Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Эстетическое образование (Секция 7) Формирование у старшеклассников эмоционально–ценностного отношения к природе в процессе учебной деятельности (Недюрмагомедов Г. Г.)

Недюрмагомедов Г. Г.

Дагестанский государственый педагогический университет (г. Махачкала, Россия)

Формирование у старшеклассников эмоционально–ценностного отношения к природе в процессе учебной деятельности

В современных условиях взаимодействие человека и природы привело к нарастающему катастрофическому разрушению окружающей природной среды, т. е. к планетарному экологическому кризису (таяние полярных льдов, высыхание Арала, наступление Сахары, уничтожение экваториальных лесов и т. д.). В этих условиях большое значение приобретает общее и экологическое образование. Оно рассматривается как одно из немногих эффективных средств преодоления экологического кризиса на глобальном и национальном уровнях, т. е. изменения нарушившегося равновесия в системе «человек–технология–природа». Однако необходимо отметить, что утверждение ряда ученых (Я. И. Габев , С. Н. Глазачев, И. Д. Зверев, В. С. Крисаченко и др.) о ведущей роли общего и экологического образования в преодолении экологического кризиса является ошибочным. Основные причины экологического кризиса и действенные пути их решения — лежат вне компетенции и реальной возможности современной системы образования.

У. М. Стэпп (Stapp W. M.) считает, что «человек является единственным существом, которое может управлять и манипулировать окружающей средой, разрушать или сохранять ее… Знание последствий воздействия на окружающую среду представляет собой важнейший элемент человеческой культуры. Настоящее и будущее природы в большей степени определяется человеком. В свою очередь, действия, которые предпримет человек, определяются его образованием» [7]. Экологическое образование — это актуальная социально–экономическая и психолого–педагогическая проблема, сущностью которой является формирование у старшеклассников (выпускников школ) ответственного, в том числе эмоционально–ценностного отношения к природе.

Назарова Н. С. считает, что экологическое образование — это многоаспектный процесс, включающий в себя: «во–первых, формирование научной системы знаний в области взаимодействия общества и природы, т. е. рационально–логическую грань сознания личности; во–вторых, воспитание гуманистического мироощущения (эмоционально–чувственного мира личности); в–третьих, формирование волевого фактора, без которого невозможна реализация экологических знаний и чувств в практической деятельности» [2, с. 5].

В экологическом образовании сформировались различные методологические подходы (психологический, педагогический, деятельностный, компетентностный и др.) к формированию экологической культуры старшеклассников. Такое положение сложилось из–за того, что это явление многомерное, неоднозначное и в рамках одного подхода не может быть рассмотрено полностью, требуется — комплексный подход. В каждом подходе есть достоинства и недостатки, но в любом из подходов теоретические знания преобладают над практической деятельностью.

Старший школьный возраст можно рассматривать как ключевую ступень экологического образования, поскольку именно в этот период жизни личность приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей. Именно в этот возрастной период происходит осознание особой универсальной ценности природы для общества и человека, понимание важнейших взаимосвязей в системе «человек —общество —природа», осознание роли антропогенного фактора в измерении природных комплексов, обеспечивается широкое включение учащихся в практическую экологическую деятельность. Только в старшем школьном возрасте при систематической и целенаправленной эколого–воспитательной работе в процессе учебной деятельности, можно сформировать систему научных экологических знаний, ценностных экологических ориентаций, положительной мотивации по отношению к экологической деятельности, ответственное отношение к природной среде, что является необходимыми условиями и факторами становления и развития основ экологической культуры.

Под экологическим образованием старшеклассников нами понимается непрерывный специально организованный процесс обучения, воспитания и развития учащихся, направленный на формирование системных научных и практических природоохранных и экологических знаний об окружающей среде, умений и навыков экологической деятельности и формирование основ экологической культуры в контексте концепции устойчивого развития. Большинство исследователей, обсуждая феномен экологической культуры, опираются на подсистемы понятия, в качестве которых выступают экологическое сознание, экологическое отношение, экологическая деятельность т. е. экологическая культура рассматривается как широкое интегративное свойство личности. Экологическое образование старшеклассников создает необходимые предпосылки для того, чтобы изменения в личности шло в направлении, помогающей ей освоить современную, «эколого–гуманистическую» (Д. Н. Кавтарадзе) научную картину мира XXI века и сформировать в процессе учебной деятельности базовые основы экологической культуры. В этой связи экологическое образование по своим целям и содержанию обращено не только к когнитивному и деятельностному компонентам, но и к эмоционально–эстетическому и ценностно–смысловому, которые образуют базовые ядро содержания экологической культуры. Таким образом, сущность экологического образования старшеклассников — формирование новой научной картины мира и адекватной системы деятельности. Учебный процесс, являясь сугубо социокультурным, с одной стороны соотносится со своим социально значимым содержанием, а с другой — детерминирован опытом личности как субъекта образовательного процесса и носителя экологической культуры. Поэтому общее и экологическое образование ориентировано на формирование и воспитание личности как субъекта собственной экологоориентированной деятельности. В случае экологического образования старшеклассников результат остается невысоким, и в значительной мере детерминированным логикой развития личности старшеклассника, степенью осознания ею своих внутренних потребностей и целей.

Экологическое образование в старшей школе возможно на основе трех моделей: многопредметной, однопредметной и смешанной [1]. Смешанная модель считается более перспективной. В этой модели содержание экологических знаний рассматривается с учетом особенностей традиционных учебных предметов, а также целостно в самостоятельных интегрированных предметах, которые предусматриваются для каждого этапа обучения. В средних школах Дагестана реализуется в основном смешанная модель построения образовательного процесса. Таким образом, формирование экологической культуры и ее основных компонентов происходит в процессе учебной деятельности.

Немов Р. С. определяет деятельность как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования [3, с. 153]. Крутецкий В. А. под деятельностью понимает форму активного отношения человека к окружающему миру [4, с. 55]. Обобщенное определение деятельности приводится в «Педагогическом словаре» (1960): где под деятельностью понимают важнейшую форму проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. На основе приведенных определений мы считаем, что деятельность представляет собой активную форму проявления жизни человека, направленную в соответствии с потребностями и мотивами.

Под учебной деятельностью старшеклассников мы будем понимать их специально организованную деятельность, которая представляет собой совокупность определенных действий — процессов, подчиняющихся сознательным целям, направленных на овладение теоретическими знаниями, обобщенными способами действий по их добыванию и формами опыта человечества. По своей структуре учебная деятельность старшеклассников включает в себя три компонента: мотивационно–ориентировочный; операционный и контрольно–оценочный. Однако анализ литературы позволяет выделить специфические особенности учебной деятельности: при выполнении учебной деятельности у индивида нет других целей, кроме усвоения социального опыта (Н. С. Талызина); направленность на овладение способами деятельности еще в процессе ее конструирования (В. А. Сластенин); специфические для учебной деятельности потребность и мотив: овладение теоретическим отношением к действительности и соответствующими ему способами ориентации в ней (В. В. Давыдов); сознательный характер учебной деятельности; социальность учебной деятельности; преобразовательный характер учебной деятельности; учебная деятельность является выражением человеческой активности; учащийся выступает не только в качестве субъекта, но и в качестве объекта учебной деятельности; учебная деятельность имеет место лишь в том случае, если изменения в субъекте не только результат деятельности, но и отвечают ее целям (Е. И. Машбиц); эмоциональная окрашенность (М. Н. Скаткин).

Учебная деятельность — это основа развития старшеклассников, так как умения и навыки формируются только при наличии определенных теоретических знаний, а добросовестное отношение к учению опирается на потребность, желание и умение учиться, которые возникают в процессе реального выполнения учебной деятельности (В. В. Давыдов).

Экологическое образование старшеклассников понимается не только как учебный процесс, но и как результат процесса обучения, и для того чтобы этот результат был эффективным необходимо, чтобы личность развивалась в сконструированных специальным образом целостных педагогических условиях образовательной среды. Образовательная среда современной российской школы является сложным по структуре целостным образованием, включающим разноплановые компоненты (в том числе имеющие психологическую природу). Развивающая образовательная среда обеспечивается комплексом условий (дидактических, процессуально–деятельностных, оценочно–результативных) для развития субъектов образовательного процесса, обеспечения условий усвоения старшеклассниками ценностных представлений, эмоционально–эстетических чувств адекватных содержанию базовых компонентов экологической культуры. В школьной образовательной среде традиционно выделяются три составляющие: учитель, ученик и их совместная деятельность (для ученика она представлена учебной деятельностью, для учителя деятельностью обучения).

Старшеклассник представлен в виде субъекта деятельности учения (такими своими качествами, как активность, мотивация, уровень обученности), субъекта педагогического общения (коммуникативность и ее составляющие) и как личность (нравственные качества, эмоциональные отношения, ценностные ориентации и пр.).

Проблема ценностей связана с фундаментальными вопросами человеческого бытия. Предметы и явления окружающего нас мира не только обладают объективными свойствами, но и находятся в определенных связях с личностью, способствуя достижению поставленных ею целей. Поэтому учащийся не просто познает предметы и явления действительности, но и оценивает их с точки зрения своих потребностей. Ценности — это явления и их свойства, которые имеют социокультурный смысл и предназначены для конкретной личности в качестве средств удовлетворения ее потребностей, интересов и составляющие средство ее социокультурного развития. Поэтому, Янакиева Е. К. основной целью экологического воспитания учащихся считает развитие личности, как субъекта экологосоозбразного отношения, что выражается в отношении личности к себе и природе, на которые влияют экологические условия окружающей среды [6]. В современных условиях раскрытие новых аспектов реального воплощения ценностей в жизнедеятельности старшеклассников связано с переосмыслением ценностных оснований современной культуры и с необходимостью увязки с формируемой экологической культурой личности и общества в контексте концепции устойчивого развития человеческой цивилизации.

В процессе учебной деятельности на уроках биологии и других естественнонаучных дисциплин, важным является формирование на основе содержания соответствующих естественнонаучных дисциплин опыта эмоционально–ценностного отношения к окружающей природной среде. Деятельность личности основывается на потребностях и мотивах, которые в свою очередь, вызывают у старшеклассников определенные отношения, оценку различных объектов, удовлетворяющих эти потребности, и соответствуют их мотивам. Эмоции поддерживают необходимый уровень активности действия, влияют на формирование и реализацию мотивов, объединяют внешний и внутренний опыт и др. Реализация эмоциональных стереотипов есть средство реального чувственного контакта с окружающей природной средой. Эмоции не только являются неотъемлемым компонентом экологической деятельности, но активно выполняют функции по ее регуляции. Они являются «представителями» мотива в сознании и связывают с ним субъекта деятельности: «даже когда мотивы не осознаются, они все же находят свое психическое отражение, но в особой форме, в форме эмоциональной окраски действий» (А. Н. Леонтьев). То есть, через эмоции и их посредством, мотив становится осознанным для субъекта. В этом и заключается побуждающая функция эмоций, именно в этой функции они релевантны для деятельности. Эмоции сигнализируют также о личностном смысле компонентов ситуаций и действий, и в этом состоит их ориентирующая функция. Эмоции — это чувства, переживания, особый класс психических процессов и состояний, возникающих при выполнении экологической деятельности и в связи с ней, а также под влиянием внешних и внутренних воздействий и обстоятельств. Экологические чувства, являющиеся предметом эмоциональной сферы личности, включают в себя: чувства прекрасного и красоты, возникающие в процессе общения с природой (эстетическое восприятие природы) и чувства ответственности за состояние окружающей природной среды перед собой, будущими поколениями (формирование бережного отношения к природе).

Чувства и эмоции регулируют оценку окружающего с точки зрения соответствия каждого из объектов потребностям и мотивам субъекта. Экологические эмоции возникают при соотнесении потребностей старшеклассников со степенью соответствия того или иного объекта природы или экоориентированной деятельности. Эмоционально–ценностное отношение к природе — это интегративное личностное качество, которое можно определить как направленность эмоций личности, обусловленную совокупностью потребностей, на ценностные объекты окружающей среды, среди которых доминирует природа (лес, луг, водопад, ручей и др.), определяющая особенности деятельности и поведение старшеклассника. Процесс формирования теоретического эмоционально–ценностного отношения к природе можно представить как совокупность структурообразующих элементов: потребность — эмоции (чувства) — переживания (внутренние сигналы, посредством которых осознается личностный смысл происходящих событий) — отношение личности — экологические взгляды. Эмоционально–ценностное отношение к природе состоит из перцептивно–аффективного (изменения в эмоциональном мире личности старшеклассника), когнитивного (стремление искать, получать и усваивать информацию о природе, путях решения экологических ситуаций), практического (непосредственное взаимодействие с природой, приобретение опыта природоохранной и экологической деятельности) и поведенческого компонентов (экологоориентированное поведение старшеклассника). Рассматривая сущность и структуру эмоционально–ценностного отношения мы считаем, что содержание экологического образования в целом и естественнонаучные учебные дисциплины, в частности, должны предусматривать в процессе учебной деятельности и эмоциональную деятельность, соответствующие ситуации, которые вызывали бы соответствующие положительные или негативные эмоции к природным объектам и различным экологическим явлениям и создавали бы эффективные педагогические условия формирования эмоционально–ценностного отношения. К педагогическим условиям формирования эмоционально–ценностного отношения старшеклассников к природе, можно отнести комплексные школьные программы экологического воспитания учащихся, экологизацию содержания естественнонаучных дисциплин, модули экологического содержания, систему экологизированных задач, факультативный курс «Экология», различные экологические курсы. Ведущими являются: экологизация школьных дисциплин и в первую очередь — естественнонаучных и введение самостоятельной учебной дисциплины «Экология» для учащихся 9—10 классов. По мнению А. Д. Урсула, содержание учебных дисциплин должно обеспечивать становление основ экологической культуры, важным компонентом которой является эмоционально–ценностное отношение к природе [5].

Приступая к проектированию учебной дисциплины «Экология» мы проанализировали имеющиеся программы по экологии Н. М. Мамедова и И. Т. Суравегиной «Общая экология» (учебник «Основы общей экологии» для 10—11 классов) и Б. М. Миркина и В. Н. Кузнецова «Экология России» (учебник «Экология России» для 10—11 классов) и ряд других. Их анализ показал, что авторы уделяют недостаточное внимание проблеме формирования эмоционально–ценностного отношения к природе, что потребовало разработки экспериментальной программы и проверки ее эффективности в образовательном процессе общеобразовательного лицея № 33 (Махачкала), средней общеобразовательной школе №2 (Каспийск), агвалинской средней школе (с. Агвали, РД), карабудахкентской средней общеобразовательной школе №3 (с. Карабудахкент, РД) и др. Мы подходили к определению структуры и содержания учебной дисциплины «Экология» с позиций современной педагогической науки и основных положений компетентностного подхода к результатам среднего экологического образования. При разработке программы по дисциплине «Экология» мы руководствовались принципами научности, систематичности, единства теоретической и практической подготовки выпускников школ. Содержание «Экологии» интегрирует в себе знания о различных видах сложных взаимодействий: эколого–биологических, эколого–биосферных, социально–экологических. Они составляют содержание основных образовательных линий, пронизывающих программы среднего общего образования и определяющих формирование экологической культуры старшеклассников, как составной части их общечеловеческой культуры, и могут быть сгруппированы по пяти содержательным линиям:

— становление экологии, ее основные понятия и методы;

— биосфера — глобальная экосистема (глобальная экология);

— экосистемы биосферы, популяция и организм в экосистеме (биологическая экология);

— человек в экосистеме: антропоэкосистемы (экология человека);

— человечество в биосфере: социоэкосистемы (социальная экология).

