литература

1. Беда, Г. В. Живопись / Г. В. Беда. — М., 1986.

2. Герчук, Ю. Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства / Ю. Я. Герчук. — М., 1998.

3. Миронова, Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве / Л. Н. Миронова. — Минск, 2005.

4. Рескин, Дж. Лекции об искусстве / Дж. Раскин; пер. с англ. П. Когана; под ред. Е. Кононенко. — М., 2006.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы