Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Эстетическое образование (Секция 7) Основные направления внешкольной работы по формированию у старшеклассников духовно–эстетической культуры (Мирзабекова Н. А.)

Мирзабекова Н. А.

Дагестанский государственый педагогический университет (г. Махачкала, Россия)

Основные направления внешкольной работы по формированию у старшеклассников духовно–эстетической культуры

Изменения, происходящие в экономической и социокультурной жизни страны, адекватно отражаются в педагогической теории и практике. Новая функция образования призвана формировать творческую личность и одновременно «человека культуры» (В. С. Библер). Перед внешкольными образовательными учреждениями стоит задача воспитания творческой активности учащихся, от уровня которой зависит их жизнедеятельность и гармоничность развития, в том числе и эстетического. Известно, что эстетическое отношение к действительности, позволяет учащимся проявлять творческую активность в любом виде деятельности, в том числе и учебной (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Б. М. Теплов и др.).

Под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико–ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве. Возникновение интереса к эстетической деятельности определяется педагогически целесообразной организацией учебного и жизненного пространства учащегося, от того, как эмоционально затрагивает его чувства комплекс образовательных средств. Поэтому, исследование проблем воспитания у школьников духовно–эстетической культуры в условиях действительности, в том числе и системы внешкольной работы, предполагает рассмотрение не только теоретических вопросов, но и анализ основных направлений массовой практики.

Поставив перед собой задачу, определить функции системы внешкольной работы и ее основные направления в формировании у школьников духовно–эстетической культуры, мы провели оценку эффективности этой работы в реальном массовом опыте школ республики с точки зрения глубины ее содержания, уровня ее художественной и эстетической культуры старшеклассников–воспитанников учреждений системы внешкольной работы, компетентности и готовности педагогов–внешкольников, социальных педагогов к решению задач воспитания у подростков основ эстетической культуры и реализации педагогиче­ских условий совершенствования изучаемого процесса.

Решение этих задач помогло ответить на три вопроса: в какой мере обеспечивается у старшеклассников воспитание основ эстетической культуры в системе внешкольной работы в школах республики? какие формы внешкольных учреждений, учреждений культуры и искусства, творческие союзы и объединения способствуют воспитанию и самовоспитанию и подростков эстетической культуры? как осуществляется педагогическое взаимодействие в системе внешкольной работы и эстетическое взаимодействие педагогов во внешкольных творческих коллективах?

Современная система воспитания у школьников эстетической культуры разрабатывается в условиях многонационального государства. В формах и методах воспитания духовно–эстетической культуры у учащихся во внешкольной работе в Дагестане проявляются свои национальные особенности, связанные с географическими условиями, национальной психологией, наличием определенных эстетических и нравственных традиций, различных материальных и духовных ценностей.

В соответствии с задачами исследования наши опросные методики содержали несколько групп вопросов. Одна из них была направлена на выяснение как чисто количественных показателей, связанных с формами работы, видами деятельности институтов воспитания системы внешкольной работы по воспитанию у личности эстетической культуры, так и содержательной стороны клубно–кружковой и массовой работы, вторая группа включала вопросы, способствующие выявлению воспитательной работы как культурно–педагогической системы. Параллельно с опросом старшеклассников проводилось стандартизованные интервью с руководителями кружков, руководителями отделов, директорами внешкольных учреждений. Это позволило выявить их мнение о содержании, формах и методах воспитания у школьников эстетической культуры, о недостатках в работе институтов воспитания системы внешкольной работы по формированию у школьников эстетической культуры. Материалы опроса, дополненные данными, полученными в результате изучения различного рода документации (протоколы педагогических советов, планы работы отделов учреждений воспитания системы внешкольной работы, протоколы оргкомитетов и жюри смотров, фестивалей, выставок детского творчества и др.), позволили более полно рассмотреть состояние проблемы в массовой практике и получить данные, поддающиеся качественному и количественному анализу. Анализ позволил выявить, каким образом в каждом воспитательном институте конкретизируются задачи по воспитанию у личности эстетической культуры в соответствии с условиями и возможностями.