Последовательность содержательных линий определена идеей обучения от целого к его частям: от биосферы к составляющим ее экосистемам, далее — к природным сообществам, популяциям и отдельным организмам. Экологизация учебных дисциплин осуществляется путем двух взаимосвязанных подходов: органическим включением в учебные дисциплины экологических знаний и формированием практических умений охраны окружающей среды; выделением в учебных программах самостоятельных тем природоохранного характера. Следует отметить, что характерной особенностью первого пути является построение тематической линии природоохранительного характера, логически коррелирующей все содержание учебного процесса.

Как показывает практика, экологические знания, представленные в программах и учебниках в старшей школе, во многом фрагментарны, ряд понятий вводится в учебные предметы еще до того, как старшеклассники получат предметные естественнонаучные знания, которые дают научную интерпретацию экологическим явлениям, и в итоге — усвоение экологических знаний носит формальный характер. Экологические знания в школе формируются в основном на уроках биологии. Поэтому экологическое образование в старшей школе, осуществляемое путем экологизации, в основном на уроках биологии, должно осуществляться и через самостоятельный курс «Экология» в 9 или 10 классе. Обязательный минимум содержания по экологии, кроме введения, включает два больших раздела: общая экология и социальная и прикладная экология. В первый раздел вошли основные понятия экологии: популяции, экосистемы, также рассматриваются факторы среды и адаптация к ней организмов. Во втором разделе рассматриваются — место и роль человека в окружающем мире, основные экологические проблемы современного мира, возможные пути решения экологических проблем, а также роль экологического образования.

Курс «Экология» призван обобщить полученные ранее экологические знания, сформировать представление об экологии как науке, обеспечить понимание научных принципов деятельности человека. В старшей школе преподавание курса «Экология» представляет сегодня трудность в связи с отсутствием времени, предусмотренного на его изучение в инвариантной части Базисного учебного плана, поэтому содержание курса раскрывается за счет часов вариативной части. Так как часть выпускников средней школы, после 10 класса уходят из школы непосредственно на производство, то представляется, что основное базовое экологическое образование необходимо формировать в рамках федерального компонента государственного стандарта в 8—9 классах.

Таким образом, мы рассматриваем экологизацию естественнонаучных дисциплин и изучение «Экологии» как важнейшее педагогическое условие формирования у старшеклассников одного из компонентов экологической культуры — эмоционально–ценностного отношения к природе.

Литература

1. Концепция экологического образования / род ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. — М., 1996. — 48 с.

2. Назарова, Н. С. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов / Н. С. Назарова. — М.: Высш. шк., 1989. — 104 с.

3. Немов, Р. С. Психология. В 3 кн. / Р. С. Немов. — Кн. 1.: Общие основы психологии. 2–е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.

4. Психология / под ред. проф. В. А. Крутецкого. — М.: Просвещение, 1974. — 304 с.

5. Урсул, А. Д. Наука и образование в стратегии устойчивого развития / А. Д. Урсул // Экологическое образование: концепции и технологии. — Волгоград, 1996. — 282 с.

6. Янакиева, Е. К. Теоретико–методически модел за екологическо възпитание на децата от предучилищна възраст: Автореферат / Е. К. Янакиева. – София, 2006. — 84 с.

7. Stapp, W. M. The Concept of Environmental Education / W. M. Stapp // The Journal of Environmental Education. — 1969. — №1. — P. 30—32.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы