Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Эстетическое образование (Секция 7) Роль музыки в процессе развития личности (Кобзев Р. А.)

Кобзев Р. А.

Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка (г. Минск)

Роль музыки в процессе развития личности

В последнее десятилетие исследования американских и европейских ученых: Т. Пессонена, М. Гарднера, Л. Трейнор, В. Грегора и Е. Оправиловой убедительно доказали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными — не аномалия, а норма. Талант и гениальность заложены в каждом человеке с самого рождения. Однако, при неправильном воспитании и развитии ребенка, данные таланты зачастую прячутся в подсознание, где продолжают жить, часто не принося пользу ни их обладателю, ни обществу в целом. Главное, в воспитании — раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают.

Музыка сопровождала человека всю жизнь на протяжении многих тысячелетий. В ней отражены все древние обряды, обычаи, которые передавались из поколения в поколение. Первобытные люди водили священные хороводы, шли на охоту, воевали, занимались собирательством, танцевали, пели — все это происходило в сопровождении музыки [3, с. 27]. Интересен тот факт, что европейскими учеными было выявлено: «музыкальный ген» есть в каждом человеке, необходимо лишь развивать его. Способность к анализу специфических звуковых сигналов — речевых и музыкальных — является природной, передающейся по наследству. Это биологическая система сугубо человеческого видового опыта, закрепленного в процессе эволюции. Степень звукоразличения, острота дифференцирования приобретается прижизненно. Превращение музыкальных сигналов в содержательную, смысловую или эстетическую информацию происходит в результате обучения и воспитания, приобретения музыкального опыта в социальной среде, окружающей индивида, в условиях определенной музыкальной культуры.

Процесс формирования музыкальных способностей можно представить в следующем виде: повышенная реактивность на музыкальные впечатления порождает склонность к слушанию музыки, ее исполнению и сочинению, которые при этом перерастают в устойчивую потребность в занятиях музыкой. При воздействии музыки на ребенка, происходит переживание музыки как содержательного целого той или иной значимости, той или иной глубины и силы воздействия. Это отношение имеет различные градации, которые отражают уровень музыкальности и музыкальной одаренности в целом: склонность, интерес, влечение, страсть. Следует подчеркнуть, что ареной проявления музыкальной одаренности является практическая музыкальная деятельность, труд [2, с. 76—89]. Тем самым музыкальная деятельность выступает как процесс, а музыкальные способности — как потенциал личности.

Проанализировав научные работы Б. М. Теплова, можно выделить три основных уровня музыкальной одаренности:

1. Высшие музыкальные способности, которые проявляются очень рано в виде склонностей и требуют минимальных педагогических усилий или участия взрослых для развития элементарных способностей, например, повторения мелодии, следования за музыкальным ритмом звучащей музыки или его воспроизведении.

2. Хорошие и удовлетворительные музыкальные способности, которые начинают интенсивно развиваться главным образом в процессе обучения: их проявление может быть самостоятельным или связанно с инициативой взрослых.

3. Неудовлетворительные способности, которые развиваются затрудненно или достигают невысокого уровня даже в результате педагогического воздействия [1, с. 179].

Из всего вышесказанного, следует сделать следующий вывод: «музыкальным геном» передающимся по наследству, обладает каждая личность в мире, его лишь необходимо раскрывать, развивать и поддерживать. Итак, музыкальная одаренность, в той или иной степени присуща каждому человеку. Это уникальное явление оказывает большое влияние на общее развитие и становление личности.

Положительное терапевтическое влияние музыки и в целом искусства на развитие человека уже хорошо известно. До эпохи Ренессанса музыка считалась одним из главных предметов в общей системе образования. Музыкантами были и ученые, и политики. И только в современной культуре искусство оказалось растоптанным технической цивилизацией. Но именно исследования последних лет в области физиологии мозга возвращают искусству ту важную роль в развитии человека, которая по праву должна ему принадлежать. Как в Европе, так и в США, они доказывают, что увеличение количества занятий музыкой и живописью помогает ученикам в усвоении математики и языков.

Американский ученый Мартин Гарднер в своих исследованиях показал, что дети шести и восьми лет, отстававшие в школе от своих сверстников, благодаря увеличению занятий искусством, догнали их в чтении и обогнали в математике. Швейцарские и австрийские исследователи ввели для детей от семи до пятнадцати лет занятия музыкой за счет часов математики и языков. Дети, обучавшиеся по такой программе, за три года не только не отстали от своих сверстников, занимавшихся по обычной программе, но, наоборот, показали такой же уровень математических знаний. В языках успехи этой группы детей были даже выше, чем у тех, кто именно языками занимался больше.

С помощью новейших исследований мозга мы приобретаем все новые нейробиологические и нейрофизиологические сведения. Согласно полученным результатом, слушание музыки и игра на музыкальных инструментах способствует укреплению связи и активности между двумя полушариями мозга.

Каждое музыкальное произведение состоит из мелодии и ритма. Сегодня нам доподлинно известно, что обработка мелодии, по сути дела, происходит в правом, а ритма — в левом полушарии мозга. Во время игры на музыкальном инструменте одновременно участвуют оба полушария, вследствие чего достигается оптимальное сбалансирование обоих полушарий мозга. Результаты исследований свидетельствуют о том, что вследствие многолетней музыкальной активности у музыкантов существует непосредственная связь между правым и левым полушарием мозга [2, с. 136].