Результаты опытно–педагогической работы свидетельствуют, что институты воспитания системы внешкольной работы строят свою деятельность в целях формирования эстетической культуры подрастаю­щего поколения по следующим основным направлениям:

— освоение воспитанниками эстетико–культурных традиций;

— организация эстетического всеобуча;

— вовлечение ребят в художественно–эстетическую деятельность.

Одним из основных направлений в деле формирования у учащихся эстетической культуры является использование в должной мере воспитательных функций дагестанского фольклора, обладающего, как и устное народное творчество других народов, большим педагогическим потенциалом.

Прогрессивные педагогические идеи и традиции в дагестанском устном народном и музыкально–танцевальном творчестве и их применение в воспитании эстетической культуры подростков–воспитанников во внешкольных учреждениях имеют свою специфику, которая определяется социально–экономическими, национальными и географическими условиями жизни данного народа. Фольклор дагестанского народа — мощное средство воспитания у подростков эстетической культуры и педагогически правильное использование его, а также других соответствующих факторов эстетического воспитания и развития способствует повышению эффективности воспитания эстетической культуры в процессе внеурочной работы, обогащает новым содержанием всю деятельность детского коллектива и оказывает сильное целенаправленное влияние на формирование личности.

В процессе исследования выявлены наиболее характерные, типичные для дагестанских народов педагогические мысли, идеи, традиции, выраженные в разных жанрах фольклора, и на этой основе разработаны эффективные формы и методы использования их в учебно–воспитательной работе с целью воспитания у учащихся эстетической культуры в условиях современных учреждений системы внешкольной работы.

В Центре детского творчества (ЦДТ) г. Махачкалы работают разнообразные кружки, секции, клубы по интересам художественно–эстетического цикла. Сохранение национальных традиций — одна из важных задач, стоящих перед педагогами данного учреждения, а также педагогами других институтов воспитания системы внешкольной работы в республике.

В ЦДТ учащихся очень любят ансамбль «Ватан» (во всех дагестанских языках означающее слово «Родина»). Фольклорный хореографический ансамбль находится в стадии творческого подъема, руководитель ансамбля А. М. Магомедалиев прошел путь от солиста ансамбля «Лезгинка» до профессионального хореографа. С первых дней работы творческого коллектива Магомедалиев поставил своей задачей возрождение почти утерянных традиций танцевального фольклора дагестанских народов. Каждый танец отличается необычностью элементов, сложностью рисунков, они словно отражают величие дагестанских гор, быстрое течение горных рек, бескрайних просторов степей. В каждую композицию хореограф вносит своеобразие ритмов и движений. Своеобразие танцев подчеркивается необычностью костюмов, с точностью воспроизводящих старинные дагестанские наряды. Нужно отметить, что руководитель ансамбля имеет тесные контакты с театрами города, на сцене которых выступает его коллектив, с республиканским методическим центром, являющимся настоящим источником древнего и современного народного искусства Дагестана, с музеями, которые оказывают неоценимую помощь в оформлении национальных костюмов, а также тесные контакты с коллективами школ города.

Другой не менее известный творческий коллектив Дома школьников — ансамбль нагаристов (один из видов барабана), который хорошо известен далеко за пределами Дагестана. Основателем и руководителем ансамбля является Р. А. Аванесов. Рустам Артемович обучает детей одному из самых характерных видов дагестанского фольклора — дагестанским ритмам. Четкость исполнения, кавказский темперамент, характерное звучание, сложность движений, виртуозная техника с элементами жонглирования — то, что отличает выступления ансамбля нагаристов. Давняя творческая дружба связывает коллектив с известным композитором, народным артистом Мурадом Кажлаевым; многократно выступал ансамбль и вместе с ансамблем скрипачей симфонического оркестра Дагестанского телевидения и радио под управлением заслуженного артиста Дагестана Мурада Абуева.

Другой не менее самобытный коллектив, развивающий подлинные фольклорные традиции — цирковая студия, созданная на базе общеобразовательной СШ №29. Ее руководитель Ш. Р. Минкаилов родом из прославленного «аула канатоходцев» Цовкра. Вся его жизнь связана с этим традиционным цовкринским ремеслом. Заслуженный артист Дагестана Ш. Р. Минкаилов работал в составе ансамбля «Лезгинка». Сейчас свой богатый опыт Шапи Расулович передает своим воспитанникам. Маленькие акробаты бесстрашно взлетают в цирковых трюках, отважно идут по канату под аплодисменты зрителей.

Совсем не просто пробудить в душах современных учащихся, а затем донести до них любовь к высокому нравственному миру дагестанской музыки. Ансамблем кумузистов руководит А. М. Алиев. Выпускник музыкально–педагогического факультета ДГПУ, педагог с двадцатилетним стажем, он с детства полюбил теплые голоса струнных музыкальных народных инструментов. И учащихся смог увлечь игрой на пандуре, кумузе. Обучая сложному искусству игры на национальной гармонике, руководитель ансамбля приобщаетучеников к музыкальной культуре народов Дагестана, знакомит их с историей становления многонационального дагестанского искусства. Этот коллектив дарит слушателям прелесть многоголосья, будит в душе благодатное чувство причастности к прекрасной истории и самобытной культуре дагестанских народов.

Коллектив ЦДТ ведет большую концертную деятельность. Он выступает перед студентами, тружениками промышленных предприятий, на телевидении, перед школьниками города и т. п. Эти концерты становятся настоящими праздниками музыки. Зажигательный ритм, праздничная музыка, высокое мастерство, нарядные костюмы — все это превращает отчетные концерты в подлинное художественное зрелище. И становится очевидным, что у народного искусства Дагестана есть надежная смена. Значение народного искусства, возрождение фольклора в деле формирования у воспитанников эстетической культуры трудно переоценить. Вовлекая детей в общение с ним, педагоги ЦДТ проводят большую работу по патриотическому, нравственному физическому, трудовому и эстетическому воспитанию учащихся.

Формирование гармонически развитой личности учащегося предполагает создание условий, которые позволяли бы ей с раннего возраста с пользой проводить свободное время, отдавая его любимым занятиям, совершенствуясь духовно и физически, расширяя свой кругозор. Поиски новых форм работы в этом направлении привели к созданию клубов по интересам. Учащихся в них привлекает возможность участвовать в подготовке и проведении заседаний клуба, поспорить в кругу единомышленников, встретиться с интересными людьми или просто послушать музыку и потанцевать. Работа в клубах по интересам строится таким образом, чтобы все направления воспитания получили свое отражение и чтобы все, что делается в клубах, отвечало бы интересам учеников.

Одним из коллективов клуба по интересам, работа которого способствует творческому росту и формирует эстетическую культуру подростков, является клуб «В мире эстетики». Музей изобразительных искусств, члены союза художников, композиторов, писателей, архитекторов, артисты театров и филармоний — вот далеко не полный список тех, кто сотрудничает и взаимодействует с эстетическим клубом. В работе клуба принимали участие такие ведущие деятели культуры нашей республики, как В. В. Сперанский — главный редактор музыкального радиовещания Дагтелерадио, перед членами клуба выступали артисты Дагестана Зальмира и Мурад Абуевы, Хан Баширов, солисты Дагтелерадио Л. Гаджимурадова, Г. Сосунов и др. Читательские конференции по детским книгам, концерты художественной самодеятельности, лекции и беседы по искусству, организация и проведение традиционных праздников «Неделя детской и юношеской книги», «Театр — детям и юношеству», «Неделя музыки для детей и юношества» и т. п. — все эти и многие другие формы работы Дома пионеров и школьников оказывают благотворное влияние на формирование эстетической культуры подрастающего поколения.

Наряду с народным фольклором, воспитательные функции которого в должной мере используются в воспитании у учащихся эстетической культуры, мы выделяем народно–художественные промыслы как один из компонентов народного искусства, получившие некоторую организационную структуру, в основе которой лежат народные традиции.

Многообразие видов и степень развитости декоративно–прикладного искусства в Дагестане объясняются причинами экономического, географического и этнографического характера. Выпуск продукции народных художественных промыслов нельзя поставить на поток: требуется ручной квалифицированный труд, производство территориально ограничено. Развитие народных художественных промыслов, способствуя формированию у подрастающего поколения эстетической культуры, вместе с тем решает проблему профессиональной ориентации (применительно к народным художественным промыслам). Так, программа обучения в Кубачинской средней школе построена на взаимопроникании трудовой и художественной деятельности и образовании нового, специфического вида деятельности — художественно–трудового. Внешкольная работа призвана помочь художественным интересам учащихся, ориентации на профессии народных художественных промыслов.

Начата большая целенаправленная работа по обследованию возможностей подключения дагестанских народно–художественных промыслов к институтам воспитания, занятых прямо или косвенно формированием у учащихся эстетической культуры. На данном этапе этот вопрос приобретает не только художественно–эстетическое значение, но и идейно–политическое.

В нашей стране и за рубежом широко известны кубачинские изделия из серебра и золота, серебряные изделия из Гоцатля, изделия из дерева, изготовленные унцукульскими мастерами, балхарская керамика и дагестанские ковры. Экспонаты дагестанских народных умельцев неоднократно отмечались золотыми и серебряными медалями на международных выставках в Бельгии, Испании и других странах. С глубокой древности художественный опыт народных мастеров передавался из поколения в поколение по родственным связям. Сегодня эта форма уже не единственная. Немало художественных мастерских функционируют по республике и в г. Махачкале, где обучаются талантливые ученики — в школьных кружках, которые могут продолжить свое образование на художественно–графическом факультете ДГПУ. Получает постепенное развитие создание групп по керамике и инкрустации по дереву и металлу через УПК. Это для республики новая работа и первые шаги, сделанные в этом направлении показали:

во–первых, взаимодействие общеобразовательных школ с художественными промыслами не только расширяет кругозор учащихся, знакомит их с историей и культурой родного края, но и формирует у них многогранный художественный духовный потенциал;

во–вторых, эта работа неизменно должна привести в нашу художественную промышленность заинтересованных, талантливых молодых мастеров, которые будут продолжать традиции своего народа.

На базе Центра детского творчества создан методический отдел воспитательной работы, в котором выделено как особо важное подразделение, эстетическое воспитание и развитие школьников. Отдел организует работу в масштабах республики: проведение смотров–конкурсов по музыкальному, танцевальному искусству и народному фольклору, совместные мероприятия всесоюзного значения Министерства культуры Республики Дагестан и творческих союзов.

В настоящее время идут активные поиски повышения качества методической помощи. ЦДТ организует большое количество мероприятий, направленных на формирование у подрастающего поколения эстетической культуры. Данное взаимодействие на практике показало, что это единственный правильный путь, т. к. работая по единому плану, и ЦДТ, и школы Республики Дагестан получают лучшие результаты в воспитательной работе.

Таким образом, проведенный нами анализ теоретических и практических аспектов повышения эффективности эстетического воспитания, позволил определить систему внешкольной работы как необходимый компонент процесса повышения эффективности эстетического воспитания старшеклассников.

Поэтому интеграция основного среднего образования и учреждений системы внешкольной работы предполагает формирование организационных структур, которые должны осуществлять единую политику в области эстетического воспитания учащихся как по вертикали — преемственность программ по эстетическому воспитанию в классах младшего и среднего звеньев основной школы, совместные проекты учреждений общего и учреждений системы внешкольной работы, так и по горизонтали — расширение взаимодействия педагогов и обучающихся, реализацию интегрированных связей на занятиях.

Таким образом, повышение качества эстетического воспитания старшеклассников становится сквозной функцией на всех иерархических уровнях и звеньях образовательной системы в Республике Дагестан.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

ключи стим