Начать заниматься с детьми стоит уже с четырехлетнего возраста. Регулярные занятия музыкой улучшают память и стимулируют умственное развитие детей, утверждают канадские ученые. Им удалось получить первые доказательства существования связи между занятиями музыкой и умением концентрировать внимание. Спустя год после начала занятий дети показывали более высокие результаты в тестах на память, которые связаны с такими показателями общего интеллектуального развития, как грамотность, математическое мышление и уровень IQ, чем дети, не занимающиеся музыкой. После уроков музыки наступает существенное улучшение функций памяти, — говорит профессор Лаурель Трейнор из Университета Макмастера (Канада). Профессор Трейнор, возглавлявшая исследовательскую группу, сравнила 120 детей в возрасте от шести до семи лет. Шестьдесят из них только начали занятия в музыкальной школе, с шестьюдесятью другими музыкой не занимались. Дети, выбранные для участия в эксперименте, росли примерно в одинаковых условиях. Профессор Трейнор особо отмечает, что занимавшиеся музыкой дети показали значительно лучшие результаты в тестах на запоминание. «Это показывает, что занятия музыкой оказывают воздействие и на общую когнитивную функцию мозга, связанную с памятью и внимательностью, сильнее способствуют росту интеллекта, чем занятия театральным искусством», — считает она [4].

В двадцатом столетии развитие с нарастающей быстротой шло в сторону индивидуализации человека. Поэтому в воспитании детей встает важный вопрос: что же мы хотим воспитывать в ребенке. От ответа на него зависит, будет ли в человеке в процессе его воспитания развиваться видовой эгоизм или индивидуальная человеческая мораль.

Музыкальное образование обычно рассматривается как необходимое только для детей, которые музыкально одарены. Конкурсы и изнурительные занятия являются причиной появления на сцене все более и более молодых виртуозов. Музыкальная техника часто доводится до высших ее пределов. И такая тенденция развития музыкального образования является чрезвычайно ошибочной и разрушительной. Она не принимает во внимание ту потребность, которая живет во всех детях — потребность в занятиях музыкой и искусством. А тем талантливым, кто крутится в этой сумасшедшей мельнице, подчас это приносит больше вреда, чем пользы.

Конкурсы и активная подготовка к ним вызывают у многих детей различные «спортивные» травмы и нарушения в физическом развитии.

Обучение должно быть образным, а не интеллектуальным. Обращение к воображению ребенка эффективно уравновешивает вредные воздействия. Обучение маленьких детей всегда должно быть проникнуто сказочностью, а не понятийными объяснениями, которые делают развитие слишком интеллектуальным [2, с. 43—64].

Все вышесказанное можно обобщить в нескольких основных положениях. Первое — обучение музыке и искусствам должно рассматриваться прежде всего как способствующее целям детского целостного развития и только на втором плане должно стоять достижение высокого результата. Что касается талантливых детей, то при обучении музыке важно не то, насколько искусными музыкантами они станут, а то, каким образом с помощью искусства уравновесить и сделать более гармоничным процесс самого детского возрастного развития и в результате этого укрепить человеческую индивидуальность ребенка.

Музыкальное искусство имеет огромное значение для всего воспитания и обучения детей. Талантливые дети подчас недостаточно получают именно целостного воспитания, так как односторонне эксплуатируется их одаренность и забывается при этом об их целостном развитии. Поэтому особенно в случаях с талантливыми детьми следовало бы позаботиться о целостном художественном воспитании, независимо от качества детской одаренности, проявляется ли она в искусстве или технике. Весь опыт и многие исследования показывают, что музыкальное воспитание и использование искусства как методики обучения необходимо для положительного развития личности.

Например, в возрасте до семи лет ребенок пластичен физически, а интенсивно используемые им силы подражания выступают в роли познавательных сил и, как следствие, он легко обучаем. Поэтому воспитатель ребенка этого возраста прежде всего должен заботиться о здоровом развитии именно органически физических сил ребенка с помощью правильно организованного режима занятий и отдыха. Для всей последующей жизни человека опасно требование раннего развития познавательных сил, например, на несвойственные этому возрасту интенсивные музыкальные занятия. В том случае, если воспитание стремится к внешним достижениям, это всегда достигается за счет сил внутреннего развития человека, и, как следствие, его отношения с реальностью остаются неполноценными [1, с. 249].

Общеизвестно, что средствами музыки мы можем изменять такт дыхания, снижать кровяное давление, убыстрять или замедлять обменные процессы в человеческом организме, уменьшать физическую усталость и стресс, ослаблять нагрузку на органы чувств, уменьшать боль. Занимаясь совместно музицированием и пением, мы можем упражнять различные социальные способности и повышать общее душевное самочувствие. Музыкальная логика и математика развивают мышление, даже упражнение пальцев при игре на музыкальных инструментах укрепляет мозговые клетки. Многозначно и влияние различных ритмов на человеческий организм.

Именно поэтому, музыка и искусство, уже в силу своей внутренней природы должны быть ставной частью любого воспитания, а для этого они должны стать частью образования каждой личности.

Литература

1. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / М. Б. Теплов. — М.: Наука, 2003. — 377 с.

2. Compendium of the 2005 EAS European music congress. — Prague, 2007. — 183 p.

3. Harmony through songs: education through music: The facilitator’s guide / рrep.: Daphne Margaret de Rebello, Michelle Amie Gezentsvey. — Paris: UNESCO, 2002. — 57 p.

4. The Daily Telegraph, Roger Heifield. The Music lessons are development of intellect. — UK, London. — 2006.04.10.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